Мы гордимся земляками, добившимися выдающихся результатов в своей сфере деятельности. И едва ли задумываемся о людях, давших им путевку в жизнь. 10 ноября исполнилось 60 лет Николаю Таубекову, преподавателю класса вокала Актюбинского музыкального колледжа имени А. Жубанова. Благодаря его педагогическому мастерству многие из выпускников колледжа выбрали стезю вокалиста, стали известными исполнителями, обогатив культурную жизнь нашей страны.
Его университеты
Вырос Николай Таубеков в селе Савинка Палассовского района Волгоградской области (Савинка — родина и выдающегося казахстанского режиссера Азербайжана Мамбетова, мужа Газизы Жубановой). Кумиром школьника в 60-е годы прошлого века был Муслим Магомаев. Николай Таубеков тоже мечтал петь, как великий советский баритон.
— У нас была замечательная учительница пения Александра Григорьевна Зинченко, — вспоминает собеседник. — В 5-6 классах я пел в школьном ансамбле, и мы часто участвовали в районных конкурсах. Правда, Александра Григорьевна вскоре уехала. А тут еще в седьмом классе стал ощущаться дискомфорт при пении… Что я тогда мог знать о возрастной мутации? В общем, о пении забыл надолго.
Вернувшись домой после армии, парень продолжил работать в колхозе, был и завклубом, но вскоре осознал, что тяга к пению не прошла, и поступил в Волгоградское училище искусств на вокальное отделение. К слову сказать, в разные годы выпускниками этого училища были знаменитый пианист Павел Серебряков и композитор-песенник Владимир Мигуля.
— Мне повезло учиться у прозорливой Светланы Нестеренко. Сейчас она работает в Московской академии хорового пения имени В. Попова и Молодежной оперной программе Большого театра. Весной 1981 года, незадолго до выпускных экзаменов, она посоветовала мне: «Ты должен обучаться дальше, в консерватории. Поезжай в Алма-Ату, привези ноты казахского народного произведения — споешь его на госэкзаменах». Я удивился: почему Алма-Ата? «Ты — казах, и душа у тебя казахская, но ничего не знаешь о родной культуре, не знаешь языка. А должен знать», — ответила мне педагог.
В консерватории имени Курмангазы парню дали слова (с переводом) и ноты песни Абая «Айттым сәлем, Қаламқас» с великолепным аккомпанементом Латифа Хамиди. Госэкзамен в училище искусств Таубеков сдал успешно.
С первой попытки Николай поступил в Алма-атинскую консерваторию. И здесь ему опять повезло с педагогом. У известного ныне Шахимардана Абилова он был первым учеником.
— Скрупулезность его подхода стала образцом для всей моей последующей работы с учащимися колледжа, — вспоминает юбиляр. — Как и со Светланой Григорьевной, с Шахимарданом Хайдаровичем у нас сложились теплые отношения, продолжающиеся и по сегодняшний день.
Примерно с четвертого курса Николай Елемесович начал работать в Государственной хоровой капелле Казахской ССР под управлением легендарного Анатолия Молодова.
— И работа была интересной, и повод остаться в столице имелся, и жена Дамели работала в оркестре «Отырар сазы» под управлением Нургисы Тлендиева, — вспоминает он. — Но в консерватории мне нравился курс «педагогическая практика» (занятия с учениками мы проводили в присутствии преподавателя Виталия Аленина): приятно, если получается, если видишь результаты. Поэтому, когда в кабинете Газизы Ахметовны, тогдашнего ректора консерватории, проходило распределение, я без колебаний выбрал Актюбинское музыкальное училище.
Молодая семья оказалась в нашем городе. Очень тепло встретил в июне 1981-го вчерашнего студента консерватории Владимир Фоменко.
— Владимир Никифорович исполнял в те дни обязанности директора училища: он моментально распорядился о комнате в общежитии и велел выйти на работу 25 августа. В общем, мне повезло попасть в хороший коллектив, где я состоялся как педагог, где научили многому, — делится собеседник. — Огромное спасибо Наталье Александровне Фоменко, тогда заведующей отделением хорового дирижирования: она меня наставляла, обучила работе с отчетностью, присутствовала на всех зачетах.
В одной связке
В 1991 году в Актюбинском музыкальном училище открылось вокальное отделение.
— Первые наборы, экзамены, первые занятия – это время становления отделения, — вспоминает Николай Елемесович. — Я десять лет руководил отделением и могу сказать, что прием мы вели строго, придерживались нормативов и программ и учили всему, чему нас учили в консерватории. Не могу не назвать имена моих коллег — Людмилы Солдатовой, Виктора Борисова, Марата Айтимова.
