Современный Казахстан — это многонациональная и многоконфессиональная страна с устойчивым экономическим ростом, стабильной политической ситуацией и общественным согласием.
Государственная политика Республики Казахстан в сфере религии направлена на сохранение стабильности и толерантности в межконфессиональной сфере. В духовной сфере жизни казахстанского общества после обретения республикой независимости активно идет процесс религиозного возрождения. Население Казахстана никогда не было склонно к фанатичной вере, скорее, оно отличалось религиозной терпимостью и толерантностью.
Процесс духовного возрождения и подъема религиозного сознания также проходил в атмосфере единства, мира и согласия всех конфессий. И это бесспорная заслуга Лидера нации и наше главное богатство.
Одной из главных особенностей светского казахстанского общества является тот факт, что возрождение национальных и религиозных традиций народа Казахстана совпало по времени с восстановлением казахстанской государственности.
Сегодня, восстанавливая те многовековые религиозные традиции, которые в силу определенных исторических событий были прерваны более 100 лет назад, мы порой сталкиваемся со многими трудностями, обусловленными прежде всего низкой религиозной грамотностью населения.
Во время праздника Курбан айт в соборной мечети «Хазрет Султан» в Астане Лидер нации отметил, что «ислам должен всегда творить добро. Мусульманин ни словом, ни делом не должен приносить ущерб никому, ислам призывает к единству, а не разделению, призывает к спокойствию и миру. Если появляются какие-то негативные явления среди мусульман, это не относится к истинной религии, на это надо будет смотреть совсем по-другому, осуждать, что это не соответствует канонам ислама и хадисов великой книги Корана».
Работая над повышением уровня религиозной грамотности, к нам постепенно пришло осознание того, что истинная религиозность, чтение Корана, соблюдение норм религии невозможно без знания традиций и обычаев казахского народа, чтения «Слов назидания» Абая или изучения нашей истории. Почему именно ханафитский мазхаб стал приемлем в казахской степи? Не вдаваясь в теологические объяснения, уточним, что наряду с реализацией мусульманских заповедей, ханафитский мазхаб не исключает паритетного развития национальных традиций. В священном Коране сказано, что Всевышний Аллах создал людей разными, чтобы друг друга познавали.
Поэтому сегодня весьма актуальным является анализ всех обстоятельств, в условиях которых проходит наше духовно-религиозное возрождение. И в этом отношении нам может помочь наша же история.
Президент Н.А. Назарбаев в своей книге «В потоке истории» пишет, что «роль ислама для казахов значима, и понимание этого становится важной характеристикой нашего национального сознания, особенно после долгих лет искажения роли и смысла этой великой и гуманистической религии. Наши предки и родственные тюркские народы никогда не отличались религиозной агрессивностью и с уважением относились к духовной свободе других народов».
Казахстан изначально являлся территорией, на которой с исламской точки зрения действовал мазхаб имама Абу Ханифы. 1 000 лет тому назад ислам становится частью духовной жизни наших предков. В период Золотой Орды знаменитый хан Берке принимает ислам по призыву другого нашего предка — великого полководца мамлюков Султана аз-Захира Бейбарса. Ханы Керей и Джанибек сплотили свободолюбивые казахские роды, среди которых не было представителей иной веры, кроме как мусульманской. Выдающийся хан Тауке, при котором вышли авторитетные бии всех трех жузов Толе би, Казыбек би и Айтеке би, включил нормы шариата (муамалата) в свой знаменитый законодательный свод «Жеті жарғы». Волевой Кунанбай кажы построил в высокочтимой Мекке первый гостевой дом для казахских паломников.
Сама история казахского народа может дать нам огромный духовный и энергетический стимул для возвращения к единой религии предков и устремления в будущее.
Понимая важность пропагандирования приверженности традиционному для казахов ханафитскому мазхабу, которого придерживались наши отцы, деды, прадеды, мы показали его роль в преамбуле нового Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Сегодня ведется большая работа по разъяснению основ ханафитского мазхаба, который выделяется особой склонностью к рационализму и сознательному осмыслению норм религии и окружающей действительности.
Особо велика роль традиционной религии в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Очевидно, что подлинная гражданственность, осознанно принимаемая разумом, невозможна без фундамента патриотического чувства, основанного, в свою очередь, на реальном ощущении живой связи с родной культурой, историей и корнями, без любви к родному языку и традициям предков. В то же время ясно, что и это живое патриотическое чувство формируется в подрастающем поколении благодаря сознательным усилиям, систематической упорной работе старшего поколения. Патриотическое чувство, патриотическое сознание закладывается как в семье, с колыбели, так и через отечественную систему образования — оно прививается в вузе, в школе и даже в детском саду.
