Трагедия с юными волейболистами из Темирского района в считанные минуты облетела ленты новостных агентств всего Казахстана и ближнего зарубежья.
Авария была спровоцирована технической неисправностью автомобиля, плохой дорогой и невнимательностью водителя. Разбор полетов показал, что при отправке спортсменов и тренеров также были допущены нарушения. Сейчас с этим разбирается суд.
Однако в нашем материале мы хотели поднять вопрос о необходимости оформления командировочных удостоверений, о том, что ждет пострадавших в авариях, участники которых официально не оформили документы, и что поменялось в этой системе после той трагедии.
Пробило колесо или не справился с управлением?
Напомним, 9 ноября 2022 года юные волейболисты, ехавшие на областной турнир из Шубаркудыка в Актобе, попали в ДТП. По информации, предоставленной тогда полицейскими, в результате аварии один ребенок погиб, 8 детей госпитализированы, 21-летний тренер впал в кому. За рулем находился замдиректора спортивной школы, всего в машине было 11 человек, в том числе 9 детей и двое взрослых.
Аким области Ералы Тугжанов моментально среагировал, в первые же часы после трагедии дал важные поручения подчиненным и лично справился о здоровье юных спортсменов. Его непосредственное участие позволило купировать многие вопросы практически сразу.
Сейчас мы не станем подробно расписывать эту аварию, так как полиция закончила расследование и уже передает дело в суд. Хочется поднять несколько важных проблем: официальное участие в выездных мероприятиях несовершеннолетних спортсменов (артистов, танцоров, певцов и т.д.), техническое состояние такого автотранспорта, а также последующие изменения.
Соломоново решение
Сразу после трагедии внимание на детей обратили практически все районные и областные структуры, ответственные за их отправку на состязания или другие мероприятия. Первое время существовал негласный запрет со стороны райотделов образования на участие юниоров даже в официально запланированных турнирах. Понятно, что это было сделано для того, чтобы максимально обезопасить детей от
всякого риска.
Но вместе с тем, образно выражаясь, с водой едва не выплеснули ребенка. Больше месяца дети не могли соревноваться друг с другом и нарушили график состязаний.
В итоге нашли соломоново решение – поездки не возбранялись только при получении разрешения ТОО «Казахавтодор». Временное это решение или нет, неизвестно, но по сути оно не лишено логики. Появляется дополнительный щит для безопасных поездок в зимнее время.
Как рассказала «АВ» заместитель акима Темирского района Нурлыгуль Кушекбаева, они держат этот вопрос на контроле, хотя местная ДЮСШ находится на балансе управления физкультуры и спорта.
– Со своей стороны, согласно алгоритму действий, мы в обязательном порядке предупреждаем райотдел полиции. Заранее покупаются билеты, сейчас дети по большей части выезжают в другие районы или в Актобе на поездах. Кроме того, мы запрашиваем полную информацию о том, кто, куда и на какие соревнования едет, – отметила она.
Всего ничего: написать письмо
Как мы писали выше, одна из причин многих аварий – техническая неисправность автомобиля. Не докрутил колесо, вовремя не поменял шины или допустил еще какую-нибудь неисправность, значит, через время жди проблем. Сами частные извозчики полностью осознают ответственность, которая грозит им за технические неисправности.
– Мы меняем все расходники, масла, чаще проходим техобслуживание. Но риск все же имеется, всего не предусмотришь. В нашем случае он меньше, чем у простых водителей. Сам я беру детей, особенно группы, только в сопровождении взрослых, потому что это очень большая ответственность. Я точно не знаю, что было в день аварии и что ей предшествовало, но, думаю, имелась целая группа факторов, – говорит таксист Есет, курсирующий по маршруту Актобе – Эмба – Шалкар.
Значительно снижаются риски, если транспортное средство, на котором перевозят детей, сопровождает экипаж полиции или хотя бы участковый.
– Безопасность детей для нас превыше всего, – говорит президент ОЮЛ «Актюбинская Федерация Футбола» Асхат Калжанов – В год мы проводим десять крупных мероприятий в районах области и всегда обязываем участвующие команды оформляться официально, даже если ехать им совсем близко. Даже первоклассные водители на исправных авто могут стать жертвами аварий. В случае непогоды мы просто переносим или вовсе отменяем турниры.
Также он добавил, что по закону дорожная полиция обязана сопровождать детей в дороге:
– Но этим правом пользуются далеко не все. Для этого нужно всего ничего: заранее отправить письмо в соответствующий отдел полиции. Даже если у них будет аврал, уверен, сотрудники не откажут в сопровождении.
