Районный центр Уил расположен на отрезке бывшего Великого Шелкового пути. Неслучайно именно там до революции дважды в год проходила Кокжарская ярмарка, одна из трех самых значимых по товарообороту в тогдашней Киргизской степи. В октябре 1926 года она была разогнана НКВД. И вот 20-21 сентября, после более чем восьмидесяти лет забвения, знаменитая Кокжарская ярмарка прошла в Уиле вновь!
С девяти часов утра, за два часа до открытия ярмарки, на уилской сцене состязались палуаны со всей области. А открыли ярмарку Асан кайгы и Курмангазы, чьи образы воссоздали артисты областного драматического театра имени Т. Ахтанова. Их появление предварили зазывалы.
— Эй, народ! Ярмарка! Суюнши! Смотрите, кто к нам приехал! Сам Курмангазы! — и великий композитор въехал на площадь на верблюде, демонстрируя виртуозную игру на домбре.
Следом за ним байбише ввела казахский символ единства и благополучия — верблюда с шаныраком на вершине горба. А затем подъехали актеры в образах Дины Нурпеисовой, Шернияза, Есета батыра. За ними появились купцы с товаром и со своим семейством, ведь традиционно ярмарка длилась долго, более месяца, пока не подтянутся все караваны и не распродадут весь товар. Нынешний импровизированный караван иностранных купцов и торговцев представляли районы нашей области. Так, мартучане были индусами, темирцы — англичанами. Еще в караване были русские, таджикские, узбекские, башкирские и татарские купцы — каждый со своим товаром. После торжественного прохождения каравана внимание зрителей переместилось на сцену, где начался фестиваль «Ұлы дала сарыны», а все те же зазывалы по очереди объявляли только что подъехавшего артиста:
— Кюйши Абдулхамит Райымбергенов! — и в уилской округе раздались звуки домбры, извлекаемые умелыми руками мастера.
— Жырши Улжан Байбосынова! — и зрители застыли, вслушиваясь в низкоголосое горловое пение.
— Курайши Ишмурат Ильбаков! — и все пританцовывают под зажигательные башкирские песни.
— Уйгурский ансамбль «Нава»! — и трудно устоять на месте, когда слышишь бубенную и барабанную дробь, звуки сурная и карная.
Далее выступали музыканты из Атырау, Актау, Уральска, Северно-Казахстанской области, Алматы, Талдыкоргана, Актобе — и все срывали шквал аплодисментов.
Действительно, ярмарка — это праздник, к которому готовятся и производители товара, и увеселители. Так сложилось и в этот раз. Правда, производители представляли собой только частников из Уила и близлежащих населенных пунктов: они предлагали баранину и самые разнообразные молочные продукты.
Располагались торговцы в том самом караван-сарае, который был отстроен в конце 60-х годов XIX века по решению Министерства внутренних дел России. Каков секрет сохранности строений? Говорят, в том, что песок замешивали яйцами — по старой восточной строительной технологии. Из этого раствора делали кирпичи, этим же раствором их скрепляли.
Возрождение Кокжарской ярмарки по замыслу областного акимата, управлений культуры, туризма, физической культуры и спорта — это прежде всего попытка возрождения народных музыкальных жанров, пропаганда народных ремесел, стимуляция мелких частных производителей, привлечение туристов.
— Учитывая уже сложившуюся экономическую ситуацию и нынешнее развитие инфраструктуры, возрожденная ярмарка, в первую очередь, этнофестиваль — побудительный мотив для развития одной из отраслей туристского кластера. А производители могут привозить сюда свой товар и торговать без ограничений. После окончания строительства дороги на Уил со стороны Актобе и со стороны Уральска приехать на ярмарку труда не составит, — прокомментировала ситуацию Сара Нуркатова, заместитель акима области и одна из инициаторов проведения ярмарки.
