Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Контрольная для взрослых

конференция-2_reswm

О судьбе малокомплектных школ, профориентации выпускников вузов и колледжей, переходе на трехъязычие и качестве преподавания в учебных учреждениях говорили на августовском совещании работников образования в Назарбаев Интеллектуальной школе.
Ключевой темой традиционного совета педагогов в преддверии нового учебного года стало обновление содержания общего среднего образования и его реализация в контексте государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы.
В мероприятии приняли участие аким области Бердыбек Сапарбаев, директор департамента юридической службы и международного сотрудничества Министерства образования и науки Нурсеит Байжанов, акимы районов и города Актобе, руководители областных управлений, районных отделов образования, директора школ и колледжей, ректора вузов.
Участники смогли ознакомиться c материалами ярмарок-павильонов педагогических достижений. Впервые работу совещания в режиме onlinе могли видеть во всех районах.
Руководитель управления образования Сауле Умербекова подвела итоги деятельности за 2015-2016 годы. Главный педагог области подробно остановилась на вопросах материально-технического оснащения школ и кадрового потенциала.

Сначала база
В регионе действуют 418 школ и 41 колледж. В 558 детских садах получают дошкольное образование свыше 46-и тысяч детей. В этом году были открыты 32 дошкольные организации, из них 27 — частные. В результате охват детей в возрасте от трех до шести лет составил 89 процентов (в 2015 году — 87,9 процента). Начато строительство детсадов на 320 мест в селе Каргалинское и в районе Батыс-2 города Актобе. Однако очереди на получение места в детсад не сокращаются. Только в городе заветного места ждут более 30 тысяч малышей.
Для ликвидации трехсменного обучения и аварийных зданий до конца года в области откроют шесть новых школ, разработана ПСД на строительство еще четырех. Полностью вопрос с аварийными школами планируется закрыть к 2018 году, проблему с трехсменкой — к 2020 году. Сейчас в 68 объектах образования завершается капитальный ремонт. На эти цели выделено 2,2 миллиарда тенге из республиканского и местных бюджетов.
Свою лепту в развитие сферы образования вносят предприниматели. Так, в рамках государственно-частного партнерства в области только в этом году было открыто 23 частных детсада, еще 20 начнут работать до конца года. К сожалению, механизм ГЧП в развитии дошкольного образования не используют Каргалинский, Иргизский и Уилский районы и др.
— У нас есть и проблемы с обеспечением водой. Сегодня в 36 школ области ее еще привозят. Около 120 не имеют колодцев или скважин. Решение этого вопроса в большей мере в компетенции акимов районов, — озвучила одну из острых проблем Сауле Умербекова.
30 процентов школ Мартукского, Мугалжарского, Темирского и Хромтауского районов нуждаются в новом оборудовании. Школы Каргалинского, Хобдинского и Уилского районов требуется оснастить компьютерами.
Весомую поддержку в рамках акции «Туған жерге тағзым» оказали бывшие выпускники. Многие из них отремонтировали школы, приобрели учебный инвентарь, оборудовали предметные кабинеты. В целом меценаты за-тратили на эти цели 410 миллионов тенге.
По инициативе Министерства образования и науки РК для 76 малокомплектных школ до конца года будет приобретено 177 интерактивных комплектов, оснащенных боксами для интернета. Как заметила руководитель управления, проблему оснащения материальной базы школ поможет решить разработка трехлетнего плана. Над этим предложили поработать акимам районов и Актобе.
Свою точку зрения по этому поводу высказал и глава региона.
— Материальная база школ играет не последнюю роль в обучении подрастающего поколения. Поэтому мы будем работать над этим вопросом. Необходимо внедрять робототехнику, для чего нужно закупить соответствующее оборудование и комплекты.
Стоит задача обеспечить детей местами в детсадах. В этом плане мы работаем в рамках ГЧП с местными предпринимателями.
Нужно решить вопрос с малокомплектными школами, где в классах всего по четыре-пять учеников. О каком качестве образования там может идти речь? Думаю, в будущем эти школы будут упразднены. Но для этого уже сейчас необходимо проработать вопрос строительства интернатов в районах, — озвучил ближайшие приоритеты глава региона.
Пока же для поддержки уровня образования в малокомплектных школах (МКШ) предложили использовать дистанционное обучение по предметам, преподавателей по которым нет. Решено внедрить в практику выездные семинары для учителей и учащихся на базе интернатов в районах и закрепить МКШ за сильными методическими школами.

