Лизинг
Из-за отсутствия сервисного обслуживания зарубежная техника, взятая в лизинг, простаивает в самый разгар посевной.
Прежде чем взять иностранную технику в лизинг, подумайте, где будете ее ремонтировать, советуют те, кому пришлось пострадать от сервиса поставщиков.
С начала года в область по лизинговым программам поступило сельскохозяйственной техники на общую сумму 1 миллиард 75 миллионов 908 тысяч тенге, в том числе 15 посевных комплексов, 4 опрыскивателя и 2 глубокорыхлителя. Эта техника предназначена для тех, кто работает по влагоресурсосберегающей технологии.
Статистика показывает, что спрос на высокотехнологичную технику возрастает из года в год. Но есть проблема, решить которую на местном уровне практически невозможно.
Дело в том, что техника, даже импортная, имеет обыкновение ломаться, а сервиса никакого. Конечно, за пять лет, а через лизинг она начала поступать с 2004 года, трудно организовать полноценную службу и подготовить высококвалифицированный инженерно-технический персонал, но менять ситуацию надо срочно и кардинально, считают сельхозтоваропроизводители.
Особенно много претензий у крестьян к сервису компании CNH America LLC (США), поставляющей посевные комплексы «Кейс», стоимостью около 450 тысяч долларов. Из-за отсутствия запчастей и сервиса в самый разгар посевной иностранцы вынуждены простаивать неделями.
Логично, что пострадавшие ждут содействия от АО «КазАгроФинанс», с которым заключили лизинговые договоры. Но, как оказалось, все не так просто.
— По законодательству нашей республики у лизингодателя, каковым является АО «КазАгроФинанс», нет рычагов и юридического права давить на продавцов и поставщиков в части дальнейшего обслуживания техники после ее передачи лизингополучателю — отвечает на наш вопрос директор АФ АО «КазАгроФинанс» Корган Нуртазин.
Ведущие сельхозтоваропроизводители области — директора ТОО «Кумкудык» и «Степное» Александр Чемоданов и Амангос Тулеуов поднимали этот вопрос перед исполнительной властью области. По просьбе актюбинцев в область даже приезжала специально созданная по данному поводу комиссия АО «КазАгроФинанс» из Астаны. Она проинспектировала уровень обслуживания сервисными компаниями-поставщиками и обязала их создать полноценный сервис хотя бы на время весенних и осенних полевых работ. Было четко сказано и о том, что теперь сельхозтехника будет приобретаться только у тех компаний, которые создадут полноценные сервисные центры.
Но воз, судя по негодованию крестьян, и ныне там.
Ляззат ЕГИБАЕВА