9 организаций коммунальной собственности — АО «Областной футбольный клуб «Актобе», ГКП «Центральный стадион», «Тазалык», ГККП «Клуб игровых видов спорта «Намыс», ТОО «Актобе Таза Кала», «Актобе-Агросервис», «Хромтау-Тазалык», «Региональный центр государственно-частного партнерства Актюбинской области», «Региональный индустриальный технопарк «Актобе» — подлежат приватизации. Их передача в конкурентную среду пройдет в рамках Послания Президента Республики Казахстан «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».
Подлежат приватизации
В департаменте Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК по Актюбинской области проводится целенаправленная работа по пропаганде и реализации Послания Главы государства.
Кстати, одним из направлений второго приоритета Послания является обеспечение экономического роста путем снижения доли государства в экономике до 15% в ВВП.
Постановлением Правительства РК от 28 декабря 2015 года № 1095 утвержден перечень видов деятельности, осуществляемых юридическими лицами (АО, ТОО) с участием государства (более 50%). Деятельность действующих и вновь создаваемых АО и ТОО, принадлежащих
местным исполнительным органам, должна соответствовать постановлению Правительства. Для компаний коммунальной собственности (АО, ТОО) Постановлением Правительства предусмотрены 22 вида деятельности.
Департаментом проведен анализ деятельности действующих АО, ТОО с участием государства. Из 16 организаций деятельность лишь одной компании — ТОО «Пассажирское автотранспортное предприятие города Актобе» — соответствует постановлению Правительства.
Деятельность 8 компаний, таких как АО «Актюбинский политехнический колледж», ТОО «Табыс-Актобе» и других, не соответствует требованиям, поэтому они подлежат передаче в конкурентную среду.
Несмотря на то, что основной вид деятельности трех компаний — АО «НК «СПК «Актобе», «Акбулак» и «Трансэнерго» — отвечает требованиям, некоторые их функции являются непрофильными и не предусмотрены постановлением Правительства, следовательно, подлежат исключению из их устава.
По итогам анализа, проведенного специалистами нашего департамента, акиматам области, города и районов предложено передать в конкурентную среду подведомственные АО и ТОО, не соответствующие постановлению Правительства.
До конца 2020 года необходимо приватизировать и передать в конкурентную среду 9 коммунальных предприятий и компаний в рамках Комплексного плана приватизации, утвержденного постановлением Правительства РК от 30 декабря 2015 года № 1141.
Тарифный сговор невозможен
Другое направление второго приоритета Послания Главы государства призывает не допустить ценовые и тарифные сговоры, с которыми департамент сталкивается в своей работе.
Если говорить о тарифах в сфере естественных монополий, то в уходящем 2017 году департаментом рассмотрено 28 заявок на утверждение тарифов от 21 субъекта естественных монополий, в том числе 4 заявки, перешедшие с 2016 года. По итогам их рассмотрения были отклонены по тем или иным причинам 4 заявки, утверждены 24, в том числе предельные — 8.
В данной сфере сговор тарифов невозможен, так как каждое повышение проходит через департамент, где каждая заявка тщательно рассматривается и регулируется согласно действующему законодательству РК.
В рамках нашего регулирования по истечению каждого года субъекты естественных монополий отчитываются перед департаментом о том, как они использовали тарифный доход.
По итогам рассмотрения отчетов об исполнении тарифных смет за 2016 год установлен необоснованный доход на общую сумму 72,9 миллиона тенге по 13 субъектам естественных монополий. По ним уже введены временные компенсирующие тарифы с 1 августа сего года для компенсации причиненных убытков потребителям.
Для того, чтобы не допустить ценовой сговор, департаментом проводятся расследования нарушений антимонопольного законодательства. По их результатам принимаются меры реагирования в виде предписания и административного штрафа. Например, в текущем году 16 субъектов рынка, реализующие сжиженный газ на АЗГС, за установление и поддержание цен были привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму более 34 миллионов тенге.
Также проведено расследование нарушений законодательства РК ТОО «KNPC Батыс». Этот субъект рынка пошел на антиконкурентные согласованные действия с ТОО «Гелиос», «Новая АЗС», «Sinooil» и «Казмунайгаз онимдери». В частности, установил и поддерживал розничную цену при реализации бензина марки Аи-95/96.
По результатам расследования внесено предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства РК и возбуждено дело об административных правонарушениях.
В настоящий момент специализированным административным судом города Актобе ТОО «KNPC Батыс» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 159 Кодекса РК «Об административных правонарушениях».
Гульнур МАСИНА, руководитель департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК по Актюбинской области