Таким вопросом задался Отеген Койшиев в 1998 году в газете «Дат». Позже автор статьи привел прижизненный рисунок Айтеке би испанского художника XVII века Хуана Харриса и фото антропологической реконструкции современных ученых Исмагуловых.
Этот факт рассказал по видеосвязи доктор исторических наук, профессор, академик Оразак Исмагулов на международной научно-практической конференции в честь 380-летия Айтеке би.
– Эта же статья вышла потом в сборнике поэта Сардарбека Кожагула «Бахадур Жалантос», других изданиях. Койшиев писал, что рисунок и реконструкция очень похожи между собой. Об этих публикациях мы узнали лишь в 2020 году, хотели встретиться с автором. Но, к сожалению, Койшиев скончался годом ранее, в Кызылорде. Для нас было удивительно, как портрет, созданный почти 300 лет назад, сохранился до наших дней, – поведал научный сотрудник лаборатории физической антропологии Национального музея.
Он работает вместе с Айнагуль Исмагуловой – старшим научным сотрудником лаборатории физической антропологии НИЦ археологии и антропологических исследований Южно-Казахстанского университета имени М. Ауезова. Сейчас они готовят монографию объемом 20 листов «Айтеке би (историко-антропологическое исследование)», планируют издать на двух языках к концу 2025 года.
– Этой тематикой мы начали заниматься в 2005-м. Министерством культуры Узбекистана тогда была создана комиссия, проведены археологические раскопки погребения Айтеке би, расположенного с восточной стороны от стен мазара Сейткул аулие на территории зератханы города Нурата Навоийской области. Извлекли только череп и отправили в Институт археологии в Самарканд. Однако по дороге машина попала в аварию, пострадали несколько человек, череп был разломан. Узнав об этих событиях, мы с письмом от Института истории и этнологии МОН РК обратились в их министерство с просьбой разрешить провести раскопки погребения Айтеке би для антропологического изучения. Нам разрешили, однако не позволили вывозить останки из Узбекистана. Антропологические изыскания, включая основные остеологические измерения и фотофиксацию, пришлось вести в полевых условиях, кости сразу возвратили на место. С позволения узбекского представителя отправили череп на два месяца в лабораторию Герасимова в Москве для реконструкции внешнего облика Айтеке би. Таким образом, нами был получен его достоверный портрет.
Гульсым НАЗАРБАЕВА