Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Хорошй план — половина успеха

О том, как выбрать сферу и предусмотреть риски, мы рассказывали в прошлом выпуске рубрики «Свое дело». Итак, у вас уже есть идея, и вы готовы стать предпринимателем. Сегодня в нашей рубрике мы расскажем о том, как составить бизнес-план. Иногда (например, для получения кредитов) этот документ имеет жесткую структуру, если же вы составляете его для себя, то он может быть простым и удобным в исполнении. Главное, включить в план основные пункты, которые помогут вам или вашему будущему партнеру, инвестору понять, что ваш бизнес действительно просчитан и принесет прибыль.

План по маркетингу

Для начала вы кратко описываете свой продукт или услугу, кто может быть вашими клиентами, их нужды и потребности, и конкурентов. Например, вы хотите производить козье молоко. Ваши потенциальные клиенты — это дети, пожилые люди и те, кто имеет ослабленное здоровье или просто заботится о нем. Их нужды — качественное и свежее молоко, доставка до квартиры, удобная тара и т.д. С конкурентами все понятно: берем объявления и смотрим, предоставляет ли кто-то подобные услуги или обращаемся в отдел предпринимательства.

В следующем пункте описываем сам продукт или услугу, которую вы будете производить. Учитываем качество, цвет, размер, упаковку, инструкцию по эксплуатации, запасные части, гарантийное обслуживание, ремонт изделий. Скажем, для открытия парикмахерской владелец должен позаботиться об оборудовании, знать, где оно ремонтируется, где дешевле купить запчасти.

Затем определяемся с ценой. Для этого нужно сначала рассчитать себестоимость услуги или товара. Учитываем, придется ли брать кредит и расходы на его оплату. Затем записываем, сколько готовы платить потребители, и какие цены у конкурентов. Ведь если у вас супердорогое оборудование, и ваш хлеб будет стоить 200 тенге, его просто никто не купит (если он только не будет с икрой). Вы также можете указать, планируете ли делать скидки, акции, кредиты для клиентов и на каких условиях.

Теперь вы описываете местоположение вашего будущего бизнеса. Это очень важный пункт, и в следующих выпусках мы более подробно остановимся на том, как выбрать удачное место для бизнеса. Пока же сами попробуйте обосновать, почему вы решили выбрать то или иное место.

После этого определяемся с методом реализации продукции. Вы продаете ее сразу конечным потребителям, предприятиям розничной или оптовой торговли? Опишите, почему вы выбрали этот способ реализации.

Затем описываем виды рекламы, как их можно использовать, и затраты, а также способы стимулирования продаж. Иначе говоря, подумайте, как будете привлекать клиентов.

Персонал

Часто начинающие бизнесмены обходятся своими силами или с помощью своей семьи. Если у вас небольшой отдел одежды, вы, конечно, можете приняться за дело сами. Но при открытии той же парикмахерской непременно нужны специалисты. Подсчитайте, сколько человек вам необходимо на первых порах, какую зарплату им нужно выплачивать. Не забудьте о пенсионных, социальных отчислениях и налогах. Сможете ли вы позволить себе такое количество работников?

Часто на работу принимают по принципу родства. Ваше намерение помочь родственникам благородно, но смогут ли они оправдать ваше доверие? Ведь уволить их за невыполнение обязательств будет сложно в моральном плане. Готовы ли вы непред-взято к ним относиться? Вы хорошо знаете своих родственников: брат любит поспать, женгей бесконечно отпрашивается с работы, чтобы съездить на очередную свадьбу, а вот племянник пробивается в жизни своим трудом. Когда принимаете на работу незнакомых людей, подумайте о таком забытом понятии, как рекомендация. Понятно, что иногда бывшие работодатели могут дать нелестную оценку работнику из мести, но есть и другие способы узнать, как он работает. В конце концов, никто не отменял испытательный срок. И главное — грамотно заключить трудовой договор. Так вы застрахуете себя от претензий со стороны проверяющих органов, да и сам работник будет себя чувствовать увереннее. Здесь мы говорим только о честном бизнесе.

Стартовый капитал

Такую схему предлагают заполнить начинающим предпринимателям на курсах проекта USAID по развитию малого бизнеса в Казахстане и бизнес-инкубатора СодБи по развитию центров поддержки предпринимательства.

Инвестиции

— Недвижимость

— Строительство или приобретение здания

— Переделка или реконструкция помещения

— Оборудование

Оборотный капитал

— Запас сырья или готовых компонентов

— Продвижение на рынок

— Заработная плата

— Аренда

— Страхование

— Другие затраты

Указываются все предполагаемые затраты и указывается общая сумма стартового капитала.

Составив схему, описываем, из каких источников вы возьмете деньги. Это ваши собственные средства или заем? Есть ли у вас первоначальный взнос и залог, если хотите взять кредит?

Форма бизнеса

Пришло время определиться с формой бизнеса. Ваше дело может быть оформлено на индивидуального предпринимателя, товарищество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Обычно при открытии бизнеса выбирают первое. Индивидуальным предпринимателям проще с налогами, но здесь учитываются количество работников и прибыль. Например, один молодой предприниматель открыл небольшой ларек и зарегистрировал его как ТОО. Из-за проблем с налогами ему пришлось закрыть свое дело. Так что посоветуйтесь со знающими людьми и отнеситесь к этому серьезно. Мы также более подробно остановимся на этом в будущем.

В официальном бизнес-плане, который вы предоставляете, скажем, кредиторам, нужно описать юридический адрес предприятия, данные владельцев, их квалификацию и опыт работы.

Юридическая

ответственность

и страхование

Здесь тоже можно воспользоваться готовой формой от USAID:

— Следующие виды налогов касаются моего бизнеса

— Следующие правила касаются моего персонала

— Мне необходимы следующие лицензии и разрешения (указать затраты, где можно найти информацию)

— Моему бизнесу необходимы следующие виды страхования (указать затраты)

— Я обязан(а) платить следующие налоги

— Работники:

Минимальная заработная плата

Продолжительность рабочего дня

Праздничные дни

Охрана труда и здоровье

Больничный лист

Отчисления в накопительные пенсионные фонды

Да, не забудьте о титульном листе. На нем вы укажете название проекта, предприятия, адрес и контактную информацию.

В копилку

Идея для вашего бизнеса: кемпинг

Эта идея возникла у меня после разговора с человеком, который ездил на Черное море на своей машине. В России вдоль трасс много специально оборудованных мест, где водители грузовиков и других машин могут поставить их на охраняемую стоянку, а сами переночевать в чистом месте, принять душ, поужинать и посмотреть телевизор. Такие кемпинги можно организовать и у нас, причем, когда будет построен транспортный коридор «Западная Европа — Западный Китай», это будет особенно актуально. Можно организовать массу сопутствующих услуг для отдыхающих водителей и путешественников — стирку белья, парикмахерскую, телефон, Интернет, СТО и т.п. Берите на вооружение!

Итак, наш бизнес-план готов. Если у вас остались вопросы,

вы можете задать их ведущей рубрики Марии Коржевой по адресу: korzheva_av@mail.ru. Благодарим за помощь в подготовке

материала консалтинговую компанию «Диалог»

и ГУ «Отдел предпринимательства города Актобе».

Колонка "Взгляд"