Как вылечиться, не посещая врача, заочно получить больничный лист и не ломать голову над каракулями терапевта? О том, как электронный интеллект внедряют в отечественную медицину, рассказал директор департамента цифровизации здравоохранения Бейбит ЕСЕНБАЕВ.
Необходимость введения карантина изменила многое в нашей жизни. Удаленка стала нормой не только для офисных работников, но и для врачей. Сегодня никто уже не удивляется тому, что медуслуги, как и образование, можно получать дистанционно. Не говоря уже о том, что вполне привычными стали понятия рецепт или больничный в электронном формате. Необходимость внедрения цифровых технологий в здравоохранение стала ощущаться острее. И речь идет не о каких-то суперновинках и продвинутых технологиях, как, например, роботы-медсестры, которые уже реальность в том же Китае, а об, казалось бы, элементарных вещах.
— Самый простой вопрос пациента: «Почему при походе к врачу необходимо носить с собой кипы документов и обследований? А если, не дай Бог, внезапно попадаешь в больницу?». Благодаря стандартизации, которую мы сейчас проводим, эта бумажная волокита сокращается. Есть утвержденные соответствующим приказом медицинские формы: история болезни, амбулаторная карта и другие справки о здоровье, которые при необходимости выдаются. Путем внесения изменений в приказ мы сокращаем эти формы, выводим их из бумажного оборота и переводим в электронный формат, — рассказывает Бейбит Есенбаев.
По словам спикера, с 2016 года сведения о здоровье пациентов начали хранить в специальных информационных системах.
— Кстати, на почерк врачей пациенты тоже часто жалуются. При вводе же информации в системы каждое слово и каждая цифра врача стандартизируется и копируется по специальным международным кодам, что позволяет проводить очень глубокую аналитику тех данных, которые там хранятся, — поясняет спикер.
По информации Бейбита Есенбаева, в данный момент 80% госуслуг в сфере медицины уже оказываются в электронном формате. Большая часть из них предназначена для юридических лиц, начиная от получения лицензии на медицинскую деятельность.
— Но мы не забываем о таких простых госуслугах, как запись на прием к врачу, выдача справок с наркологической, психоневрологической и противотуберкулезной организаций. Все это намного удобнее получить в электронном формате и предъявить при необходимости. Мы проводим работу, чтобы в дальнейшем из информационных систем с согласия гражданина эти данные предоставлялись, чтобы сам человек не искал, не доставал подобные справки, — объясняет представитель ведомства.
По его информации, большое внимание уделяется вопросу сохранения конфиденциальности медицинских данных.
— Утечки информации о диагнозе, которая охраняется врачебной тайной, быть не должно, — уверены в ведомстве.
— По закону никто, кроме лечащего врача, не должен знать, чем болеет тот или иной человек. Для этого мы проводим мероприятия в рамках законодательства совместно с государственно-технической службой Комитета национальной безопасности. Это очень важно, чтобы в случае какой-нибудь целенаправленной атаки хакеров наши системы выстояли и обеспечили необходимую безопасность, – объясняет Бейбит Есенбаев.
Ряд новшеств, по словам спикера, предусматривает новый Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».
— Мы вводим новое понятие — дистанционные медицинские услуги, чтобы население могло через те или иные инструменты получить консультации врача удаленно. При этом, чтобы все происходило легально, чтобы врач, который через специальное приложение проводит консультацию, нес такую же ответственность, которая предусматривается при очной встрече. Все назначения должны быть с электронно-цифровой подписью, чтобы и врач, и пациент были защищены в дальнейшем в случае возникновения каких-либо проблем, — поясняет Бейбит Есенбаев.
Кроме этого в Кодекс введено понятие касательно конфиденциальности персональных медицинских данных. До этого в ходу был лишь термин «врачебная тайна». Наш собеседник объяснил, что значит новое понятие.
— Не все врачи могут видеть сведения о вашем здоровье. Только лечащий врач. Если вы попали в больницу, то тоже не вся больница должна видеть эту информацию. Идет четкая регламентация: кто, что должен видеть. Это очень важно, потому что раньше такого не было. Сегодня все данные хранятся в цифровом виде, потому это актуально, — говорит Бейбит Есенбаев.
Введенные цифровые технологии уже приносят отдачу. И дело здесь не всегда только в сэкономленных денежных средствах. Учитывается и сэкономленное пациентом и врачом время.
— Это сокращение вызовов на дом, времени, истраченного на назначения, на получение результата исследований. В ряде регионов уже сейчас внедряются мобильные приложения, которые позволяют получить, например, электронные рецепты, и человек получает их непосредственно на смартфон не выходя из дома. Есть возможность лечиться амбулаторно, — говорит Бейбит Есенбаев.
Внедряются и другие инструменты цифровизации.
— Допустим, человеку сделали КТ, МРТ, рентген, ему на руки выдаются снимки и диски. Согласитесь, это не всегда удобно. Поэтому мы будем внедрять централизованное хранилище медицинских изображений, которое позволит обмениваться этими данными между больницами, либо просто необходимые данные поступят к лечащему врачу. И пациенту не нужно будет ничего привозить, увозить, передавать, — объясняет директор департамента.
Еще одним новшеством дол-
жны стать электронные больничные листы.
— Больничные листы до сих пор приходится забирать из поликлиники. Мы решаем вопрос перевода их в цифровой формат. Отдельные регионы в этом плане ушли вперед. Там больничные листы уже формируют в электронной медицинской системе. Сейчас мы создаем единую республиканскую базу всех больничных листов, планируем завершить эту работу к концу третьего квартала, — поделился планами Бейбит Есенбаев.
Алина СУЛЕЙМЕНОВА
Иллюстрированное фото из открытых интернет-источников