Развитие и проблемы придорожного сервиса региона обсудили в областном акимате.
На совещании под председательством заместителя акима области Амангали Бердалина рассмотрели вопросы строительства новых объектов придорожного сервиса и приведения уже действующих в соответствие с Национальным стандартом РК, выделения земельных участков для них и оказания государственной поддержки предпринимателям.
Участниками совещания стали представители управлений предпринимательства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, акимата Актобе, РПП «Атамекен» и АО НК «СПК «Актобе». Главными спикерами совещания выступили начальник управления департамента развития бизнеса, стратегий и информатизации АО «НК «КазАвтоЖол» Еркебулан Турсылбаев и его коллега – замдиректора актюбинского филиала нацкомпании Айбол Данагул. В режиме видеоконференции в мероприятии участвовали заместители акимов районов.
– Вопрос развития придорожного сервиса для области очень серьезен. Ведь через наш регион проходит более 600 километров международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай». По нему проезжает много иностранцев, которые по придорожному сервису судят об области и стране. Все объекты необходимо привести в соответствие с категориями республиканского стандарта. Работать есть над чем. У нас из 145 объектов придорожного сервиса (ОПС) только 85 соответствуют нацстандарту, – сказал, открывая совещание, Амангали Бердалин.
Было отмечено, что развитие придорожного сервиса положительно скажется и на туристской отрасли региона. Тем более что на эти цели государство выделяет средства.
– Между АО «НК «КазАвтоЖол» и АО «Байтерек венчур фонд» подписан меморандум о кредитовании проектов придорожного сервиса. Условия очень хорошие – кредит выдается всего под 8 процентов годовых на 10 лет. Есть специально разработанная программа по развитию придорожного сервиса. На эти цели предусмотрено 15 миллиардов тенге. В рамках соглашения между нацкомпанией «КазАвтоЖол» и управляющим холдингом «Байтерек» финансирование строительства объектов придорожной инфраструктуры доступно уже в пяти банках (Сбербанк, ForteBank, Банк ЦентрКредит, Альфа-Банк и ВТБ Банк). На каждый объект может выделяться до одного миллиарда тенге. Есть возможность взять кредитные каникулы, в течение которых платятся только банковские проценты. Даже на те же 10 лет, но по истечении срока кредитования надо будет вернуть все заемные деньги, – рассказал Еркебулан Турсылбаев.
По его словам, если объект придорожного сервиса планируется построить вдалеке от электроснабжения и прокладка инженерных сетей обойдется очень дорого, то по Программе развития ООН (ПРООН) можно воспользоваться кредитом для строительства альтернативных источников энергии под 12-14% годовых, 10 из которых просубсидирует фонд «Даму».
В свою очередь Айбол Данагул отметил, что протяженность дорог республиканского значения в регионе составляет 1 892 километра. Из 145 объектов дорожного сервиса 85 составляют пункты питания, мотели, точки торговли, 60 – АЗС.
Говоря об объектах, соответствующих национальному стандарту, а их, напомним, 85, только 4 соответствуют категории «А» и столько же – категории «В». Категории «С», соответственно, 44 объекта и «D» – 33.
Одним из главных вопросов, поднятых на совещании, стало выделение под бизнес земельных участков. Причем вопросы поступали от представителей районных акиматов.
– Вопрос инфраструктуры очень важен. Представьте, предприниматель возьмет кредит под льготный процент, построит объект. А там нет инфраструктуры. Мы ежегодно реализуем проекты в рамках Дорожной карты бизнеса. Но подходить к этому необходимо обдуманно. Смысл тянуть 15-16 километров инженерных сетей для одного коммерческого объекта? А ведь на этом протяжении можно расположить 10 объектов. Если вы придете и скажете, что реально на участке будет с десяток объектов, конечно же, мы поможем. Мы поддерживаем эти проекты за счет областного бюджета. А если предприниматель приходит к вам и просит земельный участок под придорожный сервис за 40 километров от населенного пункта, там, где нет ни воды, ни газа, ни электричества, то представьте, во сколько государству обойдется строительство инфраструктуры? – обратился к госслужащим заместитель акима области.
В отдельную проблему выделено наличие и состояние туалетов на объектах придорожного сервиса, их внешний и внутренний вид.
Представитель РПП «Атамекен» Нурлан Махамбетов высказался о том, что необходимо совместно с «КазАвтоЖолом» отработать с предпринимателями, ОПС которых не соответствует той или иной категории. Собственно, что именно не соответствует и что надо довести до ума? Это один из больных вопросов для бизнеса. А для выдачи земли необходимо провести соответствующий анализ на местах (выяснить, насколько развита инфраструктура).
– Каждый в своем районе сделайте анализ: к какой категории относится ОПС, что он должен в себя включать. Стандарты определены, и у вас на руках они есть. В каждом районе проведите ревизию и скажите, сколько объектов, какой категории, какие вне категорий, чего не хватает. И через «Атамекен», управление предпринимательства что-то решить. И еще один момент. Когда вы выделяете земельные участки под ОПС, согласовывайте это с «КазАвтоЖолом», – поручил заместителям акимов районов Амангали Бердалин.
Владимир БУРЬЯНОВ