Кадровый потенциал
Вопрос педагогических кадров является жизненно важным. С 2012 года более трех тысяч учителей прошли обучение на курсах повышения квалификации педагогов в центре «Өрлеу».
— Государство потратило колоссальные суммы на их подготовку. Педагоги получили надбавку от 30 до 100 процентов к зарплате. Хотелось бы узнать у них, что лично они сделали для повышения качества образования.
Пришло время задуматься об эффективности таких курсов. Директорам школ нужно систематически анализировать взаимосвязь повышения квалификации педагога с реальным качеством знаний их учеников. Мы определили 49 опорных школ для внедрения обновления содержания образования. Они должны стать методической площадкой для учителей, — констатировала Умербекова.
В последние годы остро ощущается дефицит учителей: сейчас требуется 328 педагогов. Наибольшая потребность в Актобе, Каргалинском, Хромтауском и Айтекебийском районах. Для системного решения проблемы нужно прогнозировать кадровый потенциал на ближайшие пять лет и наладить сотрудничество с педагогическими факультетами.
— Неплохо было бы, если бы каждый директор школы начал задумываться о том, кто в ближайшие три-четыре года заменит педагога, который уйдет в будущем на пенсию. Вам нужно работать с вузами и иметь список выпускников, — посоветовала руководитель управления.
Зашла речь и о трехъязычном преподавании в школах, которое планируют внедрять с 2019 года. Не приведет ли переход на новую систему преподавания к большему дефициту кадров? Как оказалось, всего 964 педагога владеют английским языком. В большинстве это учителя-языковеды. Чтобы преподавать предметы естественно-научного цикла на английском, нужно обучить дополнительно иностранному языку еще 181 педагога. В перспективе планируется обучить на курсах английского языка 135 физиков, химиков и биологов.

Центр карьеры для студентов
Говорили также о подготовке учащихся к ЕНТ, формат которого изменится уже в этом году, о необходимости внедрить дуальное обучение во всех колледжах, создании кабинетов психолого-педагогической коррекции для особых детей, профилактике подросткового суицида, открытии станций юных натуралистов и центров технического творчества в каждом районе.
Решить задачи, связанные с  профориентацией учащихся колледжей, призван центр карьеры. Вопрос его создания аким области порекомендовал управлению образования проработать детально, увеличив до 28 число колледжей и до 47 количество специальностей дуального обучения.
— Мы не должны планово пополнять армию безработных. О трудоустройстве выпускников колледжей и вузов мы должны позаботиться изначально. Для этого необходимо внедрять в процесс образования дуальное обучение. Должна поддерживаться связь между учебным учреждением и производством. Следует уделять больше внимания практике. И тогда мы получим хорошего специалиста, который окажется востребованным на рынке труда, — сказал Бердыбек Сапарбаев.
Эта проблема остается на сегодня одной из самых актуальных. Из 6 418 выпускников 2016 года, по прогнозным данным, удалось трудоустроиться лишь 67,4 процента.
— Необходимо усилить работу по поддержке детей-сирот, обеспечению их жильем. Из 1 164 детей 900 состоят на учете. За последние два года 108 получили квартиры. Работу в этом направлении надо усилить посредством акции «Мейірім», — добавил аким области, поручив привлекать больше школьников и студентов к озеленению, благоустройству и санитарной очистке.
Руководство области направило в правительство страны предложение о привлечении безработной молодежи в программу «Жасыл ел» не только во время летних каникул, но и на протяжении всего года. Глава региона поручил руководству управления образования внести конкретные предложения по укрупнению колледжей и снижению количества дублируемых специальностей.

Награды достойным
Завершилась встреча церемонией награждения. Нурсеит Байжанов вручил нагрудные знаки «Почетный работник образования РК» четверым педагогам. Еще пятеро были удостоены медали имени Ыбырая Алтынсарина. Более тридцати учителей получили благодарственные письма и почетные грамоты. Аким области наградил золотой медалью «Бірлік» Ассамблеи народа Казахстана председателя кооператива «Нектар» Шамиля Каспранова и предпринимателя Рабигу Тасыбаеву за вклад в рамках ГЧП. Почетные грамоты АНК вручили президенту КРМУ Темирхану Бердимуратову и директору детского образовательного центра «Ертостик-Еркемай» Наталье Каюдиной.
Грант в размере 19 миллионов тенге получила казахская средняя школа № 3 Алгинского района.
Победителям конкурса на лучшую организацию среднего образования «Орта білім беретін үздік ұйым» вручили сертификаты. В их числе школа-интернат для одаренных детей имени М. Кусаинова, школа-лицей
№ 23, СШ № 25 города Актобе и Хромтауская гимназия № 6.

конференция-1_reswm
Айжан ШАУКУЛОВА

Колонка "Взгляд"