В детском доме за празднично накрытыми столами взрослые и дети отмечали День Благодарения «Ризашылық». Рядом со мной сидели Саша, Витя, Петр, Тлектес и Айсулу. Десятиклассница с обаятельной улыбкой рассказывала о концертных выступлениях в разных городах, о поездке в Астану, Италию. Ее ровесник Петя делился успехами в баскетболе, футболе. И только шестилетний Витя, не обращаясь ни к кому конкретно, говорил: «У меня здесь еще сестренка Оля есть, ей пять лет. И старший брат Стас. Когда мы дома, в Мартуке, остались одни, сосед его вот таким камнем ударил. А мама на речку пошла. Она умерла. Ее потом рыбаки нашли».
Быть в детском доме и не думать о нелегкой судьбе этих ребятишек невозможно. Нельзя без слез слушать песню «Анаға хат» («Письмо матери») в исполнении детского трио. Особенно тяжело видеть глаза самых маленьких. Какое будущее ждет их? И, если так уж случилось, что у них нет мамы и папы, найдутся ли сердобольные взрослые, готовые приютить, окружить их заботой и лаской? Обеспечить им комфортные условия, дать достойное образование?
Все мы ратуем за семью, желаем детям-сиротам найти новых родителей. Департамент по защите прав детей и управление образования обеими руками голосуют за усыновление-удочерение, патронатное воспитание. Но директор Алгинского областного детского дома, главный папа воспитанников Кенжегазы Байгазин осторожен в этом вопросе. Наверно, это оправданно: какой отец вот так запросто расстанется со своим ребенком? Даже если перед ним настоящие родители, много лет не вспоминавшие о существовании своих детей.
— Конечно, возврат в семью — это, однозначно, хорошее дело, и я твердо убежден в этом, — говорит Кенжегазы Жанабаевич. — Но при определении семьи органам опеки и попечительства, от которых зависит решение этого вопроса, нужно быть очень внимательными. Учесть все: жилищные условия, обеспеченность, место работы родителей, заработную плату, их социальное положение, характеристики. Найти семью не ради акции или кампании, а ради ребенка. Бывает ведь и так, что на соцпособия, положенные ребенку, взрослые гасят свои кредиты. Зачем брать ребенка, если ты погряз в долгах и кредитах? Я этого не понимаю. Один чиновник как-то сказал мне: «Да ничего, из этой семьи заберем, в другую отдадим». Ребенок — игрушка? Поигрался и вернул? Нечасто, но бывало, что детей возвращали. За пять лет было три возврата. Поймите, для ребенка любого возраста это большой стресс. Они приходят подавленные. А в детском доме свой микромир, свои законы, наши начинают подначивать: «Ну что, побывал в семье? Повыпендривался?». Заденут. Обязательно. Нужно тщательно взвешивать все «за» и «против», прежде чем устраивать ребенка-сироту в семью.
Существует банк данных детей, подлежащих усыновлению или удочерению, сейчас в нем порядка восьмидесяти воспитанников детского дома из четырехсот. Это те, у кого или совсем никого нет, или от кого отказались имеющиеся родственники. Бывает так, что родственники и сами не забирают осиротевших детей, и отказывают в усыновлении другими.
— Так поступает большая часть опрошенных, — говорит директор детского дома, — и я, с одной стороны, понимаю их. По мнению родственников, чем детей возьмет неизвестно кто, пусть лучше государство заботится о них.
Кенжегазы Жанабаевич рассказывает о том, как недавно за двумя дочерьми 16 и 14 лет приехал отец, который за восемь лет ни разу не вспомнил о них, объявился только после того, как его разыскали органы опеки.
— Девочки хорошо учились, пели, выступали на сцене. Появился отец. У него вторая семья, двое детей. Как примет мачеха его дочерей? Сможет ли отец обеспечить их, оплатить обучение? Честно сказать, глядя на этого человека, ни я, ни педколлектив в этом не были уверены. Мы бы устроили девочек если не в вуз, то хотя бы в колледж. Девчат мне жалко, — эти слова Байгазин, горячась, повторил еще несколько раз. — Пусть в казенном доме, пусть без родителей, но у нас есть нормальные условия. Третий месяц уже как они уехали от нас, мы с девочками созваниваемся, они мне смски пишут. Пока вроде все неплохо. Дай Бог, чтоб и дальше так было.
