Учителей и учащихся обучали разработке проектов, направленных на повышение эффективности учебного процесса.
В областном филиале Академии государственного управления при Президенте Казахстана прошел четырехдневный семинар по обучению основам проектного менеджмента. В нем приняли участие 50 педагогов и учащихся четырех учреждений образования: гимназии № 32 имени М. Курмангалиевой, школы-лицея имени К. Сатпаева, школы-лицея № 39 и средней школы № 47.
По словам директора филиала Академии госуправления Саиды Садуакасовой, проект под названием «Проектный менеджмент – в школе!» был инициирован в 2023 году в нашей области и стал первым пилотным в стране, направленным на внедрение технологий проектного управления в образовательный процесс. Он был внедрен при поддержке областного проектного офиса, управления образования и Казахстанской ассоциации работников образования Актюбинской области совместно с филиалом Академии госуправления.
– Проект направлен на внедрение инновационных образовательных подходов, таких как факультативы по проектному менеджменту, которые станут важной частью учебного процесса. В дальнейшем эти курсы будут дополнительной образовательной программой, способствующей развитию у школьников управленческих и аналитических навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности, – отметил руководитель проектного офиса областного акимата Тимур Джунельбаев.
В 2023 году в рамках проекта обучение прошли 45 учащихся и 15 педагогов СШ № 28, Аккемирской СШ и школы-гимназии № 3 города Кандыагаша Мугалжарского района. По окончании курсов ученики защитили десять проектов по профориентации, финансовой грамотности и другим. На сегодня уроки по темам профориентации и финансовой грамотности, основанные на их проектах, внедряются в школах региона.
В этом году за сорок академических часов слушатели курсов также ознакомились с основными теоретическими подходами и методологиями в области проектного менеджмента, а также с ключевыми принципами и практическими аспектами реализации проектов. Преподаватели Академии разъяснили курсантам эффективные методы взаимодействия с заинтересованными сторонами проекта, такими как заказчики, партнеры и общественность, объяснили важность понимания жизненного цикла проекта – от его инициации до завершения, включая все этапы планирования, выполнения и контроля. Также были рассмотрены условия оформления управления проектами, включая документооборот и необходимые разрешения.
Участники изучили подходы к управлению инвестициями и финансами, такие как составление бюджета и мониторинг затрат. По завершении семинара учащиеся представили проекты на фабрике идей, где продемонстрировали приобретенные знания и навыки и предложили инновационные решения актуальных проблем.
Фабрика идей в действии
Какие идеи представили в этом году слушатели курсов?
Учащиеся школы-лицея имени К. Сатпаева презентовали проект по развитию предпринимательских навыков и финансовой грамотности у школьников. Ребята предложили обучать учащихся основам финансовой грамотности и помогать им в реализации первых малых бизнес-проектов.
– С этой целью возможно внедрение уроков по рыночной экономике, маркетингу и основам менеджмента в школьную программу, проведение практических занятий, на которых школьники смогут разрабатывать маркетинговые стратегии для своих проектов и стартапов. Можно также организовать встречи с успешными предпринимателями для обмена опытом, проводить мастер-классы и лекции, где предприниматели расскажут школьникам о своем становлении, трудностях и успехах, – объяснил один из авторов проекта Аслан Орынбасаров.
– Конечным же результатом стало бы создание небольшого инвестиционного фонда, который будет поддерживать стартапы школьников, ведь начинающим предпринимателям нужна поддержка. Ее можно организовать через проведение ярмарок на территории школ, где учащиеся смогли бы представить бизнес-идеи и реализовать их, – конкретизировал Талгат Абен.
Учащиеся гимназии № 32 имени М. Курмангалиевой, в свою очередь, представили проект интерактивного фойе «DARA HALL», направленный на развитие интеллектуального, творческого и научного потенциала одаренных школьников. Ребята спроектировали современное интерактивное пространство, включающее интеллектуальный зал с современным техническим оснащением, интерактивную сенсорную доску с QR-кодом, посвященную Димашу Кудайбергену, а также выставили в фойе 20 портретов лучших учащихся гимназии – победителей разных олимпиад и творческих конкурсов.
Также гимназисты предложили для мотивации определять лучшего учащегося по всем предметам, которому по итогам учебного года будет вручаться стипендия.
Другими участниками семинара были представлены не менее значимые проекты. Среди них «Зеленая школа», в рамках которого учащиеся предложили создать зеленую зону на территории учебных учреждений и обучать школьников навыкам защиты окружающей среды, в том числе через привитие любви к труду. Этот проект – их вклад в дело улучшения экологической системы и лесного хозяйства города. Идея по внедрению электронного документооборота позволит снизить риски потери документов и улучшить их поиск и хранение. Проект «Шаг в науку» по открытию факультативного курса для учащихся среднего звена направлен на увеличение участия школьников в научных проектах и исследовательской деятельности.
Как отметили в Академии, все презентованные проекты отражают важность экологического образования, внедрения современных технологий в образовательный процесс и развитие исследовательских навыков у учащихся. Эти инициативы призваны улучшить образовательный процесс и сформировать у подрастающего поколения ответственность за будущее.
Айжан ШАУКУЛОВА
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА