Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Кокжар: возрождая традиции

В Уиле прошел уже ставший традиционным этнофестиваль «Ұлы Жібек жолында: жаңғырған Көкжар жәрменкесі». Благодаря участникам конкурса жыршы-жырау «Көкжарым бойы ағын жыр…», съехавшимся в Уил из девяти областей Казахстана, этнофестиваль обрел статус республиканского.

  По сценарию

Кокжарская ярмарка, проводив-шаяся долгое время, с 1868 года, за время своего существования стала частью культурно-экономической жизни нашего и прилегающих регионов. В Уил, расположенный на Великом Шелковом пути, стекались не только торговцы и покупатели. Как и на других ярмарках и базарах, здесь выступали циркачи, состязались акыны и жыршы, мерялись силами палуаны. Иные устремлялись в Уил, чтобы послушать легендарных Дину, Шернияза, Абубакира Кердери… Возможно, нынешняя осень войдет в историю Кокжарской ярмарки тем, что на ее сцене для уилцев и гостей праздничного мероприятия выступил легендарный Казахский государственный академический оркестр народных инструментов имени Курмангазы, в тот день завершавший гастроли по Актюбинской области.

Собравшихся с открытием фестиваля поздравили заместитель акима Актюбинской области Сара Нуркатова и руководитель управления культуры, архивов и документации Назира Табельдинова, под чьим патронатом готовилось это мероприятие.

Картина самой ярмарки была воспроизведена артистами и массовкой. Молодые люди, собравшись на площади, делились впечатлениями: «Смотрите, к нам гости!», «Ой, какие интересные!». Раздавались возгласы: «А вон сам Курмангазы!», «Шернияз приехал!», «Ботагоз Есет кызы!». А гости согласно сценарию актюбинского акына Нурлыбека Калауова заполняли импровизированную ярмарочную площадь. Первым въехал Асан Кайгы и дал ак бата собравшимся. За философом следовали акыны, кюйши, домбыраши, жыршы – что ни имя, то легенда. В богатых доспехах въехала со свитой дочь Есет батыра Ботагоз, за ней следовал палуан Шолак, таща аркан с уцепившимися за него людьми. Затем – балыкши, анши, торговый люд, угощая собравшихся урюком, бауырсаками, свежими фруктами, предлагая парчу и меха. Завершением шествия стал айтыс между парнем и девушкой.

После этого на ярмарочную сцену один за другим стали подниматься жыршы-жырау, чьи выступления стали гвоздем программы нынешнего фестиваля.

 

Конкурс жыршы

Восемнадцать участников из девяти областей состязались в уникальном фольклорном жанре. Председатель жюри – деятель культуры РК, доцент Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, Абдулхамит Раимбергенов. Именно он дал корреспонденту «АВ» короткое пояснение о жанре:

— Эпическая традиция жыршы несет морально-этическую, назидательную нагрузку. Я знаю, что для приехавших сегодня в Уил жыршы-жырау возможность выступить на Кокжарской ярмарке означает прикоснуться к святыне, ведь здесь пели Курмангазы, Нурым жырау, Мухит жырау, Кызыл жырау, Дина, Шернияз, Абубакир Кердери — всех перечислить сложно. И надо сказать, что собрались все скорее не для выявления лучшего исполнителя. Главное — здесь ничто не мешает общению, а поговорить жыршы есть о чем.

Еще Абдулхамит Искакович заметил, что Уил скоро может стать не только центром возрождения духовных традиций:

— Я вполне допускаю, что на фоне активного культурного развития Уил станет пунктом экономического взаимодействия регионов, как было в прежние времена.

Самыми активными участниками стали жыршы из нашей области — четыре сказителя. Трое представляли Мангыстаускую область, по два приехали из Кызылординской, Жамбылской и Западно-Казахстанской областей и по одному — из Атырау, Астаны, Костаная и Семея.

