Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Крепко обнять ближнего

Сегодня, 14 марта, в Казахстане отмечают  Көрісу күні. В этот день принято поздравлять друг друга с наступлением весны, выражать добрые пожелания и отдавать дань уважения старшему поколению. Если ранее этот праздник был характерен преимущественно для жителей западных регионов, то в последние годы Көрісу күні стал популярным по всему Казахстану.


«В этот день после долгой зимы благополучно пережившие ее родные и близкие люди встречаются и собираются вместе.
У нас бытует мнение, что празднование Көрісу күні свойственно западным регионам страны. Однако не следует забывать, что это давняя традиция нашего народа, которая идет из глубины веков. Поэтому будет правильным, если мы всей страной начнем отмечать Наурыз с Көрісу күні»
Касым-Жомарт ТОКАЕВ,
Президент РК


Запад Казахстана не родина обычая, но место его возрождения

Во время подготовки материала пришлось много покопаться во Всемирной паутине. Так, в Википедии написано: «Көрісу – древняя традиция, сохранившаяся только в западных регионах страны. Жители региона, встречающие Новый год по календарям Байбакты Казыбека, также называют 14 марта днем созерцания».
Но на самом деле информация, взятая из интернет-энциклопедии, не совсем верная. Да, действительно, старинный праздник давно забыт во многих местах. Но говорить о том, что он культивировался только среди казахов западных регионов страны, а также сопредельных областей России, неправильно.
По словам кандидата филологических наук, доцента АРУ им. К Жубанова Мухтара Мирова, раньше этот праздник отмечали на всей территории нынешнего Казахстана.
– Данные об этом встречаются и в трудах казахских мыслителей, подтверждают сей факт и этнографы, – утверждает Мухтар Миров.
Совсем другое дело – понять, где он возродился. Скорее всего, это Западный Казахстан. По крайней мере, опрошенные нами говорят именно в таком ключе. Да и по всей стране на Көрісу вновь масштабно обратили внимание только после слов Главы государства в 2024 году.
Какой конкретно год возрождения, и не вспомнишь, единственное, можно предположить, что речь идет о периоде Независимости РК, хотя некоторые утверждают, что в казахских селениях аксакалы передавали обычай молодому поколению и во времена СССР, но, конечно, в массы он продвинут не был. Интересно, что возрождение Амал мерекесі почти совпадает с возрождением национального танца қара жорға.
Более или менее обширна и география возрождения данного обычая. Тот же Западный Казахстан, те же граничащие с РК регионы РФ. Ну и совсем невозможно найти конкретного человека, который стоит за возрождением. Скорее всего, они были в нескольких местах одновременно или это коллективная пассионарность, по Гумилеву.


Неотъемлемая часть Көрісу – рукопожатия и теплые объятия. Здороваясь, обычно говорят: «Бір жасыңызбен!». В этом словосочетании и пожелание долгих лет, и радость от того, что человек видит знакомого в здравии после зимы, и вера в удачный новый год.


Что делают в этот день?

Известный этнограф Серик Ергали считает, что все эти обряды Көрісу күні или Амал мерекесі по сути являются обычными обрядами праздника Наурыз. В этот день жители, допустим, какого-нибудь села рано встают и приветствуют людей постарше. Соседи и прохожие поздравляют, обнимают друг друга, высказывая теплые пожелания. К слову, названия «Көрісу» и «Амал» – это понятия, характерные исключительно для марта.
– Для наших предков, исповедовавших кочевой образ жизни, көрісу означал благополучный выход из шестимесячной зимы. Как правило, в этот день прощаются прежние обиды и забывается вражда, люди приглашают друг друга отведать традиционный наурыз коже и желают всем благополучия. Көрісу – это не только праздник воссоединения, когда люди приветствуют друг друга и желают всего наилучшего. Как свидетельствуют аксакалы, те, кто в этот день находится в негодовании, забывают о своих обидах и примиряются. Поэтому можно сказать, что это традиция, которая закрепляет связь между родственниками, близкими и друзьями, – отметил этнограф.
В одной из своих статей Серик Ергали пишет, что Наурызнама (не путать с Наурызом) раньше отмечали с первого дня марта все регионы страны, включая западные регионы Казахстана, Костанайскую, Тургайскую, российские Астраханскую, Саратовскую, Самарскую и Оренбургскую области. Но его не называли ни «Амал», ни «Көрісу», а просто «Наурыз». Кстати, с 1988 года, когда праздник был официально объявлен 21-22 марта, люди, которые не хотели отделяться от дня начала казахского нового года, назвали 14 марта Амалом.
Если кто-то подумал, что особенность Көрісу күні – богатый дастархан, то сильно ошибается. Главным отличием является именно теплое приветствие младшего старшему и наоборот. В этом и заключается смысл праздника, доброе отношение человека к человеку.

