Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Хранительница истории

Музей для Рысжан Ильясовой – храм, которому она поклоняется вот уже полвека. Любимому детищу – областному историко-краеведческому музею — она посвятила почти 40 лет. В поисках материалов Рысжан Ильясовна вдоль и поперек изъездила нашу область. Известный краевед, коих в Казахстане единицы, разменяв седьмой десяток лет, продолжает активную деятельность. Сегодня, накануне Дня Независимости, Рысжан апай вспоминает о сложном восстановительном периоде 90-х.

Прежде чем начать разговор, позвольте, уважаемый читатель, познакомить вас с этой удивительной женщиной. Хотя, возможно, вы ее знаете – слава о деятельности Ильясовой разнеслась далеко за пределы области. Мне представилась возможность узнать ее поближе в столичной поездке – мы вместе участвовали на Актюбинской выставке в музее Первого Президента. Работники культуры Астаны расступались перед этой женщиной, преклоняли перед ней голову.  Книга Рысжан Ильясовой «Қазына», выпущенная в 2001 году, и сейчас для музейщиков является настольной. В ней собран многолетний опыт человека, по крупицам собиравшего историю народа, на практике познававшего премудрости музееведения. Тогда меня поразила ее неутомимость. К вечеру, когда мы все валились с ног от усталости, Рысжан апай, скрестив руки за спиной, бодро шагала по улицам столицы. «Мы в экспедициях по нескольку километров пешком ходим», — улыбалась она в ответ на наши стенания.
Малая родина нашей героини – поселок Толыбай Иргизского района. Она  — дочь воина Ильяса Жаналина, защитника города-героя Сталинграда,  без вести пропавшего на полях сражений.
— Детство было, конечно, трудное. Мы учились и воспитывались в пансионате-интернате, мечтая о доме. А что дома? Топки нет, за водой — три километра в Кыркудук идти. Наши матери и учителя ночью сушили камыш, на заре топили печь. Дым стоял коромыслом, повсюду гарь, копоть, тепла было мало, но надо было как-то выживать, — рассказывает апай.
Мысли Рысжан апай возвращают нас из далекого прошлого в настоящее. Она останавливается на теме женской доли. Говорит о том, что женщинам во все времена было нелегко, а сельским труженицам – вдвойне. Кто считал, сколько ведер воды матери натаскали за свою жизнь, сколько золы вынесли? Не случайно одна из трех книг краеведа о женщинах — «Арулар-аналар, даналар». В ней собраны материалы о жизни известных женщин области, со времен Ботагоз, Акботы, Алии Молдагуловой до наших дней.
— Особенно я восхищаюсь мудростью казахских женщин, стоявших во главе рода. К сожалению, мы мало знаем о них, — сокрушается она.
И переходит к любимой теме – музею:
— Мы поздно начали собирать материалы, долго раскачивались, медленно двигались, потеряли много времени. Вообще могу сказать, что в Казахстане музейное дело, музеология, краеведение всегда оставались на задворках. Сколько лет я работала, не видела ни одного молодого специалиста с музейным образованием. А ведь не зря говорили в советское время: кадры решают все.

