В стенах больниц и поликлиник всегда незримо присутствует ощущение какой-то внутренней напряженности. Это, видимо, объясняется высшим пределом душевных переживаний сотен страждущих людей, волею судьбы вынужденных здесь находиться. Они в полной мере осознают здесь реальный смысл понятий Жизнь и Смерть и то, насколько тонка грань между ними…
Как много зависит в этой ситуации от отношений между медиками и больными, профессионализма врачей и медсестер, микроклимата в коллективе наконец! Ведь человек порой приходит к медикам с последней надеждой и ждет от них, если не чуда, то хотя бы просто доброго слова, которое, кстати, тоже лечит.
К сожалению, в нашей повседневной жизни эти отношения не всегда соответствуют требованиям, о чем свидетельствуют примеры из повседневной жизни.
О важности этики человеческих и профессиональных взаимоотношений в медицине сегодня размышляет заслуженный врач РК, ветеран труда, отличник здравоохранения СССР и РК Избаскан Аймагамбетов.
Что такое
деонтология?
Вряд ли нужно доказывать, что гуманность всегда была особенностью медицины и ее главного представителя — врача. Впервые морально-этические и нравственные нормы поведения врача сформулировал Гиппократ в своей знаменитой клятве. Его величие, прежде всего, в гуманизме, в том, что он считал человека венцом природы. Термин «деонтология», означающий учение о должном в медицине (от греч. «деон» — должное и «логос» — учение), введен в обиход в начале прошлого столетия английским философом Бентамом, как обозначение науки о профессиональном поведении врача. То есть это наука о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике врача, посвятившего себя благородному делу — заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками.
Определенные деонтологические нормы и правила, конечно, присущи и иным профессиям. Однако трудно найти другой такой вид деятельности человека, как медицина, где врач в буквальном смысле слова «держит» в руках жизнь человека и связан с его личностью духовными, нравственными представлениями, отношениями в семье и обществе.
Общение врача с больным начинается с их первой встречи, а иногда и раньше, при предварительном ознакомлении врача с медицинскими документами больного. С этого момента и вступают в силу деонтологические требования. Человек — высшая ценность, таков принцип гуманизма, важнейший принцип медицинской деонтологии.
«…От души
и с чистой совестью»
Можем ли сегодня утверждать, что в высших медицинских учебных заведениях уделяется должное внимание деонтологии? К сожалению, нет. Выпускники вузов не имеют элементарных понятий о ней. А ведь деонтологическое воспитание и профессиональное обучение органически связаны. Трудно представить, чтобы морально-этические нормы, правила и требования существовали сами по себе, не вплетаясь в сложную канву взаимоотношений врача с больным, с его семьей и родственниками, сотрудниками на работе, коллегами и общественностью. Вряд ли возможны душевный контакт в процессе врачевания, понимание тонких механизмов и специфики заболевания, диагностики, лечебной тактики без чуткости врача, его доброты, внимания, заботы, наконец, самоотверженности и чувства гражданского долга. Совершенно очевидно, что воспитание врача, как и совершенствование его профессиональных качеств, не заканчивается с получением диплома, а является процессом постоянным, сопровождающим врача всю жизнь. Медицинская деонтология постоянно развивается, возрастает и ее значение, врач как личность в социальном и психологическом плане не ограничивается узкой лечебной деятельностью, а участвует в решении сложнейших проблем воспитания и повышения общего культурного уровня населения.
Хотелось бы вспомнить слова Женевской декларации, принятой Генеральной ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации: «Являясь представителем медицинской профессии, я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я буду заниматься своим делом совестливо и с достоинством. Моей основной заботой будет здоровье пациентов. Я буду уважать секреты, которые мне доверяют. Я всеми силами буду поддерживать честь и благородные традиции медицинской профессии. Я не позволю, чтобы религия, национализм, расизм, политика и социальное положение оказывали влияние на выполнение моего долга. Я буду поддерживать высшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия, даже под угрозой не используя мои знания в области медицины в противовес законам человечности. Я даю эти обещания торжественно, от души и с чистой совестью».