Правда, в управлении физкультуры и спорта заметили, что проблема сопровождения спортсменов до места старта до сих пор актуальна. Оказалось, что в районах сотрудники полиции испытывают нехватку автотранспорта, людей и ГСМ.
Приказ как гарантия
Теоретически ДТП избежать полностью невозможно, но оформить командировочные и другие сопроводительные документы все же необходимо. Ведь в случае аварии, получения травм, увечий или, не дай Всевышний, летального исхода пострадавший или его близкие вправе рассчитывать на компенсацию.
Это и является преимуществом при официальном командировании. Вообще, вопрос касается не только детей, но любого, кто отправляется в командировку.
– Согласно трудовому законодательству РК, пострадавшим в авариях положены компенсационные выплаты, за ними сохраняется рабочее место, так как в момент ДТП работник находился при исполнении своих служебных обязанностей.
В целом наличие приказа о командировке предполагает последующие гарантии работнику. Примерно такая же схема и у детей, с той лишь разницей, что они не получают зарплату, – утверждает председатель АОФ ОО «Казахстанский отраслевой профсоюз работников культуры, спорта и информации» Назира Табельдинова.
Двенадцать микроавтобусов для спортсменов
Евгений Гончаров, руководитель управления физкультуры и спорта:
– В настоящее время состояние детей стабильное. Все восемь человек присоединились к занятиям, трое учатся на дому, пятеро ходят в школу. Что касается тренера, то Санак Гасырбек лечится в Алматы, сделана операция на шейке позвоночника, состояние стабильное, режим постельный.
Нурбек Жумекешов, находившийся за рулем, содержится в СИЗО. Проводятся благотворительные турниры и оказана финансовая помощь всем, пострадавшим в ДТП.
На сессии облмаслихата решено и уже выделены средства на покупку 12 пассажирских микроавтобусов, итоги конкурса станут известны в конце апреля-начале мая.
Мы провели разъяснительную работу с директорами, завучами и методистами по технике безопасности всех спортивных школ насчет провоза воспитанников к месту соревнований.
Согласно действующему законодательству, за безопасность и жизнь спортсменов отвечает командирующая организация, которая обязана организовать все должным образом. К сожалению, в нашем случае заместитель директора ДЮСШ самовольно выехал без разрешения и предупреждения.
Хочу особо подчеркнуть, что в регламент соревнований мы внесли пункт об обязательном сопровождении детей инспекторами дорожной полиции. Главный судья при прохождении мандатной комиссии должен требовать справку о сопровождении или дорожные билеты.
Бумажная волокита
Как считают опытные тренеры, отсутствие официальных командировок для детей-спортсменов чаще всего обусловлено двумя причинами. Первая – это бумажная волокита, вторая – раз оформил, отправитель должен платить.
В условиях, когда весь бюджет спорта иного района не превышает одного миллиона тенге, лишняя поездка сравни ненужной потере воды в пустыне. В итоге выходит, что эти деньги берегут для поездок за пределы региона либо осваивают путем расходования на реализацию каких-то внутренних проектов.
В результате в условиях, когда командировки не финансирует бюджет или организации, наставники юных спортсменов вынуждены выкручиваться как могут. Чаще всего деньги берут у частных спонсоров или собирают с родителей. Разумеется, такие средства не подотчетны и используются по назначению, минуя важные этапы. Оплата идет напрямую частным извозчикам без каких-либо гарантий.
Более того, иной раз детей подвозят их родители или близкие, знакомые и друзья тренера. Здесь безопасность вовсе не первостепенный фактор, а откомандированные на незаконных основаниях дети чаще всего проживают либо на съемной квартире, либо в арендованном коттедже, спят по 6-7 человек в комнате и едят чуть ли не из одной сковородки.
Было бы хорошо, если бы управление экономики и бюджетного планирования одобряло хотя бы 70-80% запросов по командировкам со стороны управления физкультуры и спорта и не экономило бы таким образом на спортсменах.
Также необходимо ежегодно индексировать эти расходы. То же самое касается городского и районных акиматов. Справедливости ради стоит отметить, что всем областным ДЮСШ в этом году выделили на поездки 550 миллионов тенге.
Аслан ХАМИТЖАНОВ
P.S. По идее, авария с темирскими волейболистами должна была стать тем триггером, после которого происходят коренные изменения, прохождение точки невозврата. Надеемся, все стороны сделают для себя выводы из этой ситуации.
Фото из архива «АВ»