На самом деле Южных обходов в Актобе три. Первый этап – это дорога от кобдинской трассы с выходом на автодорогу Актобе – Кандыагаш. Часть второго была открыта в минувший выходной – от путепровода на 41-м разъезде до примыкания к хромтауской трассе. Не завершившись, он оказался в черте города и потерял свой статус объездной трассы. Потому разрабатывается технико-экономическое обоснование третьего, он соединит дорогу с Северным обходом. В итоге масштабное кольцо замкнется и весь грузовой транспорт будет огибать город.[divider]
В сегодняшней Главной теме подробно вспомнили историю проекта. Договор о реконструкции участка с 21,5 по 35,3 километр автомобильной дороги Южный обход управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог заключило с ТОО «КТП» 16 октября 2017 года. За 17 месяцев предстояло выполнить работы на общую сумму 7 508 779 661,60 тенге по следующему графику: с 15 ноября по 15 декабря 2017 года, с 1 апреля по 1 декабря 2018 года, с апреля по 1 декабря 2019 года.
– Процесс затянулся, потому что финансирование из республиканского и областного бюджетов началось в 2019 году, но в 2020-м проблемы появились у подрядчика. Он не справлялся с заказом из-за своей финансовой несостоятельности. В связи с чем договор продлили до 31 декабря 2021 года. К этому времени было освоено 6,09 миллиарда тенге, – объясняет Айбек Кайыр, его назначили руководителем управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог 6 апреля 2021 года.
Человек, решивший серьезно заняться бизнесом, после некоторых раздумий согласился вернуться на госслужбу. Но через полтора года он чуть не лишился карьеры из-за Южного обхода. В конце марта прокуратура района Алматы областного центра по итогам визуального осмотра выявила ряд нарушений. В их числе оплата за невыполненную работу на 27,6 миллиона тенге, сумма предназначена для установки светофорной сигнализации и опор освещения. Дисциплинарное дело было рассмотрено на Совете по этике департамента по делам госслужбы. После бурного обсуждения Айбек Кайыр получил строгий выговор. Следует заметить, что в феврале прошлого года дисциплинарное взыскание за допущенные нарушения по другим участкам Южного обхода получил его предшественник – Малимбет Ибрашов.
Члены совета решили: если есть криминал в деле, то последнее слово за судом. При этом главному дорожнику региона все же пришлось отвечать на вопросы. К примеру, депутат областного маслихата Марат Койлыбаев выказал недовольство жителей округи, где затянулось строительство дороги.
– Население просило как можно быстрее открыть движение, потому что автомобильный поток шел через село Ясное. Когда пять лет подряд мимо вашего дома постоянно проезжают большегрузные машины, поднимая пыль, удовольствия от этого не будет. Водовозы ситуацию не спасали. Людей можно понять, они устали. Тревожно, когда видишь последствия бесконечных аварий. Кто и как контролирует работу подрядчика? Нужна строгость, жесткость. Не верится, что осенью работы завершатся, – сделал акцент общественник.
Тогда и стало известно, что управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог 5 августа, запоздало, подало в отношении подрядной организации ТОО «КТП» исковое заявление о неисполнении принятых на себя обязательств в специализированный межрайонный экономический суд. Начатое дело продолжил субподрядчик.
– Приступив к своей должности, сначала изучил все документы по данному проекту. Затем постарался предпринять возможные меры для полного решения всех накопившихся проблем, завершить начатые и неначатые процессы. Закрыл 722,5 миллиона тенге, перечисленные до меня. Также в прошлом году был проведен аудиторский контроль департаментом финансового контроля совместно со специалистами ГАСК. На сегодня с их стороны замечаний нет, – отметил в ответ на замечания главный дорожник области. – Мы понимаем, данный участок дороги вызывает большой резонанс в обществе, социальную напряженность вокруг прилегающей территории. Мы намерены завершить работу по устройству двух полос в этом году, тем самым снять все неудобства, которые возникли из-за подрядной организации. Нужно соблюдать технологический процесс. Сначала завершим работы на дорожной двухполоске. Затем возьмемся за освещение и светофорную сигнализацию. Опоры будут перенесены в сторону от дорожного полотна.
Две обновленные полосы из четырех будут открыты для движения к 15 октября, заверил в конце Кайыр. За Советом по этике госслужащих последовало выступление на заседании рабочей комиссии областного маслихата. Тогда же руководитель управления показал корреспонденту «Актюбинского вестника» процесс строительства на участке. Наш рейд состоялся 26 августа.