— Николай Елемесович, многие вокалисты, вышедшие из стен Актюбинского музыкального колледжа, считают вас своим главным учителем, — обращаюсь к собеседнику. — Например, Мирас Бекжанов.
— Мирас обучался на отделении хорового дирижирования, а я всего лишь дал парню азбуку вокала, после чего проявился природный материал. Потом посоветовал ему путь вокалиста. Что Мирас и сделал.
Сам же Мирас Бекжанов считает встречу с педагогом Таубековым подарком судьбы:
— По совету Николая Елемесовича я пошел на вокально-хоровой факультет Алма-атин-ской консерватории, что стало отправной точкой моей дальнейшей карьеры. Там встретил Куралай и безмерно счастлив с нею. Более того, когда мы семь лет работали в Актюбин-ском музыкальном колледже, подружились с семьей Таубековых, и это добавило радости в нашу жизнь.
Впрочем, это не единственный случай, когда отношения между учителем и учениками перерастали в личную дружбу. Кайрат Игликов, Венера Алпысбаева, Есенгельды Рзин — имена этих воспитанников Николая Таубекова и выпускников музыкального колледжа имени А. Жубанова сегодня хорошо известны казахстанским поклонникам академического пения. Кто-то трудится вместе с учителем в музыкальном колледже, кто-то работает в Актюбинской филармонии, кто-то — в столице, но никто не изменил выбранной профессии.
У Жансулу Кожабаевой, некогда окончившей музыкальный колледж имени Жубанова, а ныне преподавателя вокального отделения этого же учебного заведения, сегодня тринадцать учеников, кроме того, Жансулу — вокалистка Актюбинской филармонии:
— Мне выпало счастье быть ученицей Николая Елемесовича, ведь его требовательность к себе, к работе, к результатам — пример того, каким должен быть профессионал. Поэтому после четырех лет учебы в колледже я, не задумываясь, поступила в консерваторию, чтобы иметь высшее специальное образование и знать все тонкости певческого дела.
Кроме Жансулу, после окончания консерватории вернулась в родной колледж и работает рядом с Николаем Елемесовичем Зухра Тулемисова.
— У нас одна дорога, — считает педагог, — то ли мы ее выбрали, то ли она нас, но мы всегда рядом. Талант, безусловно, важен, но успешны мои ученики благодаря труду и упорству. По-другому не бывает.
— Николай Елемесович, легко ли вам все доставалось?
— Я считаю, что только прошедший трудности может вкусить прелести. А если что-то дается даром, человек это уже не воспринимает как нечто ценное.
О наболевшем
Имя Николая Таубекова обычно звучит на конкурсах вокалистов как имя педагога победителей. Потому что планка, выставляемая юбиляром себе и подопечному, высокая: воспитать профессионала.
— Говоря о культуре, мы подразумеваем нечто емкое: понятие многое в себя включает. Искусство же подразумевает высшее, рафинированное проявление мастерства, представить которое по силам только профессионалам, — размышляет юбиляр о состоянии современной культуры. — А чтобы достичь предела мастерства, тех часов, что отпущены программой, очень мало! А еще обидно, что согласно сегодняшнему положению музыкальные колледжи, художественные лицеи, где обучаются одаренные дети, поставлены в один ряд с учебными заведениями (аналогами ПТУ), готовящими рабочих. Вот почему, когда идет речь о связях «школа-вуз», мы совершенно выпадаем из поля зрения.
Глубочайшей ошибкой программ дополнительного образования Николай Таубеков считает тот факт, что в классах вокала детских музыкальных школ нет уроков фортепиано.
— И в целом программы несовершенны. Мы, музыканты, не знакомы с академической музыкой Японии, Китая, да и вся профессиональная восточная культура для нас остается лишь догадкой. От классического образования из советских программ остался кто-то из западных авторов, но этого мало.
На правильном пути
У человека нацеленного и позитивного, как правило, все складывается. Радуют Николая Елемесовича старший сын Ануар, инженер по профессии, трое внуков. Младшая дочь Динара весной оканчивает вокальное отделение колледжа.
— Конечно, Динара будет продолжать образование, главное, чтобы у нее был хороший педагог, — переживает отец.
После беседы с Николаем Елемесовичем становится понятна роль прозорливого учителя, способного распознать возможности ученика и направить его по правильному пути. Как это сделали для молодого Таубекова Светлана Нестеренко и Шахимардан Абилов. Как следует их методике сам юбиляр.
Татьяна ВИНОГРАДОВА