Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Камера. Мотор. Начали!

В новой ленте «Қиял» актюбинский режиссер Асан Ирбулатов возвращается к теме подростков, их поисков собственного «я», извечной проблеме отцов и детей.

Кастинг вызвал ажиотаж

Это не первый опыт молодого режиссера в подобной тематике, он уже обращался к сюжетам про детство, переживаниям ребенка, столкнувшегося с миром взрослых. Это звучало лейтмотивом в дипломных работах Ирбулатова еще в студенчестве, в Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, а после — в короткометражках.
Новый фильм — казахоязычный. Его поймут и те, кто только начинает изучать государственный язык. Спойлерить фильм Асан не стал. Рассказал, что в главных ролях непрофессиональные актеры: подростки от 15 лет и старше, прошедшие кастинг. События происходят в Актобе, жизненные ситуации героев близки многим, оттого и стиль общения приближен к разговорному.
Журналист «АВ» беседовал с режиссером во время рабочего процесса с актерами. И хотя съемки начнутся в первых числах августа, уже сейчас плотно идут занятия с группой. Кстати, кастинг прошел ажиотажно. Более двухсот юношей и девушек пробовались на роли, но в десятку отобрали самых ярких, артистичных. Для остальных как вариант — массовка.
— При этом я иногда привлекаю актеров местного драмтеатра. Многие играли в первой моей полнометражной ленте, – делится Асан. — В новом проекте мы хотели показать иной формат — кино о детях, подростках, посыл идет к поколению next.
— Снять фильм – рискованное предприятие. А как же без системы Станиславского, где достижение полного психологического вживания в роль — одна из составляющих заставить зрителя поверить?
— В арсенале любого режиссера, думаю, присутствуют трюки и механизмы, которые помогут перевоплощению или достижению максимально честной игры, когда зритель поверит, — ответил Асан. — Во всяком случае, у меня они есть. Опыт прошлых работ показал это. А переиграть детей не получится даже у профи.


Над фильмом работают:

Гаухар Алиманова, член Союза дизайнеров РК. Выпускница КазНАИ имени Т. Жургенова.
Будет создавать костюмы для фильма «Қиял». Сценическую одежду Гаухар зритель мог видеть в постановках драмтеатра имени Т. Ахтанова «Тлеу батыр» и «Айман Шолпан». Опыт с костюмами в кино появился на площадках Казахфильма.

Мадина Муратова — основатель школы танца и моды «Mega Stars». Продюсирует фильм Асана Ирбулатова.
— Для меня это новое направление, хотя закулисье мира кино знакомо. Дочка снималась в казахстанско-российском проекте. Обращение к теме детей в современном казахстанском кино малоактивно. Мы решили рискнуть. Бюджет чуть больше пяти миллионов тенге. Вижу потенциал Асана, его амбиции, планы и предыдущие работы, поэтому решилась на поддержку местного таланта.


 

 

По ту сторону волшебного экрана

Что сейчас можно протрубить, прокричать в искусстве кино? Как сказал один известный режиссер, снимают в наше время все и что угодно. Камера любого телефона весом не более двухсот граммов всегда при тебе. Выходи на улицу и снимай живое кино, персонажи рядом.
За какую живую струну души дернуть зрителя, чтобы он не покинул раньше времени кинозал?
В этом плане Асан не тщеславен, понимает, что всем не угодишь. Кино всегда будет необходимо зрителю, и он придет на свой фильм, плохой ли, хороший, но киноискусство — категория бессмертная. Даже с малым бюджетом, не претендуя на успех, делать кино сегодня нужно, рассуждает молодой режиссер, другой вопрос — форма и содержание.

Асан Ирбулатов, режиссер, 36 лет. Уроженец села Кос-Истек Каргалинского района Актюбинской области. Поступил на грант в КазНТУ по специальности «Радиотехника. Электроника». После закрытия филиала в городе перевелся в головной вуз в Алматы. Не окончив третьего курса, поступил в Казахскую академию искусств имени Т. Жургенова на режиссера кино и телевидения.

