Проект «Сапалы өнім» призван повысить эффективность защиты потребителей. Казахстанцы, в первую очередь общественные институты, должны заявлять о своих правах на качественную и безопасную продукцию.
Подробнее о публичной концепции рассказал руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области Жумамурат Алдашев:
— «Сапалы өнім» представлена Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан. Проект предполагает открытие пути к решающему, поворотному моменту в построении цивилизованных рыночных отношений.
— С какой целью в стране запускается данная концепция?
— При Министерстве торговли и интеграции функционирует ситуационный штаб по вопросам технических барьеров в торговле, а также ввоза и обращения безопасной продукции. Его цель — защита внутреннего рынка от дешевого и некачественного импорта с применением действующих инструментов государственного контроля, озвученного в Послании Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2023 года «Экономический ориентир Справедливого Казахстана».
— Кто входит в состав штаба?
— Руководители профильного министерства, а также министерств здравоохранения, сельского хозяйства, комитетов технического регулирования и метрологии, санитарно-эпидемиологического контроля, ветеринарного надзора и контроля, государственной инспекции в агропромышленном комплексе и представители Казахстанского института стандартизации и метрологии.
— Каковы результаты работы?
— Совместно исследовано порядка 68 видов импортной продукции. По 19 видам выявлены нарушения нормативов о безопасности пищевой продукции. В частности, речь идет о таких нарушениях, как несоответствие продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям, заявленным характеристикам и составу, а также требованиям по маркировке.
В итоге министерством отменено 63 декларации о соответствии пищевой продукции и более 200 документов об оценке соответствия.
— Готовы ли законодательные инструменты и механизмы для реализации «Сапалы өнім»?
— Действующий Закон РК «О защите прав потребителей» позволяет общественным объединениям изучать потребительские свойства товара, инициировать проведение экспертизы качества и безопасности, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве продукции, обращаться в госорганы с целью оценки качества товара, предъявлять иски в суд в интересах потребителей, распространять информацию о результатах исследований качества и безопасности продукции, применять фото-, аудио-, видеофиксацию всех действий, совершаемых при посещении мест реализации товара.
Надо заметить, что за 9 месяцев областными общественными объединениями рассмотрено 894 обращения потребителей. В итоге 692 жалобы удовлетворены, по 188 даны разъяснения и оказана правовая помощь. Через суд и досудебную процедуру потребителям вернули 32,8 миллиона тенге.
В завершение разговора руководитель областного департамента подчеркнул, что обеспечение продовольственной безопасности на внутреннем рынке невозможно достичь без активной позиции гражданского общества, общественных институтов, средств массовой информации и в целом неравнодушных потребителей.
Берик КОБЕЙ