В прошлом году Кандыагаш первым из малых городов нашей области достиг рубежа в 30 тысяч жителей. На 1 января с.г. статистики отметили проживание в нем 30 263 человек.
Сегодняшний Кандыагаш – это наглядный пример успешности развития многофункционального города. Пострадав в результате экономического кризиса в 90-е годы прошлого столетия, он вновь на стартовой площадке как объект притяжения инвестиций и инновационных проектов.
Основа – транспорт и промышленность
— Кандыагаш – это город железнодорожников и нефтяников, — утверждает аким города Айболат Манепов. – А в последнее время интенсивно развивается малый и средний бизнес.
Сегодня, по его словам, в городе осуществляют свою деятельность такие крупные железнодорожные организации, как дистанция пути, дистанция сигнализации и связи, вагонное депо, локомотивное эксплуатационное депо, АО «Локомотивный сервисный центр», станция Кандыагаш и др. Это крупнейший в Западном Казахстане транспортный узел.
Промышленность представлена нефтегазодобывающим управлением «Октябрьскнефть», специализированным транспортным управлением, ТОО «АТК СНПС», управлением «Актобеэнергонефть», «Актобемунаймашкомплект», Жанажолским линейным производственным управлением магистральных газопроводов, «Вернал Ойл-Казахстан».
Появились в Кандыагаше и новые крупные производства.
В 2007 году вошли в строй ТОО «Силикат» и «Базальт-А», которые выпускают кирпич, газобетон, минеральную вату, внося тем самым значительный вклад в развитие экономики города. На сегодняшний день в них работают около 300 работников. Только одна примечательная цифра: производственная мощность завода по выпуску кирпича составляет 120 миллионов штук в год. Продукция, выпускаемая заводами, ориентирована на внутренний и внешний рынки.
— С каждым годом у нас растет и количество субъектов малого бизнеса. В настоящее время в городе имеется 8 АЗС, 12 автостоянок, 32 бани, 21 парикмахерская, 183 продовольственных магазина, 4 мебельных салона, 13 аптек, 7 ресторанов, 28 кафе, 2 рынка, в том числе один коммунальный, — рассказывает Айболат Манепов.
В железнодорожных организациях сегодня работает около 3 000 человек, в нефтяных — порядка 4 000 человек. Кроме того, около 12 000 кандыагашцев трудятся в других отраслях и сферах, в том числе и на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Строим
и ремонтируем
С 2006 года проводятся огромные работы по развитию жилищной сферы города.
Так, в 2006 году из бюджета было выделено 120 миллионов тенге на реконструкцию 60-квартирного дома. В 2009 году опять на средства бюджета был приобретен в государственный жилищный фонд 60-квартирный дом на сумму 150 миллионов тенге. В 2010 году был капитально отремонтирован еще один многоэтажный дом. Ушло на это 258 миллионов тенге. Все три дома находятся в микрорайоне «Молодежный». Квартиры были предоставлены нуждающимся в жилье работникам бюджетных организаций, многодетным семьям, оралманам, ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам и т.д.
В 2010 году в микрорайоне «Молодежный» были заменены тепловые сети протяженностью 3,6 километра.
В прошлом году в связи с большим числом неплатежеспособных жильцов в многоэтажных домах города «Фонд поддержки и развития Мугалжарского района» при участии акима района оказал спонсорскую помощь, приобретя трубы различных диаметров общей длиной 7 760 метров кондоминиумам и кооперативам. В результате в отопительный период 2011-2012 годов со стороны жителей жалоб на обеспечение теплом не поступало.
В текущем году из бюджета на капитальный ремонт канализационных сетей города выделено 550 миллионов тенге. В настоящее время проводятся ремонтные работы.
Уделяется внимание и социалке. В 2011 году из бюджета направлен 31 миллион тенге на капитальный ремонт систем отопления двух детских садов.
В 2010 году открылся пневматический тир, рассчитанный на стрельбу с дистанции 50 метров. В 2009-2010 годах в рамках государственной программы «Дорожная карта» проведен капитальный ремонт здания спортивной школы на сумму 169 миллионов тенге.
Два-три года назад в рамках той же «Дорожной карты» был проведен капитальный ремонт здания Дома культуры.
Проблемы есть,
но решаются
В целях стабилизации цен на продукты питания в Кандыагаше создана специальная комиссия, в состав которой входят представители районных отделов экономики, бюджетного планирования и предпринимательства, сельского хозяйства и ветеринарии, а также аппарата акима города. Еженедельно по выходным на коммунальном рынке «Акжол» по сниженным ценам продаются молочные и мясные изделия, овощи и фрукты, а также другая сельскохозяйственная продукция. Цены на продукты питания находятся под контролем местной власти.
Но остаются еще вопросы, требующие решения. Аким Кандыагаша перечисляет: планируется строительство культурного центра, капитальный ремонт внутригородских автомобильных дорог, строительство школы в микрорайоне «Болашак» и детского сада в микрорайоне «Финляндия».
— Нужен нам и детский развлекательный комплекс, отвечающий современным стандартам, — признается Айболат Манепов.
Есть у кандыагашцев и другие проблемы.
— Необходимы цеха по производству молочных изделий и переработке шерсти, — продолжает собеседник. – Мало своего хлеба. Самостоятельно город обеспечиваем хлебной продукцией на 30-35 процентов. Остальное завозится из Актобе и Алги. В будущем хотелось бы построить и теплицу. Сегодня овощи также завозятся из Актобе. А огородничество не развито из-за отсутствия воды.
Но главное, считает Айболат Медетович, назрела необходимость перевести город из районного подчинения в областное. «Тогда у нас будет свой бюджет, появятся возможности для дальнейшего прогресса», — говорит он.
Кто спорит. Самый крупный город-райцентр Актюбинской области явно перерос свой статус.
Георгий ОСАДЧИЙ