В жизни Асана Ирбулатова кино было всегда. Он мальчиком смотрел все фильмы, понимал-не понимал, но ему нравились динамика и драйв происходящего. Триллеры, драмы, фэнтези манили с экранов. С уважением Асан относится к фильмам советской эпохи. Творческая натура юноши искала выплеска в стихотворной рифме, песенных жанрах. Самостоятельно освоил игру на фортепиано, гитаре. Было в его жизни место и спорту. В общем, как свойственно ищущему, талантливому юноше. Впитывал все, пробовал себя в разном амплуа.
— В 13 лет серьезно перечитал всего Шекспира, — рассказывает Асан.
Его младший брат работает в сфере строительства. Когда Асан поменял стезю стабильной профессии на непонятное, малоперспективное дело режиссера, которое успеха не пророчило, родители пытались его отговорить.
Их мнение кардинально поменялось в тот день, когда старшему сыну поступили заказы на выпуски документального кино. Вернувшись в родной Актобе, парень устроился на один из местных телеканалов. Интересные передачи с командой единомышленников были оценены на республиканских конкурсах, завоевывали призы.
— Все предопределено свыше, — уверен Асан. — Я увлекся фильмами еще тогда, когда телевизор в родном Кос-Истеке показывал всего два канала. Было сильное желание стоять по ту сторону волшебного экрана и отдавать команды: «Камера, мотор, начали!».
Потому не случайно, бросив третий курс технического вуза и пройдя творческие конкурсы, парень вошел в список студентов режиссерского отделения академии. Его
манила мечта.
— Атмосфера академии заслуживает отдельного разговора. Другие люди, артисты театра и кино, которых видел по телевизору, предстают в роли твоих учителей. Многие именитые соглашаются играть в твоих дебютных преддипломных работах, понимая важность процесса для молодого режиссера, — вспоминает золотое время учебы Асан.
Студентами они присутствовали на многих алматинских фестивалях, счастливчики были свидетелями выступлений корифеев кино, таких как Софи Марсо, Кевин Костнер, мастеров казахстанского кино Ардака Амиркулова, Аманжола Айтуарова. Заслуженный казахский режиссер Сатыблады Нарымбетов благословил одну из дипломных работ Асана на воплощение. Хотя наш земляк первую короткометражку «Метод» удачной не считает. Замысел неплохой, обращение к проблеме подросткового периода, ценностям в семье, но картина не стала успешным дебютом.
— Приходилось заниматься организаторскими делами, вплоть до собирания реквизитов, поэтому творческий процесс обнулился, — говорит он.
Ведь денег на создание фильмов студентам не дают, спонсировать без шансов на прибыль никто не хочет. Сбор и поиск техники, операторов, музыкантов и актеров — на плечах начинающего режиссера. Но даже эти трудности не оттолкнули парня от профессии.

В противовес попкорну

В последнее время кинозалы пестрят однотипными фильмами, комедиями, изобличающими коррупционеров, чиновников. Некие ситкомы, комедии положений, возникшие из КВН-их зарисовок, набивают оскомину. Подтекст социальный: исправить коррумпированного чиновника хотя бы в кино. Зрители, набивая рот попкорном и чипсами, размышлять о смысле жизни вряд ли будут. Посмеялись и забыли.
— Авторское кино постепенно приходит на смену коммерческому, — делится мыслями Асан. — Хотя картина «Қиял» — продюсерский продукт, здесь мысли продюсера, замысел режиссера сложились в единый пазл. Никто никому не диктует условия, не ищет выгоды. Премьерный показ запланирован на конец года. В переводе слово «қиял» обозначает «воображение», «фантазия». Позволить детям побыть самими собой, а родителям обратить на них внимание, увидеть переживания – об этом наш новый проект.
Не жду наград, признаний, сравнивать себя с маститыми режиссерами никогда попытки не было. Просто хочется снимать, через экран показывать социальные, нравственные проблемы общества и заставлять людей думать.
Нургуль АРИНОВА

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"