Не перевелись еще в наших аулах джигиты, в жилах которых течет кровь истинных степняков.
Они до того пропитаны особенностями национального быта, той неповторимой ментальности, в которой неизменным другом, а в трудные времена и соратником выступал степной иноходец.
Их приверженность к благородным животным настолько высока, что в любом обществе они считали своим долгом рассказывать, особенно подрастающему поколению, о незаурядных качествах этих прекрасных животных.
К разряду таких степняков с полным правом можно отнести жителя Шалкара Тугелбая Кудайбергена.
Человек с разносторонними интересами, Токен агай хорошо знает произведения многих известных акынов-жыршы, родившихся и выросших на шалкарской земле, таких как Алим, Сары Батак, Кудабай, Наурызбек, Есентугел. При случае он может почти до утра исполнять их терме и жыры.
Земляки знают его и как умелого тамаду. Да и в будние дни агай с удовольствием носит бешпеты с национальными узорами и надевает сапоги с высоким голенищем.
— Мой отец, Орынбасар, в советское время был табунщиком. Когда он возвращался с работы, мы, детвора, издалека завидев его, бежали навстречу, чтобы покататься на лошади. Так что с детства были привязаны к этим животным, знали, как надо ухаживать за ними, — рассказывает Тугелбай Кудайберген. — Нам, мальчишкам, была знакома только одна порода лошадей — верховая казахская. Лишь годы спустя, повзрослев, стали различать, что есть еще и другие животные, которые могут участвовать в скачках. Такие скакуны, как Сункар, Жулдыз, не раз приносили победу в байге.
Двухлетний жеребенок по кличке Той думан, которого я приобрел в 2010 году у жителя городка Жетикара Костанайской области Армана Еспергенова, не раз защищал честь нашего района и принес мне три автомобиля.
Тугелбай рассказал, что спрос на породистых скакунов всегда был высок. Многие «сватались» и к его тулпару, но он отклонял их предложения. Лишь недавно уступил просьбе его бывшего хозяина, Армана, который мотивировал желание перекупить скакуна для улучшения породы.
По словам Тугелбая Кудайбергена, для правильной тренировки животных необходимы желание, усердие и уважительное отношение к ним. В каждом советском коневодческом хозяйстве был главный табунщик, который держал весь косяк в строгой дисциплине.
Были свои неписаные, но строгие правила и табу при пастьбе почитаемых казахами животных. Запрещалось, например, пугать пасущихся на выгоне лошадей резкими движениями, загонять их до пота.
— Сейчас, к сожалению, таких обученных умных предводителей, вожаков почти нет. Модно стало пасти скот на машинах. Поредели и ряды тех, кто по блеску глаз своих подопечных мог определить, что им нужно, — сетует признанный специалист по тренировке лошадей. — Казахи не зря говорили: коневодство — дело канительное, связанное с особыми трудностями. Но когда обученный, взращенный тобой тулпар первым совершает победный рывок, забывается все, остается только чувство гордости и признательности за то, что твой труд не пропал напрасно.
Конь под седоком — это олицетворение единого целого. Энергия скакуна и энергия наших предков, защищавших землю от врагов, составляли мощную силу. Поэтому заслуженно свое место в истории занял легендарный Кулагер Акана сери. Примером воплощения преданного служения хозяевам стали кони батыров Есета, Котибара, Тотана, Мырзагула, Медеубая. Эти исторические примеры подтверждают народную истину о том, что имя джигита куется его конем.
По мнению Тугелбая, человек, имеющий коня, почти всегда охотник. В хозяйстве шалкарца есть казахские гончие породы тазы — Шах, Киыпсок и Каракоз.
Нашего героя все время гложет мысль о том, что современные любители превратили охоту в развлечение, поэтому рискуют растерять особенности. Те, кто безжалостно истребляет любую дичь без разбору, на потребу своего сиюминутного интереса, не уважают национальные ценности, считает он.
— Было время, когда одна тазы могла прокормить целый аул. Не выходили за рамки красивого народного обычая и охотившиеся с сери. Сейчас же меня огорчает нездоровый подход к правилам охоты с применением техники, — недоумевает он.
Тугелбай напоминает, что тазы является одной из семи сокровищниц Великой степи, которые определяли сущность настоящего джигита. За гончими тоже нужен особый уход: хорошее питание, определенная температура содержания. По внешним признакам они подразделяются на два подвида. Повадки гончих разнятся и при охоте. Если белая тазы сливается со снегом и трудно уследить за ней в процессе погони, то за бегом и прыжками гибкого тела черной тазы наблюдать гораздо интереснее. В связи с этим агай привел историю.
В ауле Аяккум жили любители шуток, острословы Аймаганбет и Досжан. Первый — жыршы, второй — уважаемый в селе и довольно-таки небедный человек. Как-то Аймаганбет выпросил у Досжана гончую, и они вместе вели ее в аул. Жыршы, заметив, что у тазы слабые ноги и тощий круп, замедлил шаги. Прежний хозяин собаки спросил, в чем дело. На что получил ответ: «Никто не мог победить меня в словесном поединке, а тут не могу ответить на вопрос гончей». «О чем ты? Разве может человек разговаривать с собакой?» — удивился Досжан. Аймаганбет на полном серьезе пояснил: «Представь, что она мне сказала:
«Когда вошел ты в дом, улыбкою светясь,
воспряла духом я, ну, думаю, конец
моей полуголодной жизни наконец.
У нового хозяина я буду жить, гордясь,
что будет мясо он давать и молоком поить.
Не обижайся, Айеке, но я скажу: тот не джигит,
кто и одну собаку не может прокормить…».
Досжан, понявший скрытую подоплеку «собачьей просьбы», в которой говорилось о пренебрежительном отношении к представительнице одной из семи сокровищниц степи, подарил Аймаганбету дойную корову.
Тугелбай помнит и хранит множество подобных стихотворений и мудрых притч. Сегодня он содержит недалеко от Шалкара свое крестьянