Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Карауылкельды: реализовать транзитный потенциал

Благодаря реконструкции автомобильной трассы Актобе – Атырау – Астрахань путь от областного центра до Карауылкельды сократился до трех часов. По мнению экономистов, это уже в ближайшем будущем даст толчок развитию местной экономики. Для обслуживания дороги уже строятся заправки, объекты питания и прочего сервиса. Каковы перспективы некогда депрессивного райцентра, узнавал корреспондент «АВ».

Дорога, дорога…

Свой отчет о поездке мы начнем с повествования о дороге. Старожилы помнят, что лет 15 назад путь из областного центра в районный занимал много времени и был очень утомительным. Какие-то 252 километра приходилось преодолевать за 6-7 часов. Сейчас за это время можно спокойно доехать из Актобе до границы РФ (через Уральск). Во многом поэтому Байганинский район считался находящимся как бы вдали от цивилизации.
Сегодня ситуация совершенно иная. 252 километра дороги преодолеваешь примерно за 3 часа. На атырауской трассе (по другую ее строну называют актюбинской) уже бьют рекорды. Кто-то затрачивает на дорогу всего 1,5 часа (!). Как нам подсказали, чаще всего это молодые сельчане или таксисты, успевающие смотаться в город и вернуться обратно. Правда, скоро и тем, и другим придется пересмотреть временной лимит, так как будут стоять умные камеры.
В следующих материалах мы обязательно об этом расскажем, но сейчас хочется отметить колоссальный положительный эффект от классной автодороги. В район, в нашем случае райцентр, потихонечку тянутся инвестиции, начинает по-настоящему активничать бизнес.


В очереди на получение земли в районном центре зарегистрировано 869 граждан, на жилье – 349.


Бич – это центральная улица

Официально в Карауылкельды проживает 10 360 человек (вместе с двумя небольшими селами), что по меркам региона является довольно крупным населенным пунктом. По численности жителей райцентр располагается прямо посередине рейтинга, однако если брать территорию, то он один из самых крупных в регионе. Достаточно пары минут, чтобы понять, что дома и строения разбросаны на приличной территории, которую необходимо облагораживать.
Также достаточно пары минут, чтобы добраться со съезда с основной трассы до центральной улицы. Называется она Барак батыра и находится в неудовлетворительном состоянии. Аким села Карауылкельды Азамат Ергалиев признался, что местные власти в курсе этой проблемы.
– По вине подрядчика дорога не была отремонтирована, затем пошли судебные и прочие тяжбы, что заняло много времени. Теперь все эти вопросы решены, и в этом году улицу Барак батыр протяженностью три километра приведут в порядок, – сказал аким райцентра.
Вместе с двухполосной дорогой там же планируют облагородить ее тротуарную часть. То есть Барак батыра станет не только центральной улицей географически, но и ментально, а вокруг нее начнет формироваться кластер услуг.

Сотовая связь

Еще можно подметить, что на подъезде к районному центру и выезде из него плохо ловит сотовая связь. Страдают от этого все, но особенно жаль пассажиров поезда Актобе — Атырау, в народе прозванного «ешек арба», прямая ассоциация с медлительным ослом. И в самом деле, 600-километровый путь состав преодолевает на 17 часов (!), когда на машине за это время можно съездить туда-обратно, причем не спеша и с большим запасом. Так вот, перед Карауылкельды и после него поезд несколько раз замедляется, останавливается, доставляя массу неудобств оставшимся без связи пассажирам. В это время мобильник судорожно пытается найти сеть, но тщетно. В общей сложности 4-5 часов люди не могут ни позвонить, ни отправить\получить смс, ни просмотреть соцсети.
Не самая лучшая мобильная связь внутри села. 4G то и дело перескакивает на 3, а то и ниже. Для решения этих проблем планируется установить две большие мачты по обе стороны от райцентра. Делаться это будет за счет средств республиканского бюджета и было предусмотрено еще при проектировании автодороги Актобе – Атырау. Добавим, что общий периметр охвата качественной сотовой связью составит 20-40 километров от каждой мачты.


Территория Карауылкельдинского сельского округа 787 квадратных километров.


Переселить нельзя, перенести газопровод

Еще одной проблемой села является ситуация с газопроводом высокого давления, ведущим на Уил. Дело в том, что прилегающая к нему территория была застроена жилыми домами, а это десятки и десятки участков. Суть проблемы в постоянно меняющихся строительных нормах, согласно которым нужно делать отступ от газопровода. Сначала это было 50 метров (когда давали разрешение), затем нормы изменили до 100 метров, не исключено, что поменяют вновь.
Решений коллизии два: либо переселить граждан, что обречено на скандал и колоссальные денежные затраты, либо перенести газопровод. В итоге решено перенести газопровод. На эти цели потребуется 400 миллионов тенге, хотя некоторые предлагают третий вариант: оставить все как есть и изменить норму, ведь жили же как-то до этого и живут сейчас.
Другая проблема райцентра – полубесхозные электрические столбы и сети. Почти 100 километров проводов, по всей видимости, не нужны специализированной организации «Энергосистема» и находятся на балансе акимата. По большому счету и местным властям эти столбы и провода не нужны и являются обузой, которая еще и пожирает деньги – до 16 миллионов тенге в год. Ведь случаются обрывы и падения, отключается электричество в округе и надо реагировать.
Единственный выход – чтобы «Энергосистема» приняла все это на свой баланс. Но загвоздка в том, что она не спешит этого делать и никто не может побудить ее к этому.
Как и в Мартуке, на некоторых улицах наблюдается засилье столбов – по три штуки на квадратный метр. Мало того, что смотрится уродливо, так еще и каждый из них принадлежит разным организациям, той же «Энергосистеме», «Казактелекому» и акимату. Было бы проще, если бы акимату разрешили повесить фонари освещения на другие конструкции, тогда на один столб станет меньше.

Гособъекты украсят село

Раскинутый Карауылкельды нуждается в новой инфраструктуре, в частности, объектах, построенных за счет государства. Они, вне всякого сомнения, увеличат архитектурный облик села. Попробуем их перечислить. Во-первых, это пожарное депо. Стоимостью под 900 миллионов тенге, оно несет в себе несколько практических функций, позволит полноценно расположиться местным пожарникам и набрать вспомогательный штат работников. Все они, разумеется, карауылкельдинцы.
Второй объект – новое административное здание сельского акимата общей площадью почти 3 000 квадратов. Далее идут Дом культуры на 400 мест, а также капремонт здания вокзала и ДЮСШ. Кроме того, если получится полностью реализовать все проекты по строительству внутрипоселковых дорог, а это ни много ни мало 10 километров асфальта, то передвигаться на машине внутри станет значительно быстрее и комфортнее.
Интересно, что любая новая автомобильная техника, любое новое строение или регистрируемая фирма – лишний тенге в виде налогов в бюджет села. За те же новые пожарные машины или здания, сооружения платится автомобильный или имущественный налог.
По данным на 2024 год, бюджет села составил 220 миллионов тенге, из которых только 80 миллионов — налоговые поступления. Но особая надежда у сельских властей на открытие цементного завода. Сумма инвестиций в него составит порядка 200 миллионов долларов США. При регистрации казахстанско-китайской компании в Карауылкельды местный бюджет будет получать приличные пополнения из разных налоговых источников и наверняка выйдет на первое место в области среди всех сел региона.

Бизнес-инициативы

Открытие магазина, супермаркета, кафе или даже кемпинга – невесть какое событие для Актобе, но для Карауылкельды имеет огромное значение. Потому что такие понятия, как комфорт проживания и уровень жизни, складываются по крупицам. Когда нам сказали, что здесь открылся супермаркет с большим ассортиментом продукции, мы сначала не поверили. Но попросили свозить нас туда.
Увиденное на самом деле впечатлило, точнее, мы много раз видели и покруче супермаркеты и даже гипермаркеты, но этот не уступает среднему «Анвару» или «Дине». Он больше, чем минимаркет, и уж точно не магазинчик в этажном доме или павильончик.
Владелец шопа Бексултан Таубаев рассказал, что в его заведении продается эксклюзивная продукция. Например, безглютеновый шоколад, молоко, хлеб из гречки и т. д. Согласитесь, такой товар не на каждом углу продается даже в Актобе, не говоря уже о селе. Тем не менее он есть и, по всей видимости, пользуется спросом.
– С полным открытием трассы увеличился поток грузов, благодаря чему и наш супермаркет дифференцированно получает товары. Например, если раньше все шло только через Актобе, то сейчас из Актау, Атырау и даже Астрахани. Это добавляет нам ассортимента и облегчает работу с поставщиками и дистрибьюторами, – говорит Бексултан Таубаев.
Большую лепту в развитие малого бизнеса и сельского хозяйства вносит программа «Ауыл аманаты». Продукт этой программы Кутым Касенулы известен на всю область. Второго такого пока не нашлось, но общие показатели достаточно неплохие. 38 проектов на сумму 313 миллионов тенге. Правда, только 25 из них сельскому хозяйству, преимущественно животноводству, остальные относятся к сфере малого предпринимательства.
В заключение хотелось бы выделить еще один ключевой объект бизнеса – кемпинг. Название «Куаныш» мало что вам скажет, на него нужно обязательно взглянуть, и вот только когда взглянешь, в полной мере ощутишь его масштабы.
В состав комплекса входят большая столовая, заправочная станция с магазином, гостиница (ее скоро откроют), санузел, шиномонтажная и даже СТО. Конечно, подобных кемпингов полно возле Актобе, Карабутака, Хромтау, Иргиза, но на этой трассе мало, поэтому для нее он особенный.
Хозяин комплекса Асылбек Жалгасбаев надеется, что сможет оправдать вложенные средства, а это десятки миллионов тенге.
– Наша трасса не такая загруженная, как Актобе – Хромтау – Карабутак, но поток увеличивается постоянно. Мы создали такой кемпинг, чтобы каждый мог получить ту услугу или товар, который ему необходим, перекусить, отдохнуть и двинуться дальше, – считает предприниматель.

Асхат КАЛЖАНОВ

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"