Принято считать, что Наурыз мейрамы зародился в Персии. Может быть и так, но в самой Персии его празднуют уже
не так широко как у нас.
Так считает известный ученый, доктор исторических наук, ныне работающий в Актюбинском государственном педагогическом институте, Рахым Бекназаров.
В 2001 и 2012 годах он в составе экспедиций Института истории и этнологии им. Шокана Уалиханова побывал в Монголии и Китае. В этих странах ему удалось собрать множество новых и интересных материалов о праздновании Наурыз мейрамы среди казахов Алтая, КНР и Монголии. С некоторыми из них этнограф поделился с «АВ».
— 22 марта — это весеннее равноденствие, когда день равен ночи, когда Солнце, следуя своим маршрутом, пересекает небесный экватор и перемещается из южного полушария в северное. С этого дня пробуждается все живое в природе и начинается новая жизнь, поэтому многие народы считают, что именно в День весеннего равноденствия наступает новый год. Казахи и их предки-кочевники в целом зиму воспринимали тяжелым периодом, в некоторые годы, особенно жута, не все доживали до весны, не могли полностью уберечь скот от падежа при бескормице, гололеде. Поэтому казахи, приветствуя друг друга при встрече, в первую очередь спрашивали: «Мал, жан аман ба?», что означает, в сохранности ли весь скот, живы-здоровы ли люди? То есть в первую очередь спрашивали про скот (мал), а не про людей (жан), так как скот для казаха-номада был главным источником жизни, благосостояния, — рассказывает ученый.
Отметим, что праздник весеннего равноденствия существовал у многих народов, но в силу различных причин, изменений культуры под влиянием религии, миграции, откочевок, войн на передний план выходили другие праздники. Например, китайцы под влиянием буддизма, конфуцианства восприняли другие праздники, у христиан появился праздник Рождество и так далее. А приверженцами празднования весеннего равноденствия остались именно тюркские народы Евразии. Термин Наурыз (Навруз) — это рудимент персидской культуры доисламского периода, который сохранился на земле Турана.
То ли правда,
то ли нет…
— Существует несколько легенд возникновения праздника. По одной из них в давние времена жил старик по имени Желтоксан. У него было 90 сыновей, потому, поговаривают, 90 дней и прозвали зимними. У старика была байбише — старшая жена, которую звали Наурыз.
Желтоксан выдал свою единственную дочь Бикеш замуж. Мать невесты поехала с дочерью и по казахскому обычаю дней 10 была рядом с ней. Вернувшись, она сварила коже и впервые раздала аулчанам, чтобы сбылись все ее пожелания. Говорят, с тех пор и появился праздник Наурыз мейрамы. Он проводится после трех месяцев зимы 20-22 марта.
А в Монголии существует другая легенда. Некогда жил человек по имени Наурыз. Кстати, в казахской шежире есть это имя. Якобы он умирает и от него не остается потомства. В день смерти его братья дали ас. И назвали этот день Наурызом. С тех пор они отмечали 22 марта как праздник Наурыз, — говорит Рахым Агибаевич.
Забытые
традиции
Оралман из Китая Даутжан Токсабайулы вернулся на историческую родину в 60-е годы. Он из рода найман. В свое время мужчина работал в Китае экономистом. Сейчас пасет скот на зимовье Тайвань Жансугуровского района Алматинской области.
— Почему Тайвань? В 1960 году, когда из Китая в Казахстан вернулась первая волна оралманов, они поселились в этой местности и решили ее так назвать. С тех пор и осталось, — объясняет историк. — По его словам, в Китае, где также празднуют Наурыз, до сих пор сохранилась традиция во время празднеств выбирать д,ома. Суть ее такова: все мужчины одного села собираются и соревнуются, кто сколько выпьет коже. Выигравший и становится д,ома. Чествуют его не хуже чемпиона. Причем свой чемпионский титул он сохраняет до следующего нового года. На празднование его привозят на лошади, сажают на самое почетное место.
— Такого обычая у нас в Казахстане уже нет, и неизвестно, был ли. Китайским казахам удалось сохранить свои древние традици.
Очень понравилось, как празднуют Наурыз в Монголии. Отмечается он, как говорится, на широкую ногу. Подготовка начинается за месяц. Приводятся в порядок дома, готовятся ингредиенты для национальных блюд. Скотоводы томятся в ожидании окота, появления первого молока. Кстати, окот совпадает с праздничными днями. Не случайно, наверно, и то, что именно в это время дети выходят на каникулы. Они помогают скотоводам. На 2 миллиона 600 тысяч жителей этой страны приходится 38 миллионов голов скота! Для монголов скот до сих пор является основным источником дохода, — делится увиденным Рахым Бекназаров.
Коже
по стандарту
— В Западной Монголии есть Баян-Ульгийский аймак, — продолжает доктор наук. — Это целая область, где проживают только казахи. Конечно, сравнивать уровень развития Монголии и Казахстана сложно, мы на порядок выше: у них нет многих благ цивилизации (водопровода, канализации), каких-то современных условий быта, но вместе с тем, следует признать, им лучше удалось сохранить духовную культуру, традиции, обычаи. Безусловно, это связано с тем, что они продолжительное время находятся в относительной изоляции. Но, я уверен, монголы не менее, может, даже более счастливы, чем мы.
В целом же, что в Монголии, что в Китае Наурыз празднуют так же, как и у нас. В Китае принято очищать родники, сажать деревья.
Остается неизменным и рецепт приготовления главного наурызовского блюда – коже. В Монголии придерживаются классического варианта: добавляют в него не только вяленое мясо, но и свежее, не жалеют и курта, десятки видов которого существует у местного населения. Коже получается отменное, просто пальчики оближешь!
— Мы знаем, как печь блины, итальянская пицца готовится только лишь по рецепту. И не иначе. Мы внедряем нашу культуру в широкие массы, развиваем туристический кластер. К примеру, Бразилия известна своими красочными карнавалами, а Казахстану можно культивировать Наурыз на мировом уровне. Правда, прежде чем это сделать, необходимо отработать стандарты, сохранив при этом все традиции. Мы должны четко знать, что и в каких пропорциях необходимо добавлять в коже. Обязательно должно быть белое — начало нового, позитивное — это молоко, курт; красное, цвет жизни — мясо; зеленое — энергия; лук, пророщенная пшеница и т.д. Своей этнической культурой мы должны объяснить, почему добавляются те или иные ингредиенты. Всему есть свое объяснение, — говорит ученый.
А не отменить
ли Новый год?
В последние годы звучат предложения о том, почему бы в Казахстане не отменить празднование Нового года и не отмечать в таких же масштабах Наурыз мейрамы. Как это делают, например, в Китае или Иране.
— Тому, что мы встречаем Новый год два раза, в принципе, есть простое объяснение — мы открытое государство, строим демократическое общество, а значит, вольно или невольно будем воспринимать культуру извне и внутри страны. К сожалению, массовая культура, в целом глобализация довлеет, и в каких-то моментах мы проигрываем со своей этнической культурой. Как появился Наурыз у нас? Периоды прогресса и регресса были всегда, и скорее всего, в раннем железном веке, в эпоху ранних кочевников, процветала общая для территории Персии и Казахстана Туранская культура. У нас этот праздник так же, как и в свое время в Персии, был под запретом и официально не праздновался более шестидесяти лет, с 1926 по 1988 год. Но, несмотря ни на что, в аулах и селениях его отмечали всегда. Правда, в Иране, под влиянием ислама Наурыз сейчас празднуется не так широко, как раньше. Наурыз — это, по существу, новый год, определенный самой природой, а не человеком. В Наурыз мейрамы заложена актуальная проблема современности — единение и гармония человека с природой. Вот поэтому мы и должны научиться праздновать его с пользой для дела и для души, сделать его стимулятором новых идей и вдохновений.
Асия НУРПЕИСОВА