Что еще было интересного в те дни в Уиле, кроме действа на сцене? Каждый район области у своей юрты торговал теми изделиями, коими славится их местность. Так, Едильбай Уразымбетов из Мартука привез работы своих воспитанников из кружка народно-прикладного творчества. ТОО «Алтынбек» из Шубаркудука — продукцию кожевенного производства, кобдинцы демонстрировали жун сабау. Хромтаусцы поили чаем из самовара, изготовленного «Товариществом самоварного производства Ивана Ивановича Батушева», иргизцы угощали рыбой, алгинцы — талканом. Обилие и разнообразие исконно казахских продуктов, долго хранящихся и выручающих в дороге, продемонстрировали уилские женщины. Объединившись в пару юрт, они угощали подходивших иримшиком, куртом, сузбе, майкуртом, тары, талканом, жарма, балкаймаком, бауырсаками. Да чего здесь только не было! В рядах художников и ремесленников, давших мастер-класс всем желающим, тоже царило оживление. Особенно людно было возле лотков гончара Орынбасара Тулегенова и ювелира Вячеслава Русановского. У мастера Еркосая Абилова народ интересовался домбрами, кобызами, камчами. А художники, приехавшие на пленэр днем ранее, представили посетителям ярмарочные этюды и пейзажи.
На главной площади состоялись состязания по казахским национальным видам спорта: асык ату, аркан тарту, тогызкумалаку и казак куресы.
По старой ярмарочной традиции победители получили в награду жеребенка, корову, овцу, правда, с поправкой на современность: призы выдавались в виде их денежного эквивалента. Как сообщил главный судья Канат Ермагамбетов, лучшим палуаном Кокжарской ярмарки стал уилчанин Тимур Калниязов, в перетягивании каната победила команда из Кайынды, в тогызкумалак лучше всех играли Нурия Дербесбаева из Хромтау и Канат Бердыгалиев из Уила. Участники, занявшие призовые места, получили дипломы и грамоты областного акимата.
У Кокжарской ярмарки есть и своя политическая история. Так, с 4 по 8 июня 1917 года во время весенней ярмарки здесь прошел II съезд уральских казахов. Его инициатором был выдающийся политический деятель Жаханша Досмухамедов, уроженец Уральской области, приехавший в Уил с целью организации своего временного правительства и казахской автономии. Об этом рассказала в выступлении на научно-практической конференции в Уиле 20 сентября доцент из Уральска Даметкен Сулейменова. В этот же день в здании ярмарочного комитета прошел и семинар музейных работников, где обсуждались вопросы значимости зданий и событий, представляющих историческую ценность.
По словам начальника областного управления культуры Назиры Табельдиновой, этнофестиваль, научно-практическая конференция, семинар музейных работников на территории бывшей Кокжарской ярмарки — плановое мероприятие управления.
— Спасибо областному акимату и управлению туризма, физической культуры и спорта за поддержку и тот масштаб, который получился с их участием. Надеемся, что мероприятие будет проводиться регулярно, и обновленная Кокжарская ярмарка войдет в новейшую историю Казахстана, — подчеркнула Назира Сарсембаевна.
Ярмарка — событие не только республиканского, областного значения. Очень важна она для жителей самого Уила и Уилского района. Почти все торгующие — местные производители, а все присутствующие — тоже местные жители. И если одной из главных целей возрождения ярмарки является развитие туристской отрасли, то для уилцев это более чем важно, ведь подобное мероприятие благоприятным образом скажется на их доходах. На этом акцентировал свое выступление заместитель начальника управления туризма, физической культуры и спорта Жалгас Балгожин:
— Посмотрите, какие дома в Уиле: в основном старые в купеческой стилистике, что само по себе история. А люди! Как принято, каждого вошедшего в дом накормят бесбармаком, напоят кумысом. Здесь можно купить хорошую шерсть, отличные мясо, сметану, масло. А просторы полупустыни, а рыбалка в Уиле! Кокжарская ярмарка — частица истории Великого Шелкового пути и плюс все вышеперечисленное — несомненно, будут способствовать развитию событийного туризма.
Наша цель — сделать эту ярмарку международным туристическим брендом «Шелковый путь — Кокжар». И это вполне возможно. Пока планируется проводить ярмарки один раз в два года. Здесь можно развивать и экологический туризм.
В завершение надо отметить и вклад тех, кто имел непосредственное отношение к возрождению ярмарки, особенно Уилский райакимат, руководство Уилского аграрного колледжа, с полной ответственностью отнесшихся к столь важному для современной истории событию.
Татьяна ВИНОГРАДОВА