НПО Казахстана следят за ходом строительства и реконструкции международного транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай». Для этого в стране создан Национальный экспертный совет прозрачности и устойчивого развития.
Специально приехавший из Караганды руководитель секретариата совета Юрий Криводанов ознакомил актюбинцев с результатами первых исследований. Организатором круглого стола, в котором участвовали представители сельских акиматов, расположенных вдоль трассы Актобе — граница РФ, а также сами дорожники, стал местный филиал АО «НК «КазАвтоЖол». Как сообщил Юрий Криводанов, с июля прошлого года ассоциация «Гражданское собрание» («Азаматтық құрылтай»), куда входят 45 НПО пяти областей, где строится дорога, заключила меморандум с Комитетом автодорог Минтранскома РК для мониторинга проекта «Западная Европа — Западный Китай». В его рамках общественные организации составляют рейтинги строительных компаний, консультантов проекта на основе предоставленных ими отчетов, результатов опроса работников компании и самих жителей.
— Сам проект был задуман еще в 2009 году, — говорит Юрий Криводанов. — Концепцию одобрили многие министерства, национальные компании первого уровня и международные организации. На деле же оказалось очень сложным осуществить идею и привлечь финансы.
По его словам, они уже имеют опыт проведения мониторинга деятельности компаний. К примеру, ОО «Благо» в составе «Гражданского собрания» опросило 18,5 тысячи работников «Арселор Миттал Темиртау» из 33 тысяч, в результате чего выявили около 22 тысяч конкретных трудовых и столько же социальных проблем.
В апреле этого года общественники опросили жителей шести населенных пунктов вдоль мартук-ской трассы, а также самих работников компании застройщика «Денгиз Иншаат».
— Буквально за два дня мы проехали шесть аулов, без поддержки местного филиала АО «КазАвтоЖол» мы бы не справились, — признается эксперт. — Несмотря на такой короткий срок, получили очень качественный срез мнений.
Итак, по итогам мониторинга рейтинг строительных компаний возглавило ТОО «Казахдорстрой Хюндай». Тот же «Денгиз иншаат», который строил актюбинский участок, занял 13 место из 14 компаний.
— Это не значит, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Предпоследнее место компания заняла из-за того, что не дала запрашиваемые отчеты первого уровня. Если бы она дала отчет первого уровня, могла бы быть в тройке лидеров, — пояснил Юрий Криводанов.
В то же время эксперт отметил, что результаты опроса работников «Денгиз Иншаат» были положительными, а жителей — отрицательными. Руководство компании никак не воспрепятствовало проведению опроса, и его результаты вполне объективны.
— Оценка жителей дана не столько в адрес компаний-застройщиков, сколько проектировщиков, которые на этапе проектирования не учли их интересы. Уверен, что во время исследований через полгода эта оценка улучшится на порядок, — добавил эксперт.
Между тем у представителей сельских акиматов есть свои претензии к новой, уже сданной дороге. Не ко всем населенным пунктам есть съезды с трассы, что мешает крестьянам, не демонтированы остановочные павильоны и вывески и многие другие вопросы. Ряд недоделок дорожники обещают устранить летом следующего года, так как они будут нести ответственность в течение гарантийного периода, то есть двух лет.
Абат КАРАТАЕВ