С чистого листа
В то далекое советское время, когда Ильясова пришла работать в музей (он тогда располагался на улице Фрунзе, 32) она не имела ни малейшего представления, что это значит, и чем ей придется заниматься. Вдвоем с Людмилой Чичаевой целыми днями просматривали газеты, стирали пыль со стеллажей, на которых красовались портреты вождя революции. Долго бы они еще так просиживали рабочее время, не появись у них в 1965 году директор  Рахиля Сарсенова. Благодаря ее инициативе, музей ожил. Она была грамотным, требовательным руководителем. В те годы музею предоставили  новое здание, тогда сотрудники не знали, чем его заставить. Сейчас же  оно «задыхается» от растущего фонда.
— Мы постепенно учились, много ездили, исследовали. Но идеология была, конечно, советской. Выставки были посвящены революции, гражданской, Великой Отечественной войнам. И все это – через идеи КПСС. В 1991-м мы словно проснулись, — продолжает апай, — такое чувство, как будто шли-шли в темноте, как роботы, а потом – стоп. Остановились. И глаза у нас раскрылись. Помню, азатовцы говорили раньше: «У казахов должна быть своя граница, свой флаг, свои деньги». Мы не понимали и побаивались их речей. Какая граница, какой флаг?! Разве это возможно?  Оказывается, молодежь была тогда дальновидной. Теперь и флаг у нас свой, и государство суверенное. Мы получили независимость мирным путем, наверно, некоторые думают, что она нам легко досталась. Это не так. Казахскому народу, как и многим в те годы, пришлось пройти через тяжкие испытания. Вспомните, как долго мы восстанавливались, поднимали экономику.
В начале 90-х люди не знали кому верить, за кем следовать, какие книги читать, чему детей учить. Растерянность, потеря ценностей усугублялись экономическим кризисом, безработицей. Кому были нужны музеи? Никому. Очень легко было в годы перестройки потерять и собранный фонд, и само здание, как это случилось со многими музеями Казахстана. На счастье директора музея Рысжан Ильясовой в 1992 году в Актюбинске было решено отметить событие республиканского значения — 325-летие Тама Есет батыра. Гостям надо было показать музей, рассказать о герое-земляке. В короткий срок они с коллективом заменили экспозицию, открыв первый в стране зал, посвященный батырам и народно-освободительному движению в Казахстане.
— Днем материалы собирали, ночью экспозицию готовили. Полностью обновили музей. Первыми в республике мы разработали новую концепцию построения экспозиции суверенного Казахстана, — вспоминает Рысжан Ильясовна.
Так, работа Актюбинского областного историко-краеведческого музея встала на рельсы и медленно стала набирать ход. Однажды, когда наши музейщики по обмену опытом были в Уфе, Ильясова, выступая перед коллегами, сказала: «Мы полностью обеспечиваем себя, на сегодняшний день заработали 20 тысяч долларов». Уфимцы долго думали, ломали голову и только на следующий день осмелились спросить: «Двадцать тысяч? Вы не ошиблись? Это же так много». — «Надо знать потребности народа и уметь прогнозировать. Тогда и вы поймете как можно заработать», — ответила она. А зарабатывали они, чтобы выжить. Чтобы содержать здание, пополнять фонд, платить комуслуги и частично заработную плату сотрудникам.
Как они это делали? Сотрудники музея писали сценарии на национальные праздники, обряды, сами проводили мероприятия. Приобрели юрту с интерьером. В те годы этнокультура была в диковинку. Это сейчас стало нормой отмечать Наурыз в казахских нарядах, с Наурыз коже. Тогда спрос на национальные костюмы, сувениры только-только набирал силу. Ильясова договорилась с алматинской фирмой «Тұс киіз» на поставку под реализацию, под честное слово директора нарядов и сувенирной продукции. Устраивали передвижные выставки, выступали с лекциями, приглашали коллег из соседних областей на платные семинары. За символическую плату организовывали экскурсии по городу. Им было что показать, чем поделиться. Впервые  у нас тогда стали проводиться экскурсии на трех языках. В музее выставлялись работы начинающих художников, кстати, одним из них был Марат Габдрахманов. Рысжан апай вспоминает, что именно с музея начинаются первые шаги этого известного сейчас художника и скульптора. Посещаемость музея дошла до ста тысяч человек в год.

От Алашорды  – до Саммита
Коллеги называют Рысжан апай генератором идей, их вдохновителем и исполнителем. Говорят о ее трудоспособности, самоотдаче, аналитическом уме. Под ее руководством фонд музея пополнился 50-ю тысячами экспонатов, ею были организованы научные экспедиции. В различных сборниках было опубликовано около 50 научных работ Ильясовой, свыше сотни статей в газетах и журналах. Помимо всего прочего она была автором историко-познавательной программы областного телевидения «Атамұра».
В 2007 году в свет вышла третья книга Рысжан Илясовой «Далам — тұнған шежіре». В ней автор выступает как краевед, рассказывает о памятниках старины, известных личностях, мастерах нашей области. И сейчас Рысжан апай работает над новой книгой. Она — член научно-исследовательского института гуманитарных наук при АГУ им.
К. Жубанова, член областной комиссии при облакимате по охране памятников истории и культуры.
— Оказывается, когда ты работаешь по-настоящему, с душой, твой труд замечают, — говорит заслуженный работник культуры РК.
В 1998 году была награждена орденом «Құрмет», имеет 7 медалей и множество грамот.
Интересно было узнать, как Рысжан Ильясова с высоты своих лет и опыта оценивает сегодняшний Казахстан.
— Когда я смотрела по телевизору Саммит в Астане, я плакала, — признается она, и голос ее вновь дрожит от волнения. – Я не могла поверить – неужели эти люди приехали к нам, в наш Казахстан?! Это такая гордость! Я часто бываю в районах, вижу: села поднимаются, люди с уверенностью смотрят в будущее. Конечно, у нас еще много нерешенных проблем. Но каждый человек должен работать, зарабатывать. Богатства земли лежат у нас под ногами. Надо уметь воспользоваться ими.

Досье «АВ»
1957-1963 — сотрудник Иргизского районного отдела культуры.
1963-1973 — научный сотрудник Актюбинского областного историко-краеведческого музея, в эти же годы окончила КазГУ.
1973-1974 — директор Тургайского областного музея.
1974-1976 — завотделом Актюбинского городского отдела культуры. Депутат двух созывов городского совета.
1976-1980 — председатель областного комитета профсоюзов культработников.
1980-2003 — директор Актюбинского областного историко-краеведческого музея.
Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"