Валерий МАРТЫНЕНКО, поэт.
Недавно позвонил брат: «Валера, помоги, пожалуйста, мы тут уроки делаем с внуком, не понимаю ничего, не можем справиться». В трубке слышался громкий плач, едва ли не истерика ребенка. Я, конечно, согласился. Неужели я, филолог, не справлюсь с заданием для ученика первого класса, подумалось мне. Услышав же задание, чуть не впал в ступор. Ученик 1-го класса должен был составить схемы предложений, указать части речи и т.д., что явно не соответствовало моим представлениям о степени сложности заданий для первоклассника.
Оказывается, мальчик обучается по внедренной недавно обновленной программе обучения. По математике они уже проходят уравнения, иксы и игреки. Насколько я знаю, то, чему обучают первоклашек, раньше
изучали в 4-5 классе. Нагрузка огромная, ребенок стал нервным, желания и интереса к учебе просто нет. Новая программа отбивает у детей охоту учиться. Тем более у нас нет хороших учебников. И как можно учиться чему-то с таким настроением, психикой? Что вырастет из такого ученика?
Я часто бываю в школах. Знаю, что учителя тоже жалуются на программу. Может быть, я чего-то недопонимаю, но мне кажется, что ребенок должен учиться с желанием, а современное обучение методом «галопом по европам» ничего не дает, а, наоборот, разваливает действующую систему образования. Иногда мне кажется, что все это делается специально, вредительство какое-то. Нам не надо копировать все западное, у нас была своя, неплохая система образования.
Сегодня дети разучились разговаривать. Вернее, не научились. У них бедная, сплошь засоренная иностранными словечками речь. Они плохо знают литературу, культуру. Как можно детям давать задания и для поиска ответа «отправлять» их в интернет?
Без интернета сейчас, конечно, не прожить: таков уж современный мир, но минимизировать его влияние считаю просто необходимым. Я сам преподавал русский язык, литературу. Со школьной скамьи люблю «Путь Абая» Мухтара Ауэзова и «Ботагоз» Сабита Муканова. Недавно на одной из встреч с молодежью спрашиваю об этих произведениях, и большинство не смогло назвать их авторов. Школьники перестали читать книги. Все свои познания о культуре они черпают из интернета и телевизора, а там боевики, ужастики и сплошной мат. Я называю интернет и телевизор сатанинскими ящиками. Из них вместе со многими полезными вещами идет зло. Оно зомбирует наших детей, которые потом идут на суицид, теряют голову, совершают другие ужасные вещи.
Кто и как сейчас сеет разумное, доброе и вечное? И где его черпать?