Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Как превратиться в бренд

Программа BAS ЕБРР в Казахстане помогает предприятиям сформулировать потребности развития их бизнеса и понять, какую пользу могут принести профессиональные консультанты в повышении эффективности их работы. Программа BAS предоставляет предприятиям гранты, составляющие от 25 до 75 процентов чистой стоимости каждого консультационного проекта, при этом сумма гранта на проект не превышает 10 000 евро.
Периодически многие из нас приглашают любимых на романтический ужин  в гостинично-ресторанный комплекс «DASTAN», покупают медпрепараты в сети аптек «Айболит», приобретают товары для дома в «Домострое», балуют домашних мороженым и кисло-молочными продуктами от «Айс», мясными деликатесами и колбасой от «Рокос». Мы  выбираем именно эти компании за безупречное качество оказываемых услуг и товаров, за хорошо поставленный менеджмент и высокую квалификацию персонала.
И только узкий круг посвященных знает, почему мы делаем это и в чем секрет успеха вышеназванных и многих других компаний. Их отличает то, что они не боятся перенимать опыт других, обращаясь к профессиональным консультантам. Одной из форм поддержки при внедрении консультационных  проектов для них стала программа BAS ЕБРР в Казахстане.
Букварь для бизнесменов
— Спектр поддержки программы BAS достаточно разнообразный и представляет те сферы экономики, где работает малый и средний бизнес. В разрезе предприятий МСБ 50 процентов проектов занимают два сектора — пищевая промышленность и торговля. Эта картина отражает реалии нашей экономики, — констатирует менеджер программы ВАS ЕБРР по Казахстану Жанибек Сулейменов.
Как у любого финансового института у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) есть свои ограничения. Программа BAS не поддерживает игорный бизнес, предприятия, которые производят и реализуют крепкие алкогольные напитки, табачную продукцию и вооружение. Но, работая с успешными компаниями, программа превращает их в бренд.
В Актобе первый консультационный проект при поддержке программы BAS был реализован в мае 2003 года, когда АО «Компания «ГИС» решило воспользоваться помощью профессионалов в разработке бизнес-плана.
Активизация деятельности и интенсивное налаживание контактов, по мнению директора представительства программы BAS в Западном Казахстане Нафисат Ермагамбетовой, начались в июле 2006 года, когда в Актобе открылся офис программы.
Чуть раньше, в мае, появился первый квалифицированный консультант — ИП «Соболева Светлана», известный как компания «Web-Strategy». В настоящее время в четырех регионах страны работают 23 консультанта, квалифицированных программой BAS.
В числе «свежих» проектов — завод по производству одноразовых шприцев ТОО «BRANDO» в Атырау и супермаркет семейного типа «Sapamarket» в Актобе.
Индивидуальный предприниматель Ерлан Балманов долгое время работал в сфере оптово-розничной торговли продуктами питания и товарами народного потребления. Но опыта руководства супермаркетом у него не было. Концепция торговой сети, разработанная консультантами, помогла продумать бренд, комплекс расстановки товаров (мерчендайзинг), стандартов обслуживания и план маркетинговой активности на полгода.
К чему это привело, актюбинцы могут убедиться сами.
— Официально мы открылись 11 февраля этого года. Прошло почти 8 месяцев, и я могу однозначно сказать, что своевременный консультационный проект помог избежать рисков. Они обязательно возникли бы из-за отсутствия опыта в розничной торговле. Естественно, все это укрепило наши позиции на рынке, — говорит Ерлан Балманов, участник  программы. Ощутим и социально-экономический эффект от создания «Sapamarket». Трудоустроено 37 человек, из которых 31 — женщины.
— Актюбинская область — достаточно сложный регион, где на развитие МСБ влияет присутствие нефтяной промышленности. Это характерно и для Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангыстауской областей. Но мы надеемся, что наша работа помогла в диверсификации экономики западного региона, позволила субъектам МСБ стать лучше и конкурировать не только с компаниями из других регионов, но и из России, — так оценил промежуточные итоги 11-летней работы Жанибек Сулейменов. — Первый раз я попал в Актобе в 2005 году. Это был совсем другой город и другие люди. Радует, что все изменилось к лучшему, и мы очень горды, что были частью этих перемен.
Консалтинг по-иргизски
Программа BAS помогла ТОО «Алтын Асель» Иргизского района повысить племенные качества актюбинских казахских курдючных полугрубошерстных овец. Реализовать проект взялся профессиональный консультант — кандидат сельскохозяйственных наук, один из соавторов породы Куанышкали Есенгалиев.
Кстати, в старые добрые времена белая и светло-серая шерсть овец этой породы была в остром дефиците. Ведь она шла на изготовление качественных натуральных ковров. Увы, сегодня ТОО и другие производители шерсти испытывают не менее острый дефицит со сбытом. Но это тема другого отдельного разговора.
В 2007 году крестьяне столкнулись с проблемой, присущей всем племенным хозяйствам. Не было грамотного специалиста для проведения специфических селекционно-племенных работ, необходимых для поддержания статуса племенного хозяйства.
В рамках проекта консультант провел оценку племенной ценности  молодняка 2006 года, разделил его на классы, определил производственно-племенное назначение, качество состриженной шерсти, а также обучил сотрудников хозяйства необходимым навыкам.
— Качество поголовья заметно улучшилось: вес овец в среднем увеличился на 4 килограмма, повысился и настриг шерсти. Руководство ТОО осталось довольно качеством оказанных услуг и решило продолжить сотрудничество со мной, — сказал Куанышкали Есенгалиев.
Управлять по-новому
Усовершенствование системы управления и рост объема продаж позволили хозяину двух торговых маркетов за короткий период открыть еще два магазина. Кто знает, как бы дальше пошли дела у руководства ТОО «Домострой», если бы в один прекрасный день, как теперь сами понимают, они не обратились за помощью в агентство тренинга и консалтинга «Диалог». Понимая, что управлять по-старому уже нельзя, менеджеры приняли предложение профессионального консультанта о внедрении проекта «Пошаговое развитие».
— До прихода консультанта все процессы у нас проходили стихийно, интуитивно, — с улыбкой вспоминает директор компании Елена Сливенко. — Сегодня, благодаря ежемесячному анализу финансового состояния, мы четко видим, где сейчас находимся и ясно представляем себе, куда должны прийти завтра. У персонала появилась серьезная мотивация работать эффективно.
— Не обязательно биться головой о стенку, не надо изобретать велосипед. Можно просто использовать чужой опыт, — советует директор агентства тренинга и консалтинга «Диалог» Айжан Дуйсебаева. — В рамках программы «Диалогом» реализовано 7 проектов для местных предприятий. BAS — великолепная поддержка, которая придает клиенту уверенность в своих силах, это своего рода страховка от рисков.
Конечно, хозяин «Домостроя» долго размышлял, прежде чем согласился на внедрение высокозатратного проекта. Но, как говорится, кто не рискует… Шампанское открыли после взлета продаж. Успех был налицо, тем более, что 50 процентов расходов на консультационные услуги были возмещены предприятию программой BAS.
Ляззат ЕГИБАЕВА

Колонка "Взгляд"