Рекомендации по этому вопросу дает педагог-дефектолог средней школы № 19 Гульзат ДАНАБЕКОВА:
— Нельзя говорить детям слова «нет», «неправильно», «ты не прав». Попробуйте заменить эти фразы словами: «Подумай еще раз», «Ты уверен в своем ответе?», «А какие еще у тебя есть варианты?».
При выполнении домашнего задания вместо вопроса «Ты сделал уроки?» или «Дай я проверю, как ты сделал уроки» нужно предложить ребенку выполнить задание вместе с ним или попросить у него разрешения заглянуть в его тетрадь, дневник. Нужно предложить школьнику выполнить задание самому. В этом случае он начинает вникать в суть, уточнять у родителя, делающего с ним уроки, развивая тем самым свою речь, почувствует доверие со стороны взрослого. Если же ребенок ничего так и не понял, то выполните с ним одно задание для образца.
У ребенка должны быть свои обязанности по дому. Он может вынести мусор, пропылесосить по определенным дням, так, чтобы это вошло в привычку. Поручайте ребенку посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит его, то подведет и себя, и других. Позвольте ему выполнить ответственное задание в удобном для него темпе, не торопите его. А если у него не получается как нужно, ваша главная задача — убедить, что он учится, растет, и каждый день у него прибавляются опыт и умение.
Подросток должен знать, что окружающие люди нуждаются в нем, ощущать себя равноправным членом семьи. Включайте детей в семейные обсуждения, считайтесь с его мнением. Обязательно хвалите его.
Необходимо находить любой повод, чтобы похвалить ребенка, отметить любое его достижение. Похвала воспринимается детьми прежде всего как выражение положительного к себе отношения и стимулирует активность ребенка, который стремится многократно заслужить одобрение взрослых. При этом активность детей, вызванная стремлением к похвале, нередко переходит в заинтересованность к учебе, а иногда и познавательный интерес.
Беседу с ребенком заканчиваем приятными словами. Ваш ребенок должен вас не бояться, а уважать. И еще один совет: ведите запись на листе, куда за каждый день вписывайте сделанные им хорошие поступки. Листок можно прикрепить на дверцу холодильника либо на стене в его комнате. Важно, чтобы ваш сын или дочь видели это, и тогда мотивации к хорошим поступкам у него будут возникать чаще.
Иллюстрированное фото из открытых интернет-источников