Крупный поэт и общественный деятель Мухтар Шаханов писал: «История – это время последовательных прошедших событий. Хозяин истории – народ. Поэтому мы не должны давать историческим событиям оценку с позиции сегодняшнего дня, судить с точки зрения современности. Необходимо рассмотреть каждый факт с точки зрения того времени, нужно идти по следам прошлых эпох, и тогда мы достигнем цели и верной оценки».
Несомненно, именно с этой позиции надо подходить к личности хана Младшего жуза Абилкайыра (1693-1748 гг.).
В прошлом году исполнилось 320 лет со дня рождения и 265 лет со дня трагической гибели этого выдающегося государственного и военного деятеля XVIII века, верховного главнокомандующего казахскими войсками
в войне с джунгарами, инициировавшего в ту историческую эпоху процесс вхождения казахов в состав России.
Ему суждено было сыграть ключевую роль в казахской истории в первой половине XVIII века: при защите родной земли от захватчиков – джунгар и принятии казахами российского подданства. По сути Абилкайыр хан на том витке истории завершил политическую линию, начатую до него ханами Тауекелем и Тауке – постепенного сближения казахского ханства и российского государства, завершившуюся установлением протектората России над казахской степью.
История общества, как известно, это, прежде всего, история людей. Хан Мухаммад Абилкайыр II (Абилкайыр I жил в середине XV века) ведет свою родословную от одного из основателей казахского государства хана Жанибека, точнее, его младшего сына — султана Осеке.
Он рос среди жигитов, принадлежавших к белой и черной кости, и никогда не заносился перед простолюдинами, не кичился происхождением. У юного Абилкайыра усы еще толком не пробились, а он уже понял, что в тяжкие времена именно простолюдины – защита от врага.
В начале XVIII века наибольшую угрозу для Казахстана представляла военно-феодальная Джунгария. Казахскими правителями, в частности ханом Тауке, предпринимались попытки организовать отпор. В 1710 году в Каракумах состоялся съезд представителей жузов для организации борьбы с джунгарскими феодалами. Объединенным казахским силам удалось нанести поражение врагу. Однако жузы, как и ранее, оставались оторванными друг от друга, попытки их объединения, предпринимавшиеся отдельными ханами, не были эффективными. В 20-х годах XVIII века угроза джунгарского вторжения усилилась. Весной 1723 года джунгары большими силами вторглись в Семиречье и Таласскую долину. По своим разрушительным последствиям набеги джунгарских феодалов можно сравнить с монгольским нашествием в начале XIII века. Эти годы вошли в историю казахского народа временем тяжелого испытания под названием «Годы великого бедствия». Пик трагедии пришелся на 1723 год. В 1724-1725 годы джунгары захватили и разорили Туркестан и Ташкент, при этом безжалостно убивая женщин, детей и стариков. Казахи южных и юго-восточных районов потерпели страшные поражения и были вынуждены бежать с родной земли в Среднюю Азию и на запад, в долины Жема, Елека, Жаика и других рек. «Переходы сии повлекли за собой неминуемое разорение и гибель… Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали от голода…», — писал по этому поводу А. Левшин.
В это ужасное и кровавое время Абилкайыр находился в самой гуще событий и принимал активное участие во всех решающих битвах с врагом. Еще летом 1710 года на народном собрании в Каракумах он был избран руководителем ополчения Младшего жуза. Народ по справедливости оценил его ум, способности, мужество, выдержку, а главным сардаром-полководцем был назначен известный батыр Бокенбай.
Несмотря на молодость, Абилкайыр славился личной отвагой, воинским мастерством и как умелый организатор проявил себя в обороне столицы Туркестана, в сражениях на Аягузе и других местах. Не случайно, наверное, именно Абилкайыр хана в 1726 году на широком народном собрании в Ордабасы избрали верховным главнокомандующим казахских войск всех трех жузов.
Его надежными соратниками в борьбе с джунгарами были знаменитые батыры-военачальники Бокенбай, Кабанбай, Раимбек, Жанибек, Есет, Малайсары, Саурак и другие народные батыры, верные сподвижники и истинные патриоты национальной идеи и территориальной целостности казахского народа. Угроза порабощения вынудила казахов собрать силы и дать отпор чужеземцам. Многочисленные отряды жигитов со всех концов степи стали стекаться под знамена батыров, прославившихся своей доблестью и воин-ским искусством. Одно из крупных сражений произошло в 1726 году на берегу реки Буканты, в местности Карасытыр. Казахские воины нанесли здесь джунгарским полчищам чувствительное поражение. Место битв получило название Қалмақ қырыл-ған (место гибели калмыков).
В 1729 году произошло кровопролитное сражение казахских сарбазов с джунгарскими завоевателями на востоке озера Балхаш, вблизи горы, в местности Анракай, что значит «место стонов и рыданий врага», где объединенные силы трех жузов одержали вторую блестящую победу. Анракайское сражение занимает особое место в истории казахов. Оно спасло наш народ от джунгарского геноцида, казахи отстояли свою независимость и свободу под руководством полководца Абилкайыра. Войска завоевателей начали отступать по реке Или на восток.
Победа в 1731 году еще не означала ликвидации опасности. В стране не было централизации власти, центрального управления государством. Стоял вопрос: кому быть общеказахским ханом? Наиболее подходящей кандидатурой на роль главного хана был тогда Абилкайыр. На фоне других ханов и султанов он выглядел достойным государственным мужем. Это признавали во всей казахской степи и за ее пределами.
