Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Кино и звезды

В верхнем ряду слева направо: Дмиртий Ковриков, Бахтияр Сартаев и народный артист РК Куман Тастанбеков, исполнитель роли Толегена в фильме «Қыз Жібек»

До середины 90-х годов прошлого века в Актюбинской области работало управление кинофикации, регулировавшее кинопрокат в области, обеспечивавшее досуг граждан и вносящее серьезный вклад в идеологическую и культурную жизнь. Разумеется, девизом его работников была цитата классика марксизма-ленинизма: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».

[box type=»shadow» ]Профессиональный праздник
27 августа работники киноотрасли отмечали День советского кино. Откуда дата? 27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял очередной декрет о национализации (через безвозмездную экспроприацию) кинодела: вся фотографическая и кинематографическая торговля, промышленность и кинотеатры РСФСР перешли в прямое ведение Народного комиссариата просвещения под руководством Василия Луначарского. Актюбинское управление кинофикации было в ведении облисполкома. По воспоминаниям Людмилы Ковриковой, в ее бытность работу управления курировал Гиззат Ибатов, зампредседателя Актюбинского облисполкома.[/box]

Героиня из облкино
Согласно скудным документам, имеющимся в облгосархиве, удалось выяснить, что управление кинофикации Актюбинского облисполкома образовалось в 1938 году и все годы, до расформирования позднее 1995 года, оно было хозрасчетным. Собеседница «АВ», более 30 лет проработавшая в названном управлении, отличник кинематографии КазССР Людмила Коврикова (на нижнем фото) рассказала только о том, чему свидетелем была сама — о весьма продуктивном периоде в истории культуры области.
— Я познакомилась с парнем, который работал в этой отрасли, мы поженились и не расставались даже на время работы. По первой профессии я строитель и в Актюбинск распределилась из Могилевской области в 1960 году, — вспоминает Людмила Андреевна. — Мой муж Дмитрий Ковриков, впоследствии отличник кинематографии СССР, — выпускник Ростовского кинотехникума. Распределился в Быховский район Сталинградской области в 1955 году, где его сразу назначили заведующим райотделом культуры, но через несколько месяцев призвали на воинскую службу в авиаполк механиком (а по совместительству и киномехаником). Часть стояла в Польше, потом ее перевели в Актюбинск, а здесь в 1960 году расформировали. Мы были молоды, была возможность выбрать любой регион, но управление кинофикации было развито, работы хватало — и мы остались. Дмитрий Георгиевич сразу поступил в киноремонтную мастерскую мастером ОТК, а уже в 1961-м его назначили главным инженером управления кинофикации. Начальником тогда был Буртебаев. Следом в эту должность вступил Аблай Сапаров. Человек грамотный, интеллигентный, хороший организатор, он не был специалистом киноотрасли, поэтому сразу назначил Дмитрия своим заместителем. Главным инженером-заместителем начальника управления мой муж был до 1992 года, а когда Аблай Сапарович вышел на пенсию, решением заседания директоров Актюбинского госкиновидеоконцерна, как называлось управление кинофикации к той поре, директором был избран Дмитрий.
Людмила Коврикова вступила в должность фильмопроверщицы в 1962 году, а когда в 1967-м сдали в эксплуатацию кинотеатр «Октябрь», стала работать оператором — отвечала за техническую часть киносеансов: следила за качеством ленты, уровнем звука, озвучивала реплики героев, если фильм приходил без дублированного перевода (тексты персонажей прилагались к ленте). После окончания Алматинского кинотехникума стала в родном кинотеатре работать педагогом-организатором. Сюда входила не только реклама новых фильмов или рекомендации показа кинолент адресной аудитории, но и помощь учителям литературы, истории в донесении учебного материала до самых глубин его восприятия школьниками.[box type=»shadow» ]Чем не дуальное обучение!
К сказанному надо добавить, что выпускники Алгинской СШ № 3 на протяжении многих лет вместе с аттестатом зрелости получали и удостоверение киномеханика 2-й категории, уроки труда здесь вел Виктор Надольский, киномеханик по специальности. Его ученик Мирал Джармухамбетов, замредактора «АВ», признался, что уроки Виктора Степановича привносили в школьную жизнь особый колорит:
— В школе имелся кинозал с хорошей аппаратурой. Практику мы проходили в кинотеатре «Алга». Профессия пригодилась в армии, где я был киномехаником.[/box]
— Со старшими и подготовительными группами детских садов мы смотрели фильм, а потом обсуждали его, — продолжает рассказ о своей работе Людмила Андреевна. — А с малышами только хохотали над незадачливыми героями мультфильмов или сопереживали положительным — индустрия кино работала во всю свою идеологическую мощь! На предприятия возили документальные ленты специального содержания: тема должна быть в русле производства. Дмитрий Георгиевич колесил по области, не только контролируя порядок в кинопрокате или его техническую базу, но и доступность кино, чтобы оно было и на самой отдаленной чабанской точке.
Кассовый план был важной частью работы управления кинофикации, но собеседница к этому пункту подходит с творческой позиции:
— Какие фильмы выпускались в 60-80-е годы! Перед началом проката комиссия из управления просматривала их и составляла план, чтобы скорее выполнить план сборов. В резерве мы всегда держали самое лучшее, например, фильм «Освобождение», один из самых популярных у зрителя той поры. Как педагог-организатор я приглашала для выступления перед началом сеанса свидетелей событий, о которых фильм. Например, перед «Освобождением» выступали ветераны войны. Помню, какое впечатление произвел на зал Николай Плешков, танкист, потерявший в бою обе ноги… Наши киномеханики демонстрировали фильмы и для Индиры Ганди в ее приезд в Актюбинск в 70-е годы.

