Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Колыбель кочевой цивилизации

Юрта — общий дом для всех степных народов. Именно она — один из элементов и символов великой кочевой цивилизации, которая совершенствовала свое жилище в течение тысячелетий. Сегодня, когда последние из номадов переселились в благоустроенные дома, юрта не канула в Лету, а стала олицетворением исторического наследия для современного поколения народов Великой Степи.

Юрта и Золотая орда

Самые древние изображения юрты найдены в Северном Китае и датируются І веком до нашей эры. Исходя из этого, можно подсчитать, что переносное жилище кочевников Евразии имеет историю более чем в три тысячи лет. В течение всего этого времени юрта совершенствовалась, пока наконец не стала полностью соответствовать требованиям быта номадов. Зимой в ней было тепло, летом прохладно, и она полностью защищала кочевников от всех превратностей погоды в условиях нашего резко континентального климата.
Но прошли годы, кочевые народы постепенно перешли к оседлому образу жизни. Нынче юрта даже в наших степных краях стала своеобразной экзотикой. И нам, современному поколению тех самых номадов, уже привыкшему ко всем благам цивилизации, кажется нереальным, что когда-то наши предки могли жить в этих переносных жилищах с тонкой войлочной стенкой.
[box type=»shadow» ]Кстати
Существует строгий этикет, связанный с юртой. Например, подъезжать всаднику к юрте следует с тыльной стороны. Входить в юрту с плеткой в руке или, например, с набитым ртом гостю нельзя. Вошедший в юрту обязательно должен отведать в ней пищу.[/box]
Поэтому мы решили поподробнее узнать, каким же был быт казахов и как вообще жили наши предки в своих переносных жилищах в недалеком прошлом. Нашим гидом в этом вопросе стала известный актюбинский историк-краевед, заслуженный деятель культуры Казахстана Рысжан Ильясова. Для нее юрта не пустой звук. В ней прошли ее детские и юношеские годы.
— Родилась я в местечке Толыбай на территории нынешнего Айтекебийского района. У нашей семьи была своя шестикрылая юрта, в которой я и появилась на свет. Хочу сразу же отметить, что это было самое совершенное жилье. В случае необходимости можно было увеличить или уменьшить ее размеры, да и на сооружение юрты на новом месте уходило не так уж много времени. К примеру, когда отца призвали на Великую Отечественную войну, моей матери, оставшейся с двумя несовершеннолетними детьми, было трудно содержать большую юрту. По-этому мы пригласили мастера, который помог нам уменьшить размеры нашего жилища до четырехкрылой, — говорит она.
По словам Рысжан апай, такие работы всегда доверялись исключительно мастерам, которые по ведомым только им расчетам могли уменьшить до нужных размеров такие детали, как кереге, уык или шанырак. При малейшей неточности юрта могла завалиться набок. Она отмечает, что по юртам можно было судить о социальном положении их владельцев. У людей низкого достатка они были меньшего размера и покрыты войлоком низкого качества. Сами юрты могли насчитывать от 3 до 30 крыльев. Последние назывались ак или алтын ордой и принадлежали самым зажиточным. Кстати, и название средневекового государства Алтын орда многие ученые связывают именно с большой юртой, которая была ставкой хана.

