Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Когда скрипач берет перо…

Поговорка «талантливый человек талантлив во всем» уже избита до неприличия, но кроме нее ничего не может прийти в голову на концерте Марата Бисенгалиева. Когда слушаешь его со сцены, то перед тобой не только талантливый музыкант. Скрипач явил и другой дар — дар живого слова, написав книгу. Однако обо всем по порядку.

Бисенгалиев не слишком частый гость в Актобе, а потому очень долгожданный. И его концерт в зале областной филармонии имени Г. Жубановой собрал почти аншлаг, несмотря на коммерческие цены билетов.

Смыслом последних лет работы Марата Бисенгалиева стали исследования. Живя в Великобритании, он посвятил много времени и сил тому, чтобы изучить и восстановить неизвестные произведения английского композитора сэра Эдварда Эльгара (1857-1934). Работа удалась, вызвав у самих англичан море удивления: казах представил им нового Эльгара. Чтобы казахстанские меломаны, мало знакомые с Эльгаром, поняли характер этого удивления, Бисенгалиев в своей книге использовал такое сравнение: как если бы алеут открыл россиянам неизвестного Чайковского…

На актюбинском концерте Эльгар доминировал. Понимая, что слушателям это имя не очень много говорит, исполнитель почти каждое произведение предварял кратким анонсом. Можно сказать, что знакомство актюбинцев с Эльгаром прошло успешно. Особенно запала в душу пьеса под названием Salut d’Amour — «Приветствие любви». В уголке партитуры, как рассказал Бисенгалиев, есть маленькая дописка: «к Кэрис». Кэрис — это дочка композитора. А пьеса просто воплощенное родительское чувство. Можно закрыть глаза и без слов понять все то, что хотел выразить автор: нежность к крошечному существу, радость ежедневных маленьких открытий, гордость и волнение отцовства и даже неожиданный страх — страх уйти слишком рано и оставить драгоценного человечка одного в недружелюбном мире.

А книга Бисенгалиева «До… Ре…» стала большим сюрпризом. Буквально за два дня до этого концерта ее презентовали в Алматы — как раз ко дню рождения маэстро. На вид она больше напоминает скромный пухленький блокнот с зарисовками: ни суперобложки, ни ярких цветов и кричащих анонсов. Мало кто в Актобе знал о том, что она вообще существует, и уж совсем никто не был готов к тому, что ее можно свободно купить, причем по символической цене — 600 тенге. Забегая вперед, скажу: директор Западно-Казахстанского филармонического оркестра Гульжан Алиева и менеджер культурно-общественного фонда Бисенгалиева Гульнара Кужемуратова привезли в Актобе двести экземпляров и были готовы оставить их в филармонии под реализацию. Но этого не пришлось делать: книги расхватали.

Сам Бисенгалиев объяснил цену и совсем непафосный вид издания так:

— Я задумал такую книгу, которую можно будет читать. Чтобы ее было нетрудно купить, взять с собой в дорогу, дать почитать другу… А не водрузить на полку, где она будет окаменевать.

Так о чем же книга? Она как раз и является тем, на что похожа, — блокнотом с зарисовками. Бисенгалиев, по его словам, начал «бормотать на диктофон» году в 2000-м. Причем бормотать и писать обо всем, что встречает и обдумывает. И спустя 11 лет получилась книга. Предельно откровенная, хотя, как сказал автор, кое-что написать он все же не решился — струсил. Но и того, что в ней есть, хватит на то, чтобы начать изумляться с первой страницы и оставаться изумленным до последней.

К примеру, жесткая и ироничная характеристика самого себя: «смотрю… в зеркало и вижу заплывшего жиром ублюдка…» («Шолпан, если вам известен способ похудеть, скажите мне, я буду до смерти благодарен!»). Или горькое описание того, как он утратил оркестр, не сойдясь во мнениях с акимом Западно-Казахстанской области. Много страниц посвящено женщинам: «как любой мужчина, я способен на измену», женам и детям. Но главное, конечно, в книге — это Ее Величество Скрипка и Музыка.

Читаешь и чувствуешь, что есть люди приземленные, озабоченные выгодой и родовыми связями. А есть другие, давно поднявшиеся над родоплеменными и материальными ценностями, для которых теперь главное — труд и свобода. И один из таких людей перед тобой. Конечно, муки самоопределения неизбежны и к старости ждут каждого человека. А пока руки держат инструмент и глаза видят ноты, надо работать, ведь жизнь коротка. «Кажется, только сейчас я, наконец, начинаю понимать, как надо играть, как надо жить, ценить, любить…»

Надо сказать, что все вопросы для интервью, которые придумываешь, сидя на концерте, кажутся лишними после прочтения книги. Говорить о музыке, имея столь разный опыт, нелепо. «За жизнь» можно уже и не спрашивать — все рассказано в книге. А перед тобой остается обычный человек. Уставший после концерта, немного растерянный, задерганный толпой поклонников, с которыми он общался терпеливо и дружелюбно. Человек, который по утрам просыпается и думает: а где я сегодня? Которого автор этих строк после нашего первого интервью пять лет назад назвала «Марат Бисенгалиев — гражданин мира».

Шолпан ТУЛЕУЛОВА

Колонка "Взгляд"