До последней минуты
Врач всегда должен помнить о «золотом правиле»: он может предложить больному тот или другой метод лечения, даже опасный, рискованный, или новую операцию лишь в том случае, если он может рекомендовать применение этого метода самому себе или своим близким.
Умелое применение врачом деонтологических приемов при лечении больного укрепляет веру и надежду у пациента в излечимость его болезни, и это свидетельствует о высоком профессионализме медработника.
Да, к сожалению, далеко не всех тяжелых больных даже с помощью современных методов удается спасти. Но жизнь человека священна, и врачи должны бороться за нее до последней минуты. Известно немало случаев, когда так называемый «обреченный» больной в результате врачебной настойчивости, упорства, подлинного героизма врача возвращался к полноценной жизни. Долг человеколюбия требует от врачей беззаветной борьбы за каждого больного, даже за каждый час жизни. Врачу нужно знать и о том, что население должно видеть в нем спасителя от недугов, каждый должен быть уверен, что если с ним случится самая большая беда, медицина сделает все возможное. Лечить больного, а не болезнь — один из основных принципов медицины. Нельзя представить подлинное врачевание без соблюдения принципов деонтологии и этики. Врач должен контролировать свое поведение и свои действия по принципу «психологической обратной связи» и по малейшим реакциям больного обязан быстро оценивать и правильно корректировать тактику лечения.
Медицина
требует призвания
В современных условиях, несомненно, повышается роль личности врача в общественной жизни. В этой связи профессиональный отбор, показатели пригодности человека к деятельности врача приобретают большое значение. Сегодня, решая посвятить себя медицине, юноша или девушка должны взглянуть на себя «со стороны» и задать вопросы: есть ли у меня такие качества, как стремление оказать помощь ближнему в самых сложных условиях, всегда ли готов быть полезным, могу ли я поставить общественные интересы выше личных, смогу ли я работать медиком?
Научиться медицине, врачебному искусству, если нет вышеизложенных качеств, также невозможно, как научиться поэзии или сценическому искусству. Вполне естественно, что врач в представлении каждого человека, а больного в особенности, является носителем всех лучших качеств, присущих людям, и они вправе ожидать от него их проявления. Долг врача, его обязанность — ставить интересы больного, страдающего человека выше личных. Приходя к врачу, больной доверяет ему, делится с ним своими подчас глубоко интимными, сокровенными мыслями, которые он не доверил бы никому другому, даже самому близкому. Это всегда нужно помнить, понимать и ценить. Большой душевной силой должен обладать врач, чтобы проникнуться чужими переживаниями и чутко на них откликнуться. Врачу необходимо вместо холодных, официальных расспросов больного терпеливо, участливо и по-дружески вести с ним беседу. Известный русский ученый-медик С. Боткин считал, что врач как истинный друг, должен выслушать больного, узнать все его беды, помочь ему устранить их, поднять дух и поддержать тело. Врач должен знать, что этим не «балует» больного, а исполняет лишь свой священный долг.
Профессия — подвиг
Жизнь предъявляет к врачу значительные требования, которые подразумевают самоотверженность, чистоту души и величие помыслов, и делают, в конце концов, его труд подвигом. Не всякий способен на это. Заметим, что не всегда и не каждый врач идеально чист в моральном отношении. Но, несомненно, что врач должен быть в глазах больного прежде всего авторитетом. И здесь нет мелочей. Даже неэстетический вид мешает формированию доверия больного к врачу.
Правда, оказывая помощь больному, он вынужден иногда выслушивать необоснованные претензии, даже брань и угрозы со стороны отдельных больных и их родственников. Почти в любой другой профессии можно немедленно отреагировать на это: отказать в просьбе, прикрикнуть или даже указать на дверь, но врач ни при каких обстоятельствах не должен позволить давать выход своим чувствам и эмоциям. Он должен быть образцом самообладания, выдержки и профессионального долга, достоинства, обязан относиться к больному заботливо, уважительно и вправе ожидать взаимного уважения к себе. Общественность, врачи и организаторы здравоохранения должны воспитывать население в духе уважения к медицине и врачу. Не исключено и привлечение граждан к ответственности за оскорбление медицинского работника.