Особенности быта

Ставились юрты на открытом солнечном месте, а двери всегда располагались строго в южном направлении. Во-первых, это позволяло обогревать жилище благодаря естественной солнечной энергии, а также различать время суток. Через тундик — отверстие, расположенное на самом верху, солнечный свет скользил по юрте, и по нему определяли точное время.
— Казахские дети никогда не болели от сквозняка, потому что имели к нему иммунитет с рождения. Сейчас для людей опасность представляет малейшее дуновение ветерка, а в то время происходила естественная закалка. Тундик всегда оставался открытым, а летом еще подворачивали боковые войлочные покрытия. Таким образом проходили вентиляция и воздухообмен, и никаким микробам не было места. Кроме того, все материалы, которые использовались, были натуральными, поэтому и люди жили в экологически чистой обстановке, — говорит она.
[box type=»shadow» ]Знаете ли вы, что…
В энциклопедии Брокгауза и Ефрона толкование слова «юрта» трактуют от монгольского «урто», что значит «стойбище». Кроме того, существует и тюркская версия, возводящая ее к слову «jurt- юрт, жұрт», что значит «народ». А казахи, как известно, юрту называют «киіз үй» — войлочный дом.[/box]
По словам Рысжан апай, в ее время многие люди зимой уже жили в землянках или домах. А в юртах зимовали либо очень бедные семьи, либо очень богатые. Для первых это был вынужденный шаг за неимением хорошего зимовья и подножного корма для скота, а также возможностей для строительства. А богатые таким образом показывали свою состоятельность. Их юрты покрывались войлоком в несколько слоев и не пропускали холод. Селились они в местах, где буйно рос камыш, и, соответственно, всегда было безветренно. Кроме того, казахские юрты отличались от киргизских, монгольских или туркменских тем, что имели полушаровидную форму. Это было связано с тем, что такие юрты могли противостоять ветрам, постоянно гуляющим в степи.
[box type=»shadow» ]В деталях
Деревянные элементы юрты изготавливались из березы или ивы, так как у них самая плотная древесная ткань.
Основу юрты составляли кереге — деревянные решетки, образующие круглые стены. Одна решетка кереге называлась канат (крыло). Размер юрты зависел от количества крыльев — канат (частей кереге). Юрта, состоящая из двенадцати крыльев, имела площадь в 100-120 квадратных метров.
К кереге крепились купольные жерди — уық. Ее широкая сторона называлась алақан, она и привязывалась к кереге, а вот верхняя заостренная часть — қалам — вставлялась в ячейку на шаныраке. Количество уықов зависело от размера жилища.
Купол юрты назывался шаныраком. Он состоял из круга, перекрещенной части и бруса. Шанырак в основном изготавливали из березы.
Двери в казахской юрте были двустворчатыми и назывались сықырлауық, что переводится как «скрипучий».
Все элементы, кроме дверного проема, перекрывались войлочными изделиями и крепились арканами.[/box]
Для казахов массовое таяние снега и приход весны всегда ассоциировались с праздником Наурыз. После долгой зимы открывались дороги, все спешили побывать в соседних аулах, навестить близких и поздравить друг друга с перезимовкой, разузнать новости. А со сходом снежного покрова на холмах начинали хлопотать об обустройстве на коктеу и ставить в таких местах юрты.
— Даже для нашей семьи, где глава семейства был на фронте, установка юрты занимала считанное количество времени. Мы с матерью и сестрой справлялись с этим за время, пока вскипятится вода для чая, так как юрта, как я говорила, стала четырехкрылой. Сильные мужские руки необходимы были лишь при поднятии шанырака. То же самое происходило и при разборке нашей юрты, — вспоминает Рысжан Ильясова.
По ее словам, юрта — это большая наука, вобравшая в себя всю кочевую культуру. И, конечно же, жаль, что нынешнее поколение уже практически теряет это культурное наследие, доставшееся нам от предков.

Новое направление в туризме

В соседней Монголии юрты уже давно стали источником туристического дохода. Недавно стало известно, что знаменитый актер Леонардо Ди Каприо заплатил 95 тысяч долларов за возможность пожить в юрте. Он приобрел сертификат на экстремальное десятидневное путешествие-выживание по Монголии. Программа тура включает в себя езду на лошадях, соколиную охоту, поездки с кочевыми семьями и ночевку в юртах. Сопровождать голливудскую знаменитость будет шведский исследователь и путешественник Йохан Эрнст Нильсон. «Когда я организую такие поездки, я достаю людей из их привычной зоны комфорта и заставляю делать то, что они никогда не стали бы делать. Это превращается в путешествие внутрь себя», — цитирует The Telegraph Нильсона.
Знакома с этой туристической особенностью Монголии и Рысжан Ильясова. В этой стране она побывала в первый раз в далеком 1989 году. Увиденное там поразило ее.
— Уже в то время они очень продвинулись в этом направлении туризма. Мы побывали в знаменитой пустыне Гоби. Там специально был построен целый аул, насчитывавший более 60 юрт. В одну юрту селили по четыре человека. Стояли кровати, а посередине обязательно горел очаг. Внутреннее убранство в точности повторяло быт монголов средневековья. Был там и ресторан, который размещался в настоящей Алтын орде. Огромная юрта, разделенная ширмами на своеобразные кабинки, а в центре стол с большим казаном. Вся еда исключительно национальная. От увиденного мне даже стало несколько завидно и обидно, что мы почему-то не развиваем это направление туризма. Ведь посредством таких этноаулов мы могли бы многое рассказать и показать иностранцам, ознакомить их с нашей культурой, — говорит она.
Это направление туризма очень актуально в современном мире, так как юрты постепенно входят в моду даже в странах, где никогда не была распространена культура номадов. К примеру, студент из Канады решил поселиться на время учебного года в собственноручно построенной юрте. В Англии в моду вошло летнее празднование свадеб в дизайнерских юртах.
Юрты все чаще можно встретить во Франции, США, Латинской Америке и даже в Японии. Интерес к ним очень значителен, так как искателям острых ощущений уже давно надоели экстремальные спуски на горнолыжных курортах, загорание на пляжах и серфинг. Им необходимы новые маршруты, новые ощущения. Учитывая это, можно было бы создать целый этнографический туристический кластер с элементами национальных развлечений. Благо, что стоит все это не запредельно дорого в отличие от строительства однотипных фешенебельных отелей или, к примеру, создания горнолыжного курорта, которые в отличие от аулов из юрт есть практически во всех уголках мира.
Жантас МАКСУТОВ

Фото Аслана МУСЕНОВА и из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"