Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Казахстан и Россия: естественные союзники

Глава государства Нурсултан Назарбаев на VII Форуме межрегионального сотрудничества, говоря о тесных связях Казахстана и России, отметил: «Отношения у нас такие, что могут служить примером межгосударственных отношений в СНГ».

Действительно, Казахстан и Россия являют собой образец союзнического и партнерского взаимодействия. И это — результат политической воли и искренних намерений руководства двух государств при взаимном учете и уважении национальных интересов. Как бы ни менялись государства, неизменным остается то, что сегодня и в будущем Казахстан и Россия есть и будут ближайшими стратегическими партнерами, действуя сообща  в рамках целого ряда международных организаций и союзов — от ОБСЕ до ШОС и ООН. «У нас есть общее понимание угроз и вызовов нового времени. Мы исходим из необходимости строго придерживаться принципов международного права, а также всех резолюций Совета Безопасности ООН» — говорит о совместной политической деятельности РК и РФ министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев.
Принципиально важной Казахстан считает задачу по решению вопросов в области безопасности в рамках своего председательства в ОБСЕ. Сообразно предварительным договоренностям с РФ, которая, как известно, в 2010 году председательствует в СНГ, координируются действия этих двух организаций. В частности, на площадке ОБСЕ Казахстан выступил за необходимость детального рассмотрения инициативы президента России Д. Медведева по определению параметров новой архитектуры европейской безопасности.
Особое внимание уделяется казахстано-российскому сотрудничеству и в таких региональных институтах безопасности, как ОДКБ и ШОС. Эти совместные программы считаются наиболее важными, а проблемы, ими решаемые, — самыми острыми.
Организация Договора о коллективной безопасности — единый военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе документа, подписанного 15 мая 1992 года. Задачами ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран-участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центрально-азиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России, два — от Казахстана, остальные страны ОДКБ представлены одним батальоном. Общая численность личного состава коллективных сил — около четырех тысяч человек. ВВС представлены десятью самолетами и четырнадцатью вертолетами. Совместными усилиями стран-участниц ОДКБ проводятся антитеррористические маневры. Так, в октябре прошлого года в Казахстане совместно с Россией и другими партнерами по организации прошли комплексные учения КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2009».
Большая работа по укреплению региональной безопасности проводится Казахстаном и Россией и в рамках ШОС. Главное отличие Шанхайской организации сотрудничества от других региональных образований на территории бывшего СССР состоит в том, что, помимо стран СНГ, в нее входит Китай. Общая же территория всех стран — членов ШОС составляет 60% территории Евразии. Поэтому вполне очевидно, что главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.
С момента основания ШОС было проведено несколько совместных антитеррористических учений под общим названием «Мирная миссия». Первые прошли в августе 2003 года сначала в Казахстане, затем — в Китае. Маневры в рамках ШОС имели место также в 2005, 2007 и 2009 годах на территории России и Китая. А в начале осени этого года антитеррористические учения ШОС вновь проходили в Казахстане.
Тесное взаимодействие в сфере безопасности является определяющей тенденцией двусторонних военных отношений и военно-политической интеграции Казахстана и России. Тем более, что в стратегических документах двух государств звучит именно такая постановка задач.
Российская Федерация в деле обеспечения национальной и военной безопасности не исключает дальнейшего тесного военно-политического сближения с казахстанской стороной. Так, еще будучи президентом России, В. Путин в послании к Главе Казахстана Н. Назарбаеву отмечал: «Убежден, что стратегическое партнерство России и Казахстана, сложение солидного потенциала двух стран будут и в дальнейшем служить интересам мира, способствовать повышению благосостояния наших народов».