К сожалению, в последнее время стало очевидным, что под видом религии у нас пытаются насадить идеологию экстремизма, терроризма и нетерпимости. Мы все стали свидетелями распространения на территории независимого Казахстана различных течений радикального толка, разрушительная деятельность которых может внести дестабилизацию.
Проповедники экстремистских и деструктивных идей паразитируют в первую очередь на низкой религиозной грамотности людей. В наше агентство на религиозную экспертизу поступают литература, видео-, аудио- и прочие материалы, распространяемые экстремистами, и в них вы не найдете продуманной, доскональной аргументации, ясных доводов, основанных на глубоких познаниях в религии. Напротив, они полны грубо вырванных из контекста безапелляционных суждений, вперемешку с эмоциями. Типичная общая черта такой пропаганды — подтасовка выводов, подмена понятий об истинных ценностях ислама. Наши мудрые аксакалы говорили, что чистота ислама, как религии, подобна чистому роднику. И нет ее вины в том, что ее преподносят в грязном сосуде недостойные люди. К счастью, попытки привнесения радикальных воззрений на казахстанскую почву не имеют массовой поддержки.
Сегодня для сплачивания казахстанской уммы Духовным управлением мусульман справедливо выбрана основа в виде мазхаба Абу Ханифы. Это будет продолжением нашего исторического духовного пути, прерванного на протяжении большей части ХХ века. Имам Агзам Абу Ханифа по сей день считается непревзойденным факихом — мусульманским юристом — во всем исламском мире.
Уникальность мазхаба Абу Ханифы заключается в том, что в плане практического исполнения постулатов Ислама его мазхаб является наиболее достоверным, так как Абу Ханифа современник прямых последователей пророка Мухаммеда. Опыт всей жизни Абу Ханифы прежде всего направлен на достижение единства мусульманской уммы. Он призывал мусульман находить точки соприкосновения в вопросах веры, опирался на логику и рационализм, что позволяло совмещать законы Корана и Сунны с земной жизнью.
Весь духовный путь Абу Ханифы был посвящен преодолению раскола и вражды среди верующих. И не случайно около 75 процентов всех мусульман мира относят себя к его последователям.
И сегодня, наверное, как никогда раньше, на первый план выходят роль, знания и умения имамов. Еще известный исламский мыслитель Абу Мансур аль-Матуриди говорил, что религию нужно объяснять легко. С современной молодежью нужно говорить на ее языке, рассказывая и объясняя положения, догматы и различия просто и доступно.
Сегодня время предъявляет совершенно новые требования к высокому статусу имамов. Это должны быть люди, которые будут достойно выступать в роли духовных наставников для наших верующих граждан, они должны быть высоко интеллектуальны, иметь разносторонний жизненный опыт и широкий кругозор.
Нам нужно просвещенное духовенство, сочетающее религиозную и светскую образованность, глубоко осознающее религиозные истины и при этом широко смотрящее на происходящие в мире процессы. Именно такие кадры духовенства нужны обществу.
Развитие ханафизма в нашей стране вкупе с ростом казахстанского патриотизма позволит на идеологическом уровне противостоять религиозному радикализму и экстремизму, прикрывающемуся религией. Ведь одним из важных положений ханафизма является пропаганда справедливости и отказа от насильственных действий во имя мира.
Таким образом, возрождение ханафитского мазхаба позволит создать и повысить иммунитет казахстанских верующих к идеологии радикализма. Сегодня помимо собственно религиозной грамотности необходимо обеспечить всеобщее знание родной истории и традиций, в том числе религиозных, наглядно показать, что ислам издавна и глубоко укоренен в казахской культуре. Именно в этом противоядие от любых крайностей.
В этой связи не вызывает сомнений огромная роль ханафитского мазхаба как в исторической ретроспективе, так и для будущего становления исламской уммы Казахстана.
У нас нет другой альтернативы, кроме единой мусульманской уммы, сплоченной вокруг своих вековых традиций, которые крепко переплетены с основами мазхаба Абу Ханифы. И мы не приемлем какой-либо раскольнической идеологии, сеющей раздор и размежевание.
Наше общество — здоровое и сильное прежде всего своими корнями. Интеллектуальный, творческий потенциал нашего народа очень велик. И мы не должны допустить посягательств на наше единство и сплоченность.
Кайрат ЛАМА ШАРИФ,
председатель
Агентства РК
по делам религий