За восемь месяцев этого года региональная инспекция транспортного контроля выявила 135 нарушений на железной дороге, от эксплуатации отстранено 48 пассажирских вагонов.
По словам инспекторов, проверяются все поезда, включая зарубежные, но особое внимание уделяется наиболее подверженным критике со стороны пассажиров. Для приема жалоб даже создали специальный WhatsApp-чат и горячую линию.
Причинами приостановления движения 48 пассажирских вагонов стали неисправности систем кондиционирования и вентиляции воздуха, а также пожарной сигнализации. В результате перевозчиков привлекли к адмответственности, предписали устранить нарушения.
В ходе пресс-тура журналистам продемонстрировали проверку на поезде сообщением Актобе — Алматы. Пока состав стоял на перроне, два инспектора, вооруженные портативными записывающими устройствами, вошли в штабной вагон, представились начальнику поезда и сообщили о начале проверки. Вначале осмотрели служебные помещения для проводников, где расположена техническая начинка вагонов: выключатели, приборы, лампочки. Проводники должны были показать их исправность.
По словам инспектора Асхата Издыбаева, диагностика техсостояния составов — это только одна часть. В функции ревизоров также входит контроль над недопущением безбилетников, прямое общение с пассажирами на предмет жалоб и даже проверка санузлов в соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений ж/д транспортом.
— В случае, если пассажир стал свидетелем (очевидцем) нарушений требований Правил перевозок пассажиров, то он вправе обратиться с заявлением (жалобой) в уполномоченный орган. Заявителям рекомендуется в качестве доказательств зафиксировать с помощью фото, аудио или видео факт нарушений со стороны перевозчика, уточнить наименование перевозчика, контактные данные и сохранить проездной билет. Обращение может быть подано электронным способом или на почту, — проинформировал Асхат Издыбаев.
Еще один важный момент – задержки движения поездов. В инспекции пояснили, что для проведения ремонтно-путевых работ предоставляются технологические окна. Это влияет на опоздание поездов. Поэтому задержки сохраняются, но незначительно.
— Территориальными органами Комитета транспорта МИИР РК на постоянной основе проводятся проверки пассажирских поездов, при этом доводим до сведения пассажиров о функционировании в этом ведомстве оперативного штаба по реагированию на проблемные вопросы в сфере транспорта и логистики, — отметил руководитель отдела контроля на транспорте областной инспекции транспортного контроля Нарек Гегамян.
На сегодня эксплуатационный парк пассажирских вагонов составляет 2 173, из них, согласно конструкции завода-изготовителя, система кондиционирования воздуха (СКВ) не предусмотрена только в 502 (22% от общего количества). Такие вагоны экономически нецелесообразно модернизировать для их установки.
На данный момент профильным министерством проводится работа по поставке с 2025-го по 2030 годы 537 единиц высокотехнологичных вагонов, оборудованных экологически чистыми туалетными комплексами, розетками, системой СКВ по европейской технологии, видеонаблюдения, USB-кабелями, а также кондиционерами по технологии швейцарских вагонов Stadler. В текущем году ожидается поставка новых 50 пассажирских вагонов,
Добавим, что срок эксплуатации таких вагонов — 28 лет. Но, согласно законодательству РК и стран СНГ, возможно его продление дополнительно на 16 лет, за счет проведения восстановительных работ. В целом вагоны могут служить не более 44 лет. Поэтому определенная их часть в ближайшие годы снимется с эксплуатации.
Асхат КАЛЖАНОВ
Фото автора