Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Командировать нельзя оставить

Трагедия с юными волейболистами из Темирского района в считанные минуты облетела ленты новостных агентств всего Казахстана и ближнего зарубежья.
Авария была спровоцирована технической неисправностью автомобиля, плохой дорогой и невнимательностью водителя. Разбор полетов показал, что при отправке спортсменов и тренеров также были допущены нарушения. Сейчас с этим разбирается суд.

Однако в нашем материале мы хотели поднять вопрос о необходимости оформления командировочных удостоверений, о том, что ждет пострадавших в авариях, участники которых официально не оформили документы, и что поменялось в этой системе после той трагедии.

Пробило колесо или не справился с управлением?

Напомним, 9 ноября 2022 года юные волейболисты, ехавшие на областной турнир из Шубаркудыка в Актобе, попали в ДТП. По информации, предоставленной тогда полицейскими, в результате аварии один ребенок погиб, 8 детей госпитализированы, 21-летний тренер впал в кому. За рулем находился замдиректора спортивной школы, всего в машине было 11 человек, в том числе 9 детей и двое взрослых.
Аким области Ералы Тугжанов моментально среагировал, в первые же часы после трагедии дал важные поручения подчиненным и лично справился о здоровье юных спортсменов. Его непосредственное участие позволило купировать многие вопросы практически сразу.
Сейчас мы не станем подробно расписывать эту аварию, так как полиция закончила расследование и уже передает дело в суд. Хочется поднять несколько важных проблем: официальное участие в выездных мероприятиях несовершеннолетних спортсменов (артистов, танцоров, певцов и т.д.), техническое состояние такого автотранспорта, а также последующие изменения.

Соломоново решение

Сразу после трагедии внимание на детей обратили практически все районные и областные структуры, ответственные за их отправку на состязания или другие мероприятия. Первое время существовал негласный запрет со стороны райотделов образования на участие юниоров даже в официально запланированных турнирах. Понятно, что это было сделано для того, чтобы максимально обезопасить детей от
всякого риска.
Но вместе с тем, образно выражаясь, с водой едва не выплеснули ребенка. Больше месяца дети не могли соревноваться друг с другом и нарушили график состязаний.
В итоге нашли соломоново решение – поездки не возбранялись только при получении разрешения ТОО «Казахавтодор». Временное это решение или нет, неизвестно, но по сути оно не лишено логики. Появляется дополнительный щит для безопасных поездок в зимнее время.
Как рассказала «АВ» заместитель акима Темирского района Нурлыгуль Кушекбаева, они держат этот вопрос на контроле, хотя местная ДЮСШ находится на балансе управления физкультуры и спорта.
– Со своей стороны, согласно алгоритму действий, мы в обязательном порядке предупреждаем райотдел полиции. Заранее покупаются билеты, сейчас дети по большей части выезжают в другие районы или в Актобе на поездах. Кроме того, мы запрашиваем полную информацию о том, кто, куда и на какие соревнования едет, – отметила она.

Всего ничего: написать письмо

Как мы писали выше, одна из причин многих аварий – техническая неисправность автомобиля. Не докрутил колесо, вовремя не поменял шины или допустил еще какую-нибудь неисправность, значит, через время жди проблем. Сами частные извозчики полностью осознают ответственность, которая грозит им за технические неисправности.
– Мы меняем все расходники, масла, чаще проходим техобслуживание. Но риск все же имеется, всего не предусмотришь. В нашем случае он меньше, чем у простых водителей. Сам я беру детей, особенно группы, только в сопровождении взрослых, потому что это очень большая ответственность. Я точно не знаю, что было в день аварии и что ей предшествовало, но, думаю, имелась целая группа факторов, – говорит таксист Есет, курсирующий по маршруту Актобе – Эмба – Шалкар.
Значительно снижаются риски, если транспортное средство, на котором перевозят детей, сопровождает экипаж полиции или хотя бы участковый.
– Безопасность детей для нас превыше всего, – говорит президент ОЮЛ «Актюбинская Федерация Футбола» Асхат Калжанов – В год мы проводим десять крупных мероприятий в районах области и всегда обязываем участвующие команды оформляться официально, даже если ехать им совсем близко. Даже первоклассные водители на исправных авто могут стать жертвами аварий. В случае непогоды мы просто переносим или вовсе отменяем турниры.
Также он добавил, что по закону дорожная полиция обязана сопровождать детей в дороге:
– Но этим правом пользуются далеко не все. Для этого нужно всего ничего: заранее отправить письмо в соответствующий отдел полиции. Даже если у них будет аврал, уверен, сотрудники не откажут в сопровождении.
Правда, в управлении физкультуры и спорта заметили, что проблема сопровождения спортсменов до места старта до сих пор актуальна. Оказалось, что в районах сотрудники полиции испытывают нехватку автотранспорта, людей и ГСМ.

