В областной филармонии имени Газизы Жубановой состоялся концерт современной музыки. Оркестр казахских народных инструментов имени Ахмета Жубанова исполнил произведения членов Союза композиторов РК, приехавших к нам
из Алматы, Караганды, Усть-Каменогорска, Уральска и Актау.
Подобный концерт, скорее, традиционен. Год назад в Актобе прошел пленум Союза композиторов, получивший высокую оценку не только самих участников, но и общественности. Радует, что академическое искусство в Актобе востребовано. Именно об этом мы говорили с заместителем председателя Союза композиторов РК, учеником Кудуса Кужамьярова Хабибуллой Сетековым.
— В рамках 20-летия АНК мы стараемся посетить как можно больше регионов, — поделился Хабибулла Зайнуллаевич. – Но едем только туда, куда приглашают. В каждой филармонии есть оркестры, а когда они играют несколько иной, новый материал, это работает и на развитие оркестра. В репертуаре оркестра казахских народных инструментов чаще музыка казахских композиторов, писавших в этноключе. Современные композиторы пишут музыку, которая нуждается в пропаганде.
— Какие направления вы бы выделили?
— Композиторы пишут музыку разных жанров. Это преданные творчеству люди, они умеют многое. Это подвижники и патриоты музыки, ведь их едва интересует гонорар – пишут, и все. Сначала выносят идею на бумагу, потом на аудиторию.
— Что вас настораживает в современной музыкальной культуре?
— Вымирание эстрадной музыки. Отсутствие цензуры и худсоветов поддерживает этот процесс. Никого не интересует музыкальный текст, слова, аранжировка: вышли, спели под фонограмму, получили деньги и вполне счастливы. Это не искусство, мастер этим заниматься не станет. У большинства авторов песен нет музыкального образования, а деньги получать научились. Эфирное время за деньги спонсора покупается для того, чтобы песенка крутилась в течение месяца по десять раз на дню, а через месяц этот музыкальный фастфуд оседает в ушах и умах. Так из сознания слушателей вытесняется академическое искусство или предрасположенность к нему.
Эстрадникам, считает Хабибулла Зайнуллаевич, нужно обратиться к сборникам Затаевича, Ерзаковича, Брусиловского и оттуда черпать репертуар. Прикоснувшись к народному творчеству, эти люди посвятили жизнь тому, чтобы оставить казахские песни грядущим поколениям.
Еще немного статистики. За истекшие 24 года ценности у людей, безусловно, поменялись. Пугает то, что все эти годы лежат невостребованными две оперы и семь балетов: людям они неинтересны, государству – не по карману. Еще страшнее, когда к числу композиторов себя относят кустари. А ведь учеба на факультете композиции в консерватории формирует определенное мышление.
— Не случайно факультет композиции не предполагает заочной формы обучения. Пять лет нас учили мыслить так, чтобы мы писали хорошие произведения, — продолжает выпускник факультетов композиции и инструментального исполнительства. – И, если сегодня появятся худсоветы с дипломированными композиторами, дирижерами, аранжировщиками, поэтами, которые смогут дать объективную оценку произведению перед тем, как выпускать его в эфир, уровень культуры общества поднимется на иной уровень, а ширпотреб исчезнет.
Татьяна ВИНОГРАДОВА