Два дня в Свято-Никольском кафедральном соборе выставлялась на поклон икона Почаевской Божьей Матери, привезенная из Западной Украины.
Примечательно, что приезд чудотворной святыни в наш город пришелся на период между двумя юбилеями в истории православия. 24 мая, в день памяти святых Кирилла и Мефодия, отмечался праздник славянской письменности и культуры: в этом году введению славянской письменности 1150 лет. Надо сказать, что появление кириллицы — факт скорее с политическим подтекстом. Киевская Русь и славяне на исходе первого тысячелетия были достаточно сильным и врагом, и союзником. Византийская империя желала иметь союзника просвещенного и крещеного. И предварить крещение нужно было как раз просвещением, грамотой. История — дело долгое, но тем не менее по прошествии 125 лет после введения славянской азбуки в 988 году при княжении Владимира первыми были крещены в Днепре киевляне. Все эти события и факты мы попросили прокомментировать настоятеля Свято-Никольского кафедрального собора протоиерея Николая Гузева:
— Все правильно. Но я добавлю еще одну знаменательную дату к уже названным: 10-летие открытия Астанайского и Алматинского митрополичьего округа, коего в Казахстане прежде никогда не было. И приезд иконы Почаевской Божьей Матери в Казахстан — это своего рода подарок патриарха пастве.
— Отец Николай, о чем, по-вашему, свидетельствует стремление людей прийти в храм поклониться иконе?
— Это факт духовного единения. Живем мы, погруженные в дела мирские, и редко задумываемся о Боге. А вера и связанные с ней отправления, в том числе приложение к святыне, как свет молнии в грозу: все лица озаряются, и мы вдруг видим друг друга, пытаемся разглядеть получше.
Прежде чем вернуться в Почаевскую лавру, икона посетит еще несколько городов Казахстана.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Справка «АВ»
История иконы такова. В 1559 году митрополит Неофит возвращался из Константинополя. Проезжая через Волынь, он заехал в имение Орля к Анне Гойской и оставил ей в благословение икону, от которой вскорости стало исходить сияние. Когда в 1597 году перед иконой исцелился брат Анны Гойской Филипп, женщина передала ее насельникам (поселенцам) уже разросшейся Почаевской лавры. Впоследствии она переходила от православных к лютеранам, потом к униатам, но с 1833 в ней снова служат православные христиане.