Кенжегазы Жанабаевич вспоминает другой случай. Лет восемь назад одна женщина усыновила мальчика, но через год вернула его со словами: «Он позорит меня на каждом шагу, невозможно ни в гости пойти, ни в школу его отправить». Еще через год приезжает в детдом ее брат, объясняет, что мальчику дали его фамилию и отчество, и теперь, как его дядя или отец, он в ответе за ребенка. «Мы с сестрой перестали общаться из-за того, что она вернула ребенка в детдом, не посоветовавшись с нами. Мы были против такого решения». Обсудив ситуацию, взрослые не стали дергать мальчика, передавая его в семью дяди. Но с тех пор этот мужчина каждый год забирает ребенка на каникулы домой, возит его вместе со своими детьми путешествовать. Надо сказать, что он обеспеченный человек, у него свое дело. Он помогает не только этому ребенку, который называет его папой, и любит, как родного отца, но и многим другим выпускникам детского дома, трудоустраивая их за очень даже приличную зарплату на своем предприятии.
— Когда я вижу такое сердечное отношение к своему воспитаннику, разве могу отказать? Я уверен, что после детдома этот ребенок не останется один — у него есть надежный человек, который позаботится о его дальнейшей судьбе, — говорит директор. — Побольше бы таких людей, и проблема обучения, трудоустройства детей-сирот, их усыновления перестала бы быть такой злободневной и актуальной.
Дима поразил нас своими длинными ресничками и обаятельной улыбкой с ямочками. Оказывается, он очень хорошо декламирует стихи и является непременным участником всех утренников. Учится в 3-м классе, любит считать, решать примеры, задачки. Но больше всего ему нравится физкультура, он даже хочет быть похожим на учителя-физрука. По характеру мальчик спокойный, уравновешенный, вежливый.
Первоклассник Глеб дружит с Артемом, потому что он сильный и отличник, а еще ему нравится девочка Маша, потому что она красивая. Он любит урок изобразительного искусства, очень хорошо рисует, лепит зверят из пластилина. Ему нравятся сладости, из времен года он предпочитает зиму, катание на санках, игры в снежки. Мальчик, по словам воспитателей, любит общение, он постоянно требует к себе внимания. Впрочем, это же можно сказать почти обо всех малышах в детском доме — дефицит любви, ласки, внимания многие ощущают с пеленок.
Эту миниатюрную девочку зовут Камиля, ей 5 лет. Несмотря на некоторую задержку физического развития, она умница. Подвижная, активная, шустрая. Ее глазенки блестят, когда она видит что-то новое, интересное. Ей все надо посмотреть, везде успеть. Камиля любит танцевать. При встрече с нами она, нисколько не робея, отвечала на все вопросы, одновременно пробуя на ощупь диктофон и блокнот. Если вы решите назвать эту малышку дочерью, вы нисколько не пожалеете. Маленькая куколка принесет в ваш дом радость, свет, вы будете наряжать ее в платьица, вплетать бантики в косички и наполняться счастьем от того, что приняли участие в нелегкой судьбе этого человечка.
Жене 12 лет. Он и его пятилетний братишка Вова третий год живут в детском доме. Как старший, Евгений присматривает за братиком — непоседой и весельчаком. Учится мальчик в 7-м классе, неплохо успевает, хотя ему с трудом даются алгебра и геометрия. Зато он обожает читать книги, любит стихи. Самое интересное — в часы досуга Женя занимается рукодельем. Он может вышивать, вязать. Лепит красивые фигурки из пластилина. Кроме того, много времени проводит в спортзале, играя в баскетбол, футбол, волейбол. Он ярый болельщик команды «Актобе», как и все без исключения ребята детского дома. Раньше Женя учился в СШ № 26 города Актобе, перед сном он вспоминает одноклассников, двоюродного брата, лучшего друга Сашу, и думает о маме, которая оставила их бабушке и ушла неизвестно куда.
Уважаемые читатели! По всем вопросам обращайтесь:
в редакцию: 560-555, 565-806 (e-mail — avestnik@mail.ru),
в департамент по защите прав детей: 56-27-21, 54-42-63 (e-mail — dzpd@mail.ru)
Гульсым НАЗАРБАЕВА