Заложена уверенность в добрососедстве с Россией и в Стратегии развития Казахстана до 2030 года. В ней утверждается, что для обеспечения национальной независимости Казахстана и его территориальной целостности «надо иметь надежные и дружественные отношения с соседями. Поэтому мы будем развивать и укреплять доверительные и равноправные отношения с нашим ближайшим и исторически дружественным соседом — Россией». И далее: «Стратегическое партнерство с Россией — это неотъемлемый и естественный компонент казахстанского суверенитета (…) приоритетное направление внешней политики Республики Казахстан». Действительно, «казахстанско-российские отношения находятся на высоком уровне доверия и стратегического партнерства. Российский вектор — важнейший приоритет внешней политики Казахстана. Между Казахстаном и Россией не существует проблем, которые не были бы решены путем конструктивного диалога и учета взаимных интересов».
Никто из стран СНГ не имеет столь тесных связей с Россией в области оборонного комплекса, как Казахстан. В совместном казахстанско-российском пользовании находятся космодром «Байконур» и четыре военных полигона. К тому же 70 процентов продукции 13 казахстанских предприятий, работающих на оборонную промышленность, поставляются в Россию.
Основой сотрудничества в военной и военно-технической сфере являются Договор между РК и РФ о военном сотрудничестве от 28 марта 1994 года и Соглашение между Правительством РК и Правительством РФ о военно-техническом сотрудничестве от 28 марта 1994 года. В последующие годы рядом переговоров отдельные пункты этих документов удалось расширить, были добавлены новые. Благодаря достигнутым договоренностям Россия поставляет в Казахстан вооружение по ценам, равным стоимости этого оружия для самой российской армии. Военнослужащие из РК обучаются в России на льготных условиях. Казахстанская сторона берет на себя содержание слушателей и курсантов, а российская сторона за счет собственных средств оплачивает их обучение.
Сотрудничество в области военного образования — один из важных приоритетов. Подготовка высококвалифицированных военных специалистов — это фундамент профессиональной армии. Взаимодействие с российской стороной оказало значимую поддержку при реформировании Вооруженных Сил Казахстана. Подготовка офицерских кадров в военных заведениях России позволила усилить кадровый состав казахстанской армии. Так, за период с 1993 по 2006 год обучение в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ завершили 2 475 казахстанских военнослужащих. В системе национального военного образования учтен опыт России, а к учебному процессу в Национальном университете обороны привлечен профессорско-преподавательский состав этой страны. Результатом данного направления стало достижение однотипности в подготовке военных и научных кадров. Это, с учетом однотипности и вооружений армий двух стран, помогает успешно развивать военно-техническое сотрудничество. Долгосрочная и полномасштабная кооперация с РФ стала важным фактором обеспечения внешней безопасности Казахстана.
А в сентябре прошлого года в Оренбурге было подписано Межправительственное соглашение о реализации программ совместных работ в сфере военно-технического сотрудничества в интересах Вооруженных Сил Республики Казахстан и Российской Федерации, а также по подготовке межправительственной программы поставок продукции военного назначения в интересах Вооруженных Сил РК и РФ на 2008-2012 годы. В первую очередь имеются в виду поставки в Казахстан российских комплексов С-300 и военных самолетов последних поколений.
Все это указывает на то, что для Астаны нет альтернативы развитию военного и военно-технического сотрудничества с Москвой. На программу НАТО «Партнерство во имя мира», участником которой является и Казахстан, можно рассчитывать только в виде консультационной помощи. Добрососедские же отношения дают крепкую основу для развития военных отношений двух стран. Такое положение дел крайне важно и для России. Дружественный Казахстан хорош и в качестве тыла, и в качестве буферной зоны.
Итак, казахстано-российское военно-политическое сотрудничество имеет под собой вполне реальную почву, и в данном контексте военное присутствие России в Казахстане вполне отвечает общему духу двусторонних отношений.
Еще одним важнейшим направлением в отношениях Казахстана и России является приграничное сотрудничество. Сторонами ведется совместная охрана внешних границ. Ежегодно проводятся форумы руководителей приграничных регионов с участием Глав государств РК и РФ, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы двустороннего сотрудничества, поддержание единых стандартов в природопользовании.
