Родственная связь для казаха — особенная составляющая в его семейной жизни.
Все мы кому-то «туыс» (родственник) — сын или дочь, брат или сестра, муж или жена, отец или мать… Ни один настоящий казах (или казашка) не может представить свою жизнь без общения с родственниками. Трудно вообще найти другой такой народ, где родственным узам придавалось бы такое громадное значение.
«Отбасы» (буквально — очаг-источник) – семья, для казаха понятие святое. Рождаясь и воспитываясь в семье, ребенок впитывает все, что присуще этому дому. Повзрослев, человек сам создает семью и передает полученное им воспитание своим детям. Именно поэтому воспитанию детей в казахских семьях уделялось большое значение.
Особые взаимоотношения внутри членов семьи были выработаны вековыми традициями народа.
«Бауырым» (букв. «моя печень») — так казахи называют родного человека. Казахи считают, что за родственные чувства «отвечает» в организме человека именно печень. Именно она, якобы, «переживает» и болит за родственников.
В казахской семье нет таких понятий как «племянник(ца)» и «дядя-тетя». «Аға» — это и родной, и двоюродный брат, и дядя. Соответственно, «апа» — это и сестра, и тетя.
Так, видимо, сложилось из-за особенностей уклада жизни казахов: из-за высокой смертности близкородственные семьи старались жить рядом и всячески поддерживать друг друга. В случае смерти родителей осиротевших детей забирали к себе на воспитание родные брат, сестра или брат, сестра умерших родителей. Поэтому сознательно не делалось различия между родным братом или дядей: и того, и другого ребенок одинаково называл «аға».
Казахский народ мудро выработал особую систему взаимной ответственности родственников за потомство во имя будущего, во имя выживания подрастающего поколения. Ни один ребенок не должен был остаться беспризорным на улице, быть брошенным на произвол судьбы.
Если, как сказано выше, сознательно не разделяются старшие родственники, то существует разница в обращении мужчин и женщин к младшей сестре. «Қарындас» — так казах называет младшую сестру, а казашка ее назовет «сіңлім».
Слово «қарындас» (единоутробная) означает, что старший брат должен осознавать свою родственную ответственность за нее. Старший брат имеет особое право участвовать в судьбе сестренки. В разумных пределах, разумеется. Однако там, где даже родители не имеют права голоса, старший брат может принять в отношении нее радикальные меры. Например, забрать сестренку из дома ее мужа, если ее там обижали. Или наказать саму сестренку, если она того заслужила. Впрочем, девочку-девушку в родном доме обычно берегли и баловали, поэтому наказания родного брата были условными.
Зато женщина в любом возрасте всегда имела право обратиться за помощью к старшему брату. Тот был обязан оказать посильную помощь в любой ситуации. При отсутствии родного брата таковую помощь мог оказать двоюродный брат или дядя.
А вот слово «сiңлi» (последующая, подражающая) означает, что апа (старшая сестра) должна быть во всем примером для сестренки. Хорошим, конечно, примером. Сестры рано или поздно должны будут расстаться, выйдут замуж и разлетятся, кто куда. Поэтому считается, что в отрочестве девочки вволю должны пообщаться друг с дружкой. В этом им никто не должен был мешать. Мать, понимая это, обычно поручала им какое-либо занятие одно на двоих.
Отношения «аға» и «інi» (старших и младших братьев) имеют особое значение в казахском домострое. Ведь им жить бок о бок всю жизнь. Им наследовать отцовское имущество, его «шанырак» и продолжать род этой семьи.
Отцовский «шаңырақ» — символ родового очага, доставался обычно младшему из братьев. Владеть отцовским «шаныраком» — высокая честь. Это означало, что данный дом — самый главный среди домов семей рода. Это накладывало особую ответственность на хозяина дома – владельца «қара шаңырақа» (қара – черный, старый, древний) и на его жену – хозяйку дома.
Приехавшие издалека родственники первым делом шли в этот дом «сәлем беруге» (поздороваться), так как именно в этом доме доживают свой век стареющие родители братьев. В этом доме обычно решались важные дела семьи, проводился семейный совет, не допускались ссоры и распри. Не в меру эмоциональным спорщикам обычно говорили: «Шаңыраққа қарап сөйле» («Говори, посматривая на шанырак»). Это означало, «знай, где находишься, умерь свой пыл». Такая атмосфера способствовала для плодотворного решения проблем.
Естественно, хозяин «главного дома» должен был достойно продолжать традиции рода, помнить предков, участвовать в родовых мероприятиях, разрешать споры родственников, представлять интересы своего рода перед другими родами, воспитывать не только своих детей, но и следить за воспитанием детей своей родни.
(Продолжение следует)