Месяц празднования

Фактически наш народ праздновал Наурыз в течение месяца, начиная с первого числа. По этому поводу известный казахский поэт и мыслитель Машхур Жусуп Копеев как-то писал в своих трудах: «Пройдет 8-дневный Наурыз».
Еще один аргумент кроется в воспоминаниях Ахата, сына Шакарима Кудайбердиева: «Отец сказал, что сегодня, 1 марта, казахский новый год, Великий день улуса (Ұлыстын ұлы күні). А прежнее название нового года – Наурыз, это в переводе с языка персов «новый день».
13 марта не календарное, а естественное окончание 90-дневного зимнего сезона, своего рода веха в астрономических процессах. Смена года также характерна для этого явления. Вообще, казахи относились к временам года в соответствии с возрастом человека, где зима была пожилым, осень зрелым, лето молодым, а весна новорожденным ребенком.
Но при всем при этом почему же Көрісу күні отмечается 14 марта? На этот вопрос Мухтар Миров дает простое, но логичное объяснение. Так, согласно историческим данным, 26 января 1918 года Совнарком СССР (фактически Правительство СССР) ввел в действие григорианский календарь, отменив юлианский. Однако разница между двумя календарями осталась 13 дней.
– В связи с этим 31 января 1918 года он завершил старый календарь и 14 февраля начал следующий месяц. Исходя из этого документа, 1 марта совпадает с 14 марта. Этот день считается началом года, первым днем весны в календаре, – отметил ученый.
Кстати, именно по причине смены календарей в обиход вошло понятие Старого Нового года.

Отражение народного сознания

По мнению известных казахстанцев, перспектива празднования Амал мерекесі по всей стране очень широкая. Хотя бы потому, что несет в себе исключительно светлые начала: окончание зимы, отел скота, пробуждение природы, доброе отношение друг к другу. Особенно ярко это проявляется в регионах Казахстана с холодным климатом.
Так, например, считает советник президента КФФ, автор и ведущий популярных подкастов Нурсултан Курман.
– Я сам уроженец Туркестанской области, там этот праздник так широко не празднуется, но, как я заметил, Көрісу күні придается большое значение в западном регионе, что неудивительно. Несомненно, этот праздник мы унаследовали от предков. К слову, это одна из традиций народа, когда после долгой зимы люди узнают у родственника, друга или соседа как дела, спрашивают, как тот пережил зиму, да и просто гостят друг у друга. Также традиция связана с нашими обычаями, с щедрым дастарханом. Вообще, Көрісу – один из способов тесного общения между родственниками, что, наверное, главный фактор. Ну и отражение сознания народа, его традиций, национальных видов спорта, музыки, кюев, – говорит
Нурсултан Курман.
Разницу в популярности советник президента КФФ объясняет просто. На юге Казахстана зимы не такие суровые, как на западе, и весна там может наступить гораздо раньше, чем 14 или даже 1 марта. Оттого и радость от наступления теплых дней намного ярче. Подтвердить это мы можем запросто. Недавний вояж в Туркестан показал, что в конце февраля температура воздуха там колебалась исключительно в плюсовых диапазонах, никакого снега. Также он отмечает большие расстояния между населенными пунктами. Ту же Актюбинскую область и на машине сложно проехать, не говоря уже о гужевом транспорте или езде верхом. Поэтому здесь радость от такой встречи априори ярче.

Асхат КАЛЖАНОВ

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"