80-е годы XX века. В кассе кинотеатра «Октябрь»|Все фото из архива семьи КОВРИКОВЫХ

Ситуация на местах
Как уточняет собеседница, все кинотеатры города и области делились на государственные и профсоюзные. К профсоюзным относились кинозалы при отраслевых ДК (железнодорожников, металлургов, химиков, строителей, горняков), к государственным все остальные: «Пионер», «Казахстан», «Спутник», «Октябрь», «Мир», летний в парке Пушкина. Кинотеатр «Октябрь» был одним из первых широкоформатных в республике, немногим позже в Алге построили такой же с названием «Алга»:
— Управление кинофикации не только имело здания, штат, аппаратуру и кассовый план, но и план работы, основанный на продукции, формирующей идеологию, эстетику, этику, культуру, профориентацию. А какие качества прививали деткам советские мультфильмы! С наступлением эпохи гласности расширилась тематика кинолент, возросло количество премьер — наша профессиональная жизнь кипела. Зрители 80-х помнят кинолекторий «Кино и время», когда перед показом фильма со зрителями беседовали звезды советского кино. Некоторые ездили и в села, находящиеся близ Актюбинска. Например, в ДК совхоза «Пригородный» выступал Лев Прыгунов.
В начале 90-х управление кинофикации стало Актюбинским госкиновидеоконцерном, но во второй половине десятилетия его не стало. Мартукский кинотеатр «Колос» был единственным, чье здание продано не было, и заслуга в этом его директора Лидии Петуховой. Жаль, умерла не только отрасль госкинопроката, но и ввозимая кинопродукция никак не рецензируется, не фильтруется, не проходит цензуру.
Управлению кинофикации области были подотчетны облкинопрокат и киноремснаб. И хотя управление регулировало всю работу по организации досуга и идеологической работы на своем участке, без двух других подразделений работы не было бы: кинопрокат отвечал за кинотеку, а киноремснаб — за техническую сторону процесса. Кадры в область поставлял в основном Алматинский кинотехникум. Кстати, кроме Людмилы Ковриковой, его окончили и две ее дочки, их мужья, так что эта интернациональная семья — династия киноработников. Дмитрий Георгиевич даже преподавал в Актюбинском СПТУ № 24 (в районе 41 разъезда), где готовили киномехаников для нужд области. С распадом отрасли все работники управления остались не у дел.[box type=»shadow» ]«Октябрь», «Жұлдыз», ТД «Айна»…
Когда в год 50-летия Великой Октябрьской революции открывался кинотеатр «Октябрь», экран для него пришлось везти из Одессы. Причем широкоформатный экран невозможно было перевезти никаким видом транспорта — не подходили размеры.
— Не знаю, как Дмитрий Георгиевич договорился с транспортниками, но знаю точно, что те требовали разрезать полотно экрана на части — для удобства транспортировки, — вспоминает Людмила Коврикова. — И все-таки первый фильм, «Свадьба в Малиновке», которым открывали кинотеатр, демонстрировали не на новом экране — он тогда еще изготавливался.[/box]
Людмила Андреевна говорит о микроклимате, царившем в облкино:
— Отношения создают люди, и мои коллеги могли не только создать здоровый микроклимат, но и были грамотными руководителями: директор кинотеатров летнего, «Пионера» и «Казахстана» Вера Хохлова, директор «Спутника» Анна Сутормина, Михаил Меренцов — в кинотеатре «Октябрь», Эдуард Тамашевский — в «Мире», директора кинопроката Элла Ильиных и Бахтияр Сартаев, Валентина и Роза Кошевые, другие. Мы выезжали на различные семинары и курсы, в Актюбинск также приезжали из всей республики. В результате делового общения складывалась дружба. Кстати, кроме нашей династии, в облкино работала семья Гаази: Василий, два его сына, Георгий и Эдуард, и сноха Лилия. А сейчас киномехаником в одном из городских кинозалов работает сын главного инженера кинотеатра «Октябрь» Константина Вуккерта. Конечно, с приходом цифровых технологий процесс кинопроката изменился до неузнаваемости, но роль кино как вида искусства осталась такой же.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

Колонка "Взгляд"