Вместе с тем фамильярное обращение с больными и их родственниками, как и с сослуживцами, не повышает, а, наоборот, снижает авторитет врача. Достоинство, некоторая строгость, но вместе с тем внимательность и доброжелательность — вот что значительно способствует его авторитету. Для врача больной должен быть самым близким, родным человеком, а для больного врач — это тот человек, которому он верит и которому вверяет свою жизнь. Поэтому и больной должен уважать в нем человека, его преданность делу. Это в полной мере относится не только к больным, но и к их родственникам.
Как вести
себя с родными
Взаимоотношения врача с родственниками больного начинаются обычно с первых же моментов госпитализации или посещения поликлиники пациентом. При этом родственников интересует все, что касается и диагноза, и прогноза заболевания. И это естественно. Беседа с родственниками требует от врача большого искусства, такта, деликатности. Одним из важных деонтологических принципов является правдивость. Это не противоречит соблюдению врачебной тайны. Врач должен честно сказать о предполагаемом диагнозе, плане обследования и лечения. Нужно дать понять родственникам, что все необходимое будет сделано, что больной не останется без внимания и помощи. О прогнозе всегда следует говорить осторожно и, если он представляется врачу неблагоприятным, постепенно подготовить родственников к столь печальному сообщению. Даже в очень серьезных случаях лучше говорить, что каждая болезнь имеет свою динамику, и нередко под влиянием лечения изменяются первоначальные прогнозы. Не всегда, отвечая на вопросы в подобной ситуации, по-видимому, следует ограничиваться коротким «да» или «нет». Имеется и третьего рода ответ: может быть. Прямолинейная откровенность далеко не всякий раз уместна и может в некоторых случаях резко отрицательно подействовать на родственников. Иногда вместо диагноза лучше сообщить им об особенностях болезни, возможных путях излечения, взвешивая каждое слово, чтобы опять-таки не травмировать психику и без того встревоженных людей. Бывает, что родственники настаивают на проведении больному дополнительных, необходимых с их точки зрения, исследований, требуют применения новейших лекарственных средств. В подобных случаях необходимо проявить такт, терпение, умение дать исчерпывающие разъяснения, способствующие разрядке порой накаленной атмосферы. Настойчивые просьбы родственников пригласить консультантов не должны оставаться без внимания. Ведь часто такие просьбы вызваны вполне объяснимым стремлением сделать все, даже невозможное для спасения жизни близкого человека. Отказ в этой, в общем-то, естественной человеческой просьбе недопустим, даже если нет необходимости в консультации. Осмотр другим специалистом успокоит и пациента, и родственников, будет способствовать созданию более благоприятной психологической обстановки, уберет почву для жалоб и конфликтов. Особенно отрицательно влияют на больных и родственников слова, даже сказанные вскользь, о якобы неправильных действиях других врачей, например, ранее осматривавших и лечивших этого пациента, а также оценка коллег. Помню возмутительный случай, когда один врач в адрес своего коллеги в присутствии больного сказал: «Какой дурак прописал тебе это лекарство?»
Это, несомненно, снижает авторитет не только самого врача, но и медицины в целом. К сожалению, встречаются еще случаи недоверия, неуважения, грубого отношения к врачу, возникающие от непонимания, плохого воспитания, чрезмерного самомнения или моральной распущенности. Долг общественности — всемерно ограждать медицинских работников от подобных лиц. В то же время совершенно очевидно, что авторитет врача зависит не только от него самого.
В кругу коллег
Правильные взаимоотношения в коллективе медиков важны со всех точек зрения. Они повышают авторитет врача в глазах больных, лечебный и научный авторитет учреждения. Каждый врач в своей повседневной деятельности должен исходить из личной и коллективной ответственности перед больными и, в конечном счете, перед обществом. Не требует доказательств, что врач должен быть честным, порядочным и бескорыстным человеком.
В повседневной жизни профессиональная честность имеет большое значение, и ее нарушения, отступления от «клятвы Гиппократа» приводят к общественному порицанию и даже к бойкоту медика, переступившего грань честности. В практике здравоохранения нашей страны и области имеются факты грубого нарушения «Присяги врача РК», когда медик в стенах государственного медучреждения получает деньги или оплату в иной форме за прием больного, операцию, лекарства и т.д., что, безусловно, является преступлением и должно караться по закону. И в моей практике были случаи, когда пациенты обращались с жалобой на случаи вымогательства врачами вознаграждения за оказанные услуги. Врачебная общественность и государство должны бороться с такого рода явлениями, воспитывать врачей в духе бескорыстной медицинской помощи.
Мысли, созвучные такому подходу, мы вновь находим у Гиппократа, который писал: «Вся мудрость медицины — это презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами — должна быть на вооружении врача».
К сожалению, в наши дни встречаются все еще самодовольные высокомерные врачи, старающиеся всюду и везде прославить себя. Используя любую возможность, они стремятся подчеркнуть свой «особенный» опыт и знания, и тут же, как бы вскользь, дают отрицательные характеристики коллегам, обвиняют их в ошибках и неграмотности.
Серьезного внимания со стороны администрации лечебного учреждения и старших товарищей требуют к себе врачи, у которых замечена склонность к хвастовству, немотивированная уверенность, необоснованная решительность, переоценка своего опыта и знаний. Такие черты поведения должны активно пресекаться, ибо в них источник грубых, а порой и трагических ошибок, цена которых — жизнь человека.
Слово лечит,
слово ранит…
Приведу один пример. Врач с достаточным стажем работы, когда к нему обратился недовольный больной по поводу проводимого лечения, сорвался: «Тебя никто не вылечит, у тебя рак желудка, ты через месяц умрешь». В другом случае врач заявил больному, страдающему язвенной болезнью желудка: «Ты употребляешь пищу, как свинья, так поступает и твоя жена, поэтому тебя никто не вылечит».
Такие необдуманные слова врача глубоко травмируют больного и даже приводят к тяжелым, а порой и трагическим последствиям. Если одно утешительное слово врача может приобрести магическое оздоравливающее действие, другое, наоборот, в буквальном смысле, убийственное: так действует на больного суровый приговор врача, не знающего или не желающего знать силы внушения. Вот почему большое значение имеет борьба с ятрогенией, т.е. предупреждение возможной травмы больного непродуманными, неудачно сказанными словами врача. Под ятрогенными заболеваниями следует понимать такие болезненные состояния, которые вызываются «по вине врача или возникают у мнительных субъектов под воздействием контакта с врачом или чтения медицинской литературы». Иногда врачи забывают, что ятрогения опасна не только для самого больного, но и для членов его семьи, когда эмоциональный подход к больному может привести к пагубным последствиям. Недаром опытные врачи не лечат и не оперируют близких родственников. В медицинских коллективах сейчас практически не уделяется внимания проблеме охраны психики больного.
Есть такое выражение: если больному после беседы с врачом не становится легче, — это не врач. Многовековой опыт медицины подтверждает могущество слова. Умное, авторитетное, доброе, произнесенное с определенными интонациями слово врача помогает больному преодолевать страх, внушает ему надежду на выздоровление. Без всякого преувеличения это — великое искусство, которому врач обязан учиться всю жизнь.
Вместо заключения
Перед работниками здравоохранения всегда стояли и стоят большие задачи, в том числе и озвученные в недавнем Послании Президента РК народу страны. Большая роль отводится медицинским работникам в реализации Государственной программы «Саламатты Қазақстан», основанной на принципах участия каждого казахстанца в формировании здоровой нации путем объединения усилий общественных организаций и государственных структур.
В связи с темой нашего разговора хочу отметить, что и в профилактической медицине должны строго соблюдаться принципы этики и деонтологии. Правда, деонтологическая схема «врач-больной» изменяется, и врачу нужно строить свои взаимоотношения со здоровыми людьми, их семьями, рабочими коллективами.
Р.S. Уважаемый читатель, публикуя эту статью, редакция и автор надеются, что тема не оставит вас равнодушным, вы выскажете свое мнение и мы продолжим сегодняшний разговор.