Российский историк А. Добромыслов писал: «Самым сильным, предприимчивым и энергичным из ханов киргизских (казахских) орд был ближний сосед – хан Малой Орды Абилкайыр. Разумеется, он являлся сыном своего времени. Но, к своему несчастью, он происходил из младшей султанской фамилии, и по этой причине его кандидатура была отвергнута».
Международная и региональная ситуации складывались крайне неблагоприятно для казахов. На всем огромном евразийском материке господствовали две великие державы: Российская империя и маньчжурский Китай. Шел территориальный раздел континента, и все иные народы (монголы, джунгары, казахи, кыргызы, уйгуры и др.) с исторической неизбежностью должны были либо покориться, либо исчезнуть. Другой альтернативы в тот жестокий век просто не существовало.
Еще в 1726 году Абилкайыр хан, старшины Сугур, Едикбай, Хаджибай, Кулумбай отправили в Россию посла Койбагера «просить покровительства» для казахов Младшего жуза. Эта поездка была безрезультатной. Но дальновидный политик Абилкайыр хан в сентябре 1730 года вновь отправил в Петербург к русской императрице Анне Иоанновне посольство с просьбой о подданстве и покровительстве. Он хотел оградить народ от внешней опасности и со временем вернуть территории, захваченные джунгарами, а также положить конец междоусобной борьбе. Абилкайыр ясно понимал, что будущее страны зависит не только от единства самого казахского народа, но также и от всемерной поддержки в трудное время верного союзника.
В неменьшей степени к сближению с Казахстаном стремилась и сама Россия. Следовательно, интересы России и Казахстана совпадали. 19 февраля 1731 года императрица Анна Иоанновна дала на имя Абилкайыра историческую грамоту о принятии казахов под российское подданство, где сказано: «Ежели на Вас, кайсаков (казахов) будут нападать неприятели, чтобы Вы от того нашим защищением охранены быть». Официальное принятие состоялось 10 октября 1731 года. Вместе с представителями казахской знати Абилкайыр хан подписал юридический акт о присоединении казахов Младшего жуза к России на территории нынешнего Иргизского района нынешней Актюбинской области в местечке Майтобе. Так начался долгий и противоречивый процесс вхождения казахских земель в состав России.
Конечно, не следует преувеличивать степень добровольности вхождения Казахстана в состав России. Для казахов это был тяжелый и вынужденный момент. Шаг, диктовавшийся сложившейся обстановкой. Абилкайыр искал выгодного покровителя, что стало бы благоприятным выходом из крайне трудного положения.
Да, казахи временно потеряли свободу и суверенитет, но сохранились как этнос на своей родной земле. Такова суровая диалектика истории, и для понимания этого факта нужно быть реалистами, а не идеалистами. Абилкайыр, разумеется, не представлял себе всех отдаленных последствий этого шага и не мог пред-угадать, какие формы примет колониальная экспансия царизма через 50 или 100 лет.
Антинаучно сегодня задним числом обвинять его в отсутствии дара политического предвидения. Тогда его ближайшей задачей было спасти народ, и это ему удалось. Он непосредственно не повинен в тех бедах, которые позже обрушились на казахский народ, что казахско-российский договор 1731 года позже не стал соблюдаться Россией и обе стороны понимали и толковали его по-разному.
Абилкайыр был необходим в ту эпоху, был востребован историей, сумел подняться над узкокастовыми интересами в отличие от других представителей степной аристократии.
Как видим, не всегда в истории бывают верными только прямолинейные решения. А у нас некоторые авторы пытаются привлечь Абилкайыра к «суду истории». Хотя, наверное, именно его политика способствовала тому, что казахский народ, вступив в российское подданство, несмотря на все исторические перипетии, сумел выжить, уцелеть, сохранился как этнос и через 260 лет, в 1991 году, смог вернуть государственную независимость.
Общеизвестно, что 2 августа 1748 года в результате интриг хана Среднего жуза Абулмамбета Барак султан убил Абилкайыр хана, превысившего, по его мнению, свои полномочия при заключении договора о вхождении Казахстана в состав Российской империи.
Многие из баев и биев крупных родов не простили хану единоличного, без совета с ханами Старшего и Среднего жузов, решения о прошении и подписания договора о принятии казахов под российское покровительство.
«И сколь бы привередлив Абылкайыр не был, однако же, перед другими кайсаками (казахами) первым в русское подданство вступил, всю свою фамилию и без малого жуз свой к нам привел, и тем путь Орде к России открыл. Потому я считаю, ни в кайсакском (казахском), ни в русском народе имя его позабыто не будет, но вечно живо будет», — говорил российский дипломат А. Тевкелев в своем официальном донесении российскому правительству в связи с трагической гибелью Абилкайыра. По сути, присоединение к России открыло казахам окно в Россию и через нее – в мировую цивилизацию. К изучению искусства, языка русских призывал казахов великий Абай.
Казахстан не оставил в забвении имя Абилкайыра. Его память увековечена: поставлен памятник на проспекте, носящем его имя в городе Актобе, в областном историко-краеведческом музее оформлен отдел, посвященный освободительной деятельности Абилкайыра. В этом году будет установлен памятный знак на некрополе Хан моласы, а в Айтекебийском районе откроется музей. Имя Абилкайыра в одном ряду с такими выдающимися деятелями прошлого, как ханы Керей, Жанибек, Касым, Тауке, Абылай, Кенесары. Не прервалась связующая нить единства национальной истории.
Кабен АМАНГОСОВ,
почетный ветеран
МВД Республики Казахстан,
Тургангали ЖОЛБАСКАН,
кандидат исторических наук, доцент