Служба сервиса в советские времена была синонимом испорченного настроения и всегда находилась под огнем критики. Причем не столько сам сервис, а ее человеческая составляющая. А точнее — отношение к клиентам, людям. Так было. Сейчас же, когда эта служба целиком находится в частных руках, и она должна по задумке биться за каждого клиента. Поводов для подобной критики по идее быть не должно.
А вспомнил я об этом недавно, когда дважды в течение одно месяца мне пришлось столкнуться с отношением к клиентам, работников кафе и ресторана г. Актобе. Называть их не буду, чтобы не делать лишнюю рекламу, но это реальные факты.
В одном кафе мои знакомые проводили свадьбу. Сказать прямо, с самого начала душа не лежала к этому кафе. Но что делать: сезон свадеб и, как следствие, дефицит этих заведений. Возможно, этим и объясняется вызывающе пренебрежительное поведение работников этого кафе. Крылатое выражение «Клиент всегда прав» придумали явно не для этого случая. Клиентов, заказавших кафе и оплативших аренду, постоянно старались поставить в заискивающее положение, диктуя им различные условия. Оставим в стороне вечные разговоры о недостаче продуктов, которые исчезают в бездонной утробе прожорливых кухонь этих кафе. В середине свадьбы с клиентов, причем прилюдно потребовали дополнительную оплату в 20 тысяч тенге. И пока мои знакомые, буквально сгорающие от стыда перед гостями, после долгих споров все же не заплатили эти деньги, официанты не подавали горячее. Вот такая безобразная ситуация, испортившая настроение всем, кроме, наверное, тружениц нашей службы сервиса периода недоразвитого капитализма.
Второй раз столкнулся со службой сервиса при более печальных обстоятельствах. Умерла родственница, молодая женщина, мать троих детей. В день похорон поминальный стол решили накрыть в одном из известных ресторанов по пр. Абилкайыр хана. В числе других продуктов отвезли и 350 круассанов — по одному на каждое заказанное место: покойная очень любила их, и родственники захотели, чтобы каждый, пришедший проводить ее в последний путь, попробовал их. Перед самым началом поминок выясняется, что этих самых круассанов не хватает: пропало 80 штук. В другой ситуации это был бы не вопрос, но здесь ведь было совсем другое дело. Родственники хотели разобраться: почему? И вместо того, чтобы успокоить людей, объясниться, извиниться, люди из кафе — заведующая, администратор стали грубить. Столь некрасивую ситуацию не разрешила и прибежавшая начальница, грудью вставшая на защиту чести мундира своей точки общепита. Одной из ее фраз было: «Заберите свои булочки!».
Вот так вот. Кафе сейчас прибыльны. За 2-3 часа поминок мы заплатили 700 тысяч тенге — с такой производительностью труда не работает ни одно предприятие или фермерское хозяйство.
Пусть получают, но мне кажется, что с каждым подобным, описанными выше случаями люди, работающие там, теряют нечто гораздо большее. Например, совесть.