Со времен распада Советского Союза обе стороны официально придерживаются позиции нерушимости границ, что закреплено в Декларации о нерушимости границ, подписанной в августе 1993 года (состав участников: Казахстан, Россия, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан). В документе зафиксировано, что стороны заявляют о своей коллективной ответственности за неприкосновенность границ с третьими государствами и о рассмотрении ими обеспечения неприкосновенности границ государства как сферы совместных жизненно важных интересов. Единственным относительно сложным объектом территориального спора между Казахстаном и Россией можно было назвать газоконденсатное месторождение «Имашевское», расположенное на стыке Атырауской и Астраханской областей. Но совсем недавно удалось решить и это противоречие.  На VII Форуме межрегионального сотрудничества было подписано межправительственное соглашение о совместной деятельности по геологическому изучению и разведке трансграничного месторождения. Теперь «Имашевское» станет первым осваиваемым объектом на территории двух государств. Его запасы оцениваются в 128,7 миллиарда кубометров газа и 20,7 миллиона тонн газового конденсата. Расходы на геологоразведку уполномоченные компании разделят пополам. Также на Форуме в свете приграничных отношений были подписаны важные документы о сотрудничестве железных дорог и  охране трансграничной реки — Урала. Также с темой казахстано-российских границ тесно связана приграничная торговля — на ее долю приходится около 40 процентов двустороннего товарооборота. И неудивительно, ведь в приграничной зоне действует более 300 совместных предприятий. В частности, такие гиганты, как «Казросхром», «Коксохим», автомобильный комплекс на базе УралАза и Костанайского дизельного завода.
Еще одним ярким примером добрососедских отношений между Казахстаном и Россией стал Таможенный союз, в который также вошла Белоруссия. Безо всякого сомнения, Союз даст мощный импульс всему комплексу торгово-экономического сотрудничества стран, поднимет казахстано-российские отношения на качественно новый уровень. Речь идет о единых принципах макроэкономической политики, единых подходах к субсидированию продукции и в сельском хозяйстве, в конкурентной политике, сфере госзакупок. Ожидается, что в течение пяти лет Таможенный союз увеличит рост ВВП Казахстана, России и Белоруссии на 15 процентов. Суммарный же интеграционный эффект от его создания, измеряемый дополнительным производством ВВП, к 2015 году составит около 400 миллиардов долларов США.
Также в рамках Таможенного союза Казахстан, Россия и Белоруссия намерены вступить во Всемирную торговую организацию. Президент России Дмитрий Медведев рассчитывает, что предпринимаемые в этом направлении шаги приведут к созданию общего рынка и единого валютного рынка. «Мы фактически приблизились к очень высокому уровню интеграции. Сегодня есть Таможенный союз, он начал действовать. Впереди сотрудничество по линии ЕЭП, ну а в будущем, это, по сути, общий рынок, и я думаю, в конечном счете, создание основ совместного валютного пространства — то, за что вы неоднократно выступали и что Российская Федерация всегда самым горячим образом поддерживала», — заявил Д. Медведев на встрече с лидером Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Астане. Согласно планам единое экономическое пространство на территории России, Белоруссии и Казахстана будет создано к 1 января 2012 года.
Как можно заключить даже из рассмотренных выше четырех направлений совместной казахстано-российской деятельности, интеграционные процессы, происходящие в наших двух странах, глубоко естественны и позитивны — как для Казахстана, так и для России. И неслучайно Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал, характеризуя взаимодействие республики с северным соседом: «Важнейшее значение для Казахстана имеет развитие отношений с Российской Федерацией. Это обусловлено ее политическим и экономическим весом в мировом сообществе, большой протяженностью наших границ. Россия — крупнейший торговый партнер нашей республики. Во многом совпадают наши позиции по различным международным вопросам. Наконец, граждан наших стран связывают миллионы родственных связей. Это делает Россию естественным союзником нашего государства».
Ирина ЯКИМЕНКО

Добавить комментарий

Колонка "Взгляд"