– В прошлом году удалось сделать дорогу от перекрестка Жиенбаева – Гастелло, положили асфальт на 400 метров и от моста до Жиенбаева положили щебеночно-мастичный асфальт на одну полосу. Сделали переходы, освещение от хромтауского перекрестка до улицы Зинченко. Подготовили основание дороги и асфальтировали 2,5 километра дороги. Параллельно укладывается тротуарная брусчатка, – объяснил наш гид, как только мы проехали по кольцевому перекрестку улиц Жиенбаева и Гастелло. Навстречу шел плотный поток разномастных авто. Особое напряжение было по одной стороне дороги, так как на другой шел активный процесс ее формирования.[divider]
– Дорога двухрядная, четырехполосная. Осталось проложить 2,6 километра от водохранилища, и тогда можно будет открыть движение по этой стороне. В реконструкции задействовано до 50 единиц спецтехники, работают два завода, три субподрядные организации, сразу устанавливают освещение, выкладывают брусчатку на тротуаре. Это одна из главных дорожных артерий, которая важна для всех. От Атырау с выходом на Актау.
По нашим прикидкам, до ноября заасфальтируем ее до таможни, до 41 разъезда. Другого варианта, как завершить начатое, для нас нет, – продолжил гид.[divider]
Над основанием появится трехслойный пирог: 13 сантиметров черного щебеня, его обволакивают битумом, 10 сантиметров крупнозернистого асфальта и 8 сантиметров щебеночно-мастичного асфальта. Общая высота пирога – 31 сантиметр.
Из-за интенсивности автомобильного движения заказчиком принято решение сначала выполнить одну двухрядную полосу, после ее завершения перейти на вторую полосу.
Еще один новый термин: обочины с грунтом дорожные строители называют полками.[divider]
– Мы прокладываем резервную трубу для электроснабжения. Предыдущие подрядчики одну половину уже кинули, мы продолжаем. Делаем вторую половину дороги. Вставляем футляр диаметром 160 мм, делаем переход до земляных работ, – объяснил происходящее начальник участка.
– Так как генеральный подрядчик не в состоянии завершить работу, завершает начатое субподрядчик. На данный момент они работают по переходам. По обеим сторонам будет уличное освещение, и, чтобы перекидывать кабели через дорогу, закладывают специальные пластиковые футляры, – объяснил сказанное Кайыр. [divider]
На противоположной стороне рабочие подготавливали корыто. Так на профессиональном сленге называется выемка вдоль оси земляного полотна, предназначенная для укладки дорожного основания. Автогрейдер раз за разом срезал грунт верхней части насыпи. Он должен выровнять дорогу под ноль. На этот уровень будет уложена песчано-гравийная смесь. [divider]
О полном завершении запланированных работ будут свидетельствовать заасфальтированные съезды, по проекту они должны иметь длину 30 метров.[divider]
Следующий этап – тротуары. Над ними трудятся рабочие одного из ТОО. Они сообщили, что в день в среднем устанавливают бордюры на протяжении 150-250 метров. Другая бригада трудилась на противоположной стороне дороги.[divider]
Так мы постепенно оказались у баннера, свидетельствовавшего о начале Южного обхода. В этой точке стыкуются дорога республиканского движения шириной 17 метров и городская, которая уже на два метра.
– Народ торопился, просил сделать прямую дорогу. Как только открыли движение, теперь требуют быстрее сделать съезды, их на этом участке около двадцати. Также нужно установить дорожные знаки, светофоры, протянуть освещение, – продолжил собеседник.
В свое время эта дорога была объездная, проект разработали в 2016 году, на тот момент он был перспективным. Но, как видите, в последние годы поселки разрослись, и она стала частью внутригородской сети. Уже объездной ее не назовешь. В любом случае проект надо завершить, так как альтернативы у нас нет. Настала пора готовить отдельный проект Большого южного обхода, он протянется от Маржанбулака с выходом на Бестамак и на хромтаускую трассу, чтобы грузовой транспорт вообще не заходил в город. Сейчас разрабатываем технико-экономическое обоснование, затем будет проектно-сметная документация. Общая протяженность новой объездной трассы ориентировочно составит 95 километров. Она должна соединиться с Северным обходом.
Мы видим, из-за большой загруженности автомобили, не дожидаясь завершения работ, выезжают на только что уложенный асфальт.
…На днях официально запущено движение по этой полосе, впереди долгожданный финал. Он состоится в следующем году.
Над Главной темой работала Жанат СИСЕКЕНОВА
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА