15 февраля исполняется 30 лет Уральской и Актюбинской епархии Казахстанского митрополичьего округа Русской православной церкви.
Немного истории
7 ноября 1908 года было учреждено Уральское викариатство Самарской епархии, которое самостоятельной епархией — Уральской и Николаевской — стало спустя 8 лет и просуществовало до 1926 года. Гонения со стороны новой власти в адрес священников и церкви начались сразу после Октябрьской революции, и тем не менее уже Уральская и Покровская епархия прослужила еще 7 лет — до 1933 года. А после открылась аж в 1991-м, именуясь Уральской и Гурьевской и включающей в себя приходы Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Кустанайской и Мангыстауской областей. После открытия кафедрального собора в Актобе и решением Священного Синода осенью 2012 года стала именоваться епархией Уральской и Актюбинской. Заметим, что все 30 лет ее правящим архиереем является владыко Антоний (Москаленко), чье 80-летие и 50-летие монашества прихожане отметили в прошлом году.
В годы гонений на церковь земли нашей епархии приняли многих мучеников. Вряд ли когда мы узнаем, сколько репрессированных было сослано в Казахстан, но известно, что Западно-Казахстанская область была определена местом ссылки священнослужителей и монашества. Многие здесь умерли или расстреляны, многие из них канонизированы: новомученики Лев (Егоров), Георгий (Лавров), Димитрий (Любимов), другие. Будущего митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая (Могилевского), в честь которого освящен Свято-Никольский собор Актобе, спас безымянный татарин, на свой страх и риск подобрав умирающего ссыльного на обочине дороги в Челкаре.
Известно, что осенью 1943 года в Уральске вновь открыли Спасо-Преображенскую кладбищенскую церковь, а в июне 1944-го для строительства танковой колонны имени Дмитрия Донского ее общиной было внесено 40 000 рублей; еще 65 000 тогда же внес священник Никифор Сальников. Пожертвования фронту продолжались, позднее для танковых сил было собрано еще 305 000 рублей. Всякий раз Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин благодарил жертвователей через газету «Приуральская правда». Возможно, это послужило фактором послабления гонений, и после открытия Преображенской церкви в Уральске был открыт Михайловский собор. Впрочем, силами воинствующих атеистов при поддержке Генсека Хрущева в 1962 году в главном городе епархии остался один храм. Статья Конституции СССР о свободе совести и вероисповедания начала работать только в 80-е, а в 1988-м казахстанские православные даже праздновали 1000-летие крещения Руси.
30 лет — это только начало
— До 1991 года в Казахстане было три епархии: Алма-Атинская и Семипалатинская, Чимкентская и Акмолинская, Уральская и Гурьевская. Сейчас их десять, — рассказывает настоятель Владимирского храма г. Актобе протоиерей Димитрий Соловьев. — К моменту назначения владыки в Уральск митрополии в Казахстане тоже не было — мы подчинялись напрямую Московской патриархии. Митрополичий округ образовался в 2014-м, и сегодня владыко Антоний является старейшим из правящих архипастырей на территории митрополии.
— Отец Димитрий, что особенного в нашей епархии в сравнении с другими?
— Самое интересное и радостное, что у нас много внимания уделяется молодежи. Помимо воскресных школ, ориентированных на детей, работают и молодежные клубы. И когда мы выезжаем летом в молодежный лагерь «Духовный сад Семиречья», я вижу, насколько наши парни и девушки начитаны, эрудированы, более развиты в целом на фоне их сверстников из других регионов. Допускаю собственную субъективность, но действуют они всегда слаженно, дружно.
С молодежи собеседник начал неслучайно, и объективен он вполне. Кто посещает актюбинские храмы не первый десяток лет, подтвердит, что средний возраст стоящих на службе омолаживается: если в 90-е-начале нулевых в церковь ходили сплошь бабушки в беленьких платочках, то сегодня там больше молодых отцов с детьми, а к началу причастия очередь с младенцами на руках порой больше общей очереди.
— В 1991 году в Актюбинске было два храма, — продолжает отец Димитрий. — Сейчас в области в целом семь храмов, в Темире восстанавливается восьмой. Прибавилось число священнослужителей.
Очень важной составляющей жизни епархии актюбинский священник называет работу ее отделов:
— Социальный курирует благотворительность, издательский занимается выпуском газеты «Благовест» и церковных календарей, паломнический организует поездки прихожан по святым местам, есть отделы по работе с молодежью, с заключенными, с казаками (этот актуален только в Уральске) и отдел катехизации и религиозного образования.
— Батюшка, а каково церкви работать в условиях пандемии?
— Думаю, прихожане с нетерпением ждут послабления ограничений, а священники выполняют привычную работу, совершая молитвенный подвиг за казахстанскую землю и ее граждан. В пастырском богословии есть такое указание: когда в храме много народу, помогай им молиться — молись с ними; когда народу нет, молись усерднее — за них. На самом деле молитва — слово, обращенное ко Господу, и молясь о других, мы просим милости Бога для них.
Сила обращения к Богу
— Помолиться — это как подать милостыню?
— Только в другом масштабе, неизмеримом. А для наглядности приведу пример из личного опыта. После богослужений в храме долго засиживалась старушка. Я спросил, есть ли ей куда идти, а она ответила, что обычно сын забирает. Через время, освящая один дом, заметил его хозяину об очень приятном микроклимате и явном благополучии семьи. Мужчина, указывая на фото матери, сказал: «Бабушка о нас молится». На фото я увидел вышеупомянутую прихожанку и в который раз уверовал в силу молитвы.
Через несколько лет мне снова пришлось освящать дом — скромный, непритязательный; хозяин выглядел явно болезненно. Собираясь уходить, я увидел фото мужчины, в богатом доме которого был когда-то. Мой вопрос «Кто вам человек на портрете?» удивил хозяина. Но еще большим было мое удивление: это было его собственное фото. Пока о сыне и его семье молилась мать (на тот момент уже покойная), дела шли в гору.
Молитва — взывание к Высшей Силе о помощи, охранении, и важно дарить молитву даже незнакомому человеку. Когда вы видите самолет в небе, вам ведь не составляет труда помолиться о благополучии людей, в нем сидящих? Так помолитесь, а вам эта милостыня вернется сторицей.
— То есть пока в церкви звучит молитва «о земле Казахстанстей, властех и воинстве», а мы умножаем намоленность храмов, страна под защитой Господа? Епархия как та бабушка, молившаяся о семье сына?
— Безусловно.
Беседовала
Татьяна ВИНОГРАДОВА