Приказ как гарантия

Теоретически ДТП избежать полностью невозможно, но оформить командировочные и другие сопроводительные документы все же необходимо. Ведь в случае аварии, получения травм, увечий или, не дай Всевышний, летального исхода пострадавший или его близкие вправе рассчитывать на компенсацию.
Это и является преимуществом при официальном командировании. Вообще, вопрос касается не только детей, но любого, кто отправляется в командировку.
– Согласно трудовому законодательству РК, пострадавшим в авариях положены компенсационные выплаты, за ними сохраняется рабочее место, так как в момент ДТП работник находился при исполнении своих служебных обязанностей.
В целом наличие приказа о командировке предполагает последующие гарантии работнику. Примерно такая же схема и у детей, с той лишь разницей, что они не получают зарплату, – утверждает председатель АОФ ОО «Казахстанский отраслевой профсоюз работников культуры, спорта и информации» Назира Табельдинова.


Двенадцать микроавтобусов для спортсменов

Евгений Гончаров, руководитель управления физкультуры и спорта:
– В настоящее время состояние детей стабильное. Все восемь человек присоединились к занятиям, трое учатся на дому, пятеро ходят в школу. Что касается тренера, то Санак Гасырбек лечится в Алматы, сделана операция на шейке позвоночника, состояние стабильное, режим постельный.
Нурбек Жумекешов, находившийся за рулем, содержится в СИЗО. Проводятся благотворительные турниры и оказана финансовая помощь всем, пострадавшим в ДТП.
На сессии облмаслихата решено и уже выделены средства на покупку 12 пассажирских микроавтобусов, итоги конкурса станут известны в конце апреля-начале мая.
Мы провели разъяснительную работу с директорами, завучами и методистами по технике безопасности всех спортивных школ насчет провоза воспитанников к месту соревнований.
Согласно действующему законодательству, за безопасность и жизнь спортсменов отвечает командирующая организация, которая обязана организовать все должным образом. К сожалению, в нашем случае заместитель директора ДЮСШ самовольно выехал без разрешения и предупреждения.
Хочу особо подчеркнуть, что в регламент соревнований мы внесли пункт об обязательном сопровождении детей инспекторами дорожной полиции. Главный судья при прохождении мандатной комиссии должен требовать справку о сопровождении или дорожные билеты.


Бумажная волокита

Как считают опытные тренеры, отсутствие официальных командировок для детей-спортсменов чаще всего обусловлено двумя причинами. Первая – это бумажная волокита, вторая – раз оформил, отправитель должен платить.
В условиях, когда весь бюджет спорта иного района не превышает одного миллиона тенге, лишняя поездка сравни ненужной потере воды в пустыне. В итоге выходит, что эти деньги берегут для поездок за пределы региона либо осваивают путем расходования на реализацию каких-то внутренних проектов.
В результате в условиях, когда командировки не финансирует бюджет или организации, наставники юных спортсменов вынуждены выкручиваться как могут. Чаще всего деньги берут у частных спонсоров или собирают с родителей. Разумеется, такие средства не подотчетны и используются по назначению, минуя важные этапы. Оплата идет напрямую частным извозчикам без каких-либо гарантий.
Более того, иной раз детей подвозят их родители или близкие, знакомые и друзья тренера. Здесь безопасность вовсе не первостепенный фактор, а откомандированные на незаконных основаниях дети чаще всего проживают либо на съемной квартире, либо в арендованном коттедже, спят по 6-7 человек в комнате и едят чуть ли не из одной сковородки.
Было бы хорошо, если бы управление экономики и бюджетного планирования одобряло хотя бы 70-80% запросов по командировкам со стороны управления физкультуры и спорта и не экономило бы таким образом на спортсменах.
Также необходимо ежегодно индексировать эти расходы. То же самое касается городского и районных акиматов. Справедливости ради стоит отметить, что всем областным ДЮСШ в этом году выделили на поездки 550 миллионов тенге.

Аслан ХАМИТЖАНОВ

P.S. По идее, авария с темирскими волейболистами должна была стать тем триггером, после которого происходят коренные изменения, прохождение точки невозврата. Надеемся, все стороны сделают для себя выводы из этой ситуации.

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"