Единственным казахстанским производителем настенной керамической плитки является АО «Керамика», что в Хромтау. На заводе создан замкнутый производственный цикл, позволивший свести к минимуму вредное воздействие на окружающую среду и использовать местные природные ресурсы с большей эффективностью. Проектная мощность завода составляет
1 миллион квадратных метров керамической плитки в год. Стоимость проекта — 222 миллиона тенге. В результате запуска завода будет создано 120 новых рабочих мест.
Новое производство налажено на основе цеха, построенного по заказу
ДГОКа. В недалеком прошлом на итальянском оборудовании мощностью 1 миллион квадратных метров в год выпускалась плитка форматом 15 х 15, 25 х 25 и 20 х 30 см. Местная продукция пользовалась высоким спросом.
В 1995 году руководство цеха решает работать самостоятельно. Но тяжелая экономическая ситуация в стране вызвала снижение темпов производства. Не стал исключением и цех по выпуску керамики: работа застопорилась, оборудование морально и физически устарело.
Больше всего пострадали актюбинцы, ведь импортная плитка, заполонившая рынки и супермаркеты, была не всегда хорошего качества и не каждому по карману.
Возродить местную линию, продукция которой отличалась бы соответствием цены и качества, взялся предприниматель Адилхан Итбаев. При разработке бизнес-плана он постарался учесть все преимущества и риски.
Плюсов оказалось больше. Главное, что расходы по транспортировке материалов, необходимых для изготовления основы плитки, — самые минимальные. Ведь известняк, песок, белая огнеупорная глина и габбро завозятся из близлежащих месторождений.
Так появился проект стоимостью 222 миллиона тенге. Он предусматривал запуск и модернизацию завода по изготовлению плитки. В начале года проект был одобрен на заседании РКС и получил государственную поддержку в рамках программ «Даму-регионы II» и «Дорожная карта бизнеса-2020». Кредит предоставил филиал АО «Банк Центр-кредит» за счет средств программы «Даму-регионы II».
— Учитывая, что кредит предоставлен под 10 процентов годовых, из которых 7 будет субсидировать государство, предприниматель-заемщик будет оплачивать разницу в размере 3 процентов годовых, — говорит главный менеджер регионального филиала фонда «Даму» Берик Нургалиев.
На средства, полученные в рамках господдержки, уже закуплены необходимое оборудование и запасные части из Италии, отдельные машины-установки и сырье из Испании.
На заводе долго подбирали, а потом отрабатывали оптимальный состав, чтобы плитка была высокого качества, соответствовала мировым стандартам и была доступна по цене. Наладить новую технологию помогли зарубежные специалисты.
— В перспективе — расширение производства от 15 до 40 коллекций плитки форматом 20 на 30 и выход на прежнюю мощность — до одного миллиона квадратных метров в год, — информирует председатель правления АО «Керамика» Адилхан Итбаев. — «Дорожная карта» — огромная поддержка для нас, предпринимателей, при ее помощи мы можем реализовать свои планы.
К осени хотят запустить производство в эксплуатацию. Дело за малым: получить гарантированный госзаказ. Дело в том, что хромтауская плитка прошла сертификацию на СТ-KZ и может использоваться при строительстве социально значимых объектов.
В настоящее время рабочие АО «Керамика» — слесари 4-5 разрядов, лаборанты, глазировщики и другие — работают в четыре смены.
Заведующая производством Гульсим Жумамуратова рассказала и показала нам весь производственный цикл. Мы своими глазами увидели, как плитка из «бисквитной» стадии доходит до готовой продукции. Как обычный безликий прямоугольник глазируется и обретает свое неповторимое лицо.
Раскрывать другие секреты будущего успеха местной плитки нам не стали. «Все сами в свое время увидите», — сказали хозяева на прощание.