Чтобы приблизить читателя к пониманию жанра, стоит привести названия песен и имена их авторов: Абубакир Кердери («Я вам скажу…», «Каким ты родился», «Вот сидят уважаемые…»), Шернияз («Плач Тарази по Есету», «Как сказал султан Баймагамбет»), Ахтан Керей («Терме Насихат», «Ерлик», «Слово Болжау»), Нурпеис Байганин («Ер Таргын»). В эпическом жанре есть все: назидание и размышления, слава и трагедия, сцены героические и бытовые. Как заметил жыршы из Атырау Турлан Бисембаев, в казахской традиции, как в целом на Востоке, радостную весть можно говорить в лицо, а недобрую — только подготовив адресата особой песней, притупив ею восприятие. И это — лишь одна сторона жанра.

Немного о собеседнике. С Актобе у Турлана ага связи самые непосредственные: жыршы — выпускник Актюбинского культпросветучилища по специальностям «дирижер самодеятельного оркестра» и «клубный работник». В жанре жыр поэту Бисембаеву по силам любая тема:

— В Каракалпакии на свадьбах я пел без остановки, как и положено, по семь часов: примерно полтора часа вступление-назидание, а потом уже эпос.

Удивительно, как многогранен талант этого жыршы. Будучи профессиональным баянистом, в молодости играл на балалайке в Кунградском оркестре русских народных инструментов. У Бисембаевых — семейный фольклорный ансамбль. Есть у Турлана ага мечта: поучаствовать в передаче «Играй, гармонь!», так как любовь к баяну не меньшая, чем к домбре.

Интерес к нему возник не случайно: на лацкане его пиджака красовался знак, похожий на медаль.

— В 2007 году я был единственным представителем Казахстана на III Всемирном фестивале «Эпосы народов мира на земле потомков Джангра» в Элисте. Фестиваль проходил в рамках Недели тибетской культуры — вот это ее значок, — удовлетворяет агай наше любопытство.

Еще один жыршы, ныне проживающий в селе Маржанбулак Алгинского района, тоже из числа оралманов. Ученик жырау Ережепа, Мырзагали Жумагалиев начал осваивать жанр с десяти лет. Мырзагали ага родился в Туркмении, вырос в Каракалпакии. За годы учебы в школе пришлось учиться и на туркменском языке, и на каракалпакском, и на казахском. После школы — Ташкентский строительный техникум, служба в морфлоте… В конкурсах жыршы-жырау участвует с двадцати пяти лет:

— В моем репертуаре много песен о хане Едиге, его потомках в пятом поколении Ораке и Мамае. Это наши национальные герои, воевавшие с джунгарами. Ну как о них не петь, если воинственные джунгары остались только в этих песнях и истории, а казахи и их земли, традиции и культура целы и приумножаются?

Трудно словами передать услышанное и увиденное на состязаниях, но вывод однозначен: если на фоне глубоких аксакалов среди участников есть ребята, которым едва за двадцать, а, кроме песен о героях, молодые жыршы поют и о непреходящих для степняков ценностях, то, безусловно, жанр жив и развивается.

 

Юрта, традиции, яства…

Согласно сценарию этнофестиваля на Кокжарской ярмарке еще состоялся конкурс юрт (от каждого района области — по юрте), а в его рамках — демонстрация казахских национальных блюд из молока. Признаться, такого обилия курта и айрана не увидишь даже в Наурыз! Но тут еще нужно отдать должное уилским хозяйкам: редко в какой местности сейчас можно попробовать куртмай, балкаймак, сарсу или иримшик… А в Уиле этого вволю!

Гостья из Жамбылской области, участница состязаний «Көкжарым бойы ағын жыр…», Гульнар Алимкулова (всего женщин было три) была весьма удивлена разнообразием кухни в нашей области.

— Да, кулинарные традиции в Актобе богаты: много чего я попробовала здесь впервые, например, балкаймак или куртмай, — призналась Гульнар.

Заметим, что в каждой юрте входящих кормили мясом, поили сурпой, чаем, а уж сколько было бауырсаков, тары и курта, и подсчету не поддается! Еще перед каждой юртой проходила демонстрация какого-либо национального ремесла, будь то изготовление чия, кошмы, приготовление тары и т. д.

Два замечательных дня прошли в исторической местности Кокжар, ставших событием не только для уилцев, но и для всех казахстанцев. Хочется, чтобы на следующий этнофестиваль, как сто лет назад на ярмарку, сюда съезжался не народ, а народы.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"