Учащихся старших классов обучали кибербезопасности и кибергигиене.
Слоган «Цифровая безопасность начинается с тебя» стал манифестом масштабного мероприятия в рамках декады «Қазақстан балалары», приуроченной к Международному дню защиты детей. Цель инициативы — привлечь внимание к вопросам детства и сформировать среду, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя услышанным, защищенным и важным.
С 22 мая в учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования и культурных центрах проходят мероприятия, направленные на повышение осведомленности о правах детей и создание условий для их всестороннего развития. Специалисты управления образования совместно с работниками профильных учреждений, департамента полиции, акиматов и представителями НПО каждый день информируют о ключевых темах — правах ребенка, их безопасности, образованию, воспитанию, здоровью и созданию условий для развития.
В среду, 28 мая, в IT hub специалисты в сфере IT-технологий и сотрудники правоохранительных органов рассказали старшеклассникам о кибербезопасности, о том, как защитить себя в интернете и не стать жертвой мошенников.
По словам организаторов, в современном мире важно сформировать у детей культуру ответственного поведения в цифровой среде. Проинформировали о принципах создания надежных паролей, ознакомили с правилами общения в социальных сетях, учили распознавать фейковые сайты и предостерегли от опасности открытых Wi-Fi сетей.
Спикер, менеджер по развитию бизнеса ТОО «Лимб 2» Кирилл Крючко объяснил понятие кибергигиены, направленной на защиту своей цифровой личности.
В интерактивной форме ребята обсудили ситуации, в которых они могут столкнуться с киберугрозами, и то, как найти верное решение проблемы. В первую очередь Кирилл Крючко советует избегать общения с незнакомыми людьми в чатах, не переходить по неизвестным ссылкам, прекращать разговоры с подозрительными людьми, игнорировать любые завлекающие рекламы в гаджетах. Никогда не предоставлять личную конфиденциальную информацию сомнительным контактам. К тому же мошенники ловко используют возможности ИИ, посредством которой можно воспроизводить голос родного человека и сгенерировать его фото, да так, что любой поверит в подлинность и попадется на удочку аферистов.
Директор по развитию бизнеса АО «Транстелеком» Канат Сырлыбаев отметил важность и актуальность темы, поскольку IT-технологии — самые быстроразвивающиеся в мире. Однако они являются угрозой безопасности персонализации данных. Изощренные мошеннические схемы — от фальшивых звонков из банков до поддельных интернет-магазинов — каждый раз убеждают нас в неограниченных возможностях человеческой изобретательности. Все это требует от каждого из нас не просто бдительности, но и цифровой грамотности.
— Доверчивость в сети может обернуться серьезными последствиями — утратой денег, данных и даже репутации, ведь дети любят выкладывать свои снимки, видео, — резюмировал Канат Сырлыбаев. — Противостоять можно только знаниями. Важно говорить о кибергигиене, учить детей и взрослых распознавать обман, проверять информацию и защищать свои данные.
Информационная безопасность — реальный навык выживания. Самый легкий способ уберечь ребенка в цифровом мире – это установить в его телефоне функцию «родительский контроль». Таким образом у родителей появится полный доступ к контактам их чада, его переписке при соблюдении прозрачного и доверительного диалога. К тому же программа обеспечит запрет на ряд доступных и сомнительных приложений.
Эксперт уверен, выработать иммунитет против телефонной зависимости помогут занятия в спортивных секциях, водные процедуры, поездки на природу, прогулки, катание на велосипеде, чтение литературы.
Организаторы отметили, что такие мероприятия важны в условиях растущего числа киберпреступлений, потому они будут проводиться и дальше в рамках проекта по цифровой грамотности среди школьников.
Две тысячи обращений в день
В тот же день в рамках тематического дня «Кибер Тұмар» 40 городских школьников ознакомились с работой ситуационного центра при акимате области. Ученики увидели, как специалисты принимают звонки, как реагируют, и многое другое. Здесь сосредоточены сервисы коммунальных услуг, служб, отвечающих за благоустройство и безопасность населения региона, всего свыше 80 госорганов, предприятий и организаций.
Аналитическая служба обрабатывает все обращения жителей области, поступающие в call-центр, мессенджеры, а также жалобы, выявленные посредством круглосуточного мониторинга в социальных сетях, и направляет их в государственные органы, акимам районов и г. Актобе.
Каждая жалоба рассматривается по уровню критичности, если есть угроза жизни и здоровью человека, то решение по вопросу принимается моментально. В остальных случаях ответы предоставляются в течение 120 минут.
Для связи с населением Call-центр 109 работает в режиме 24/7. Ежедневно принимается более 2 000 звонков и обращений.
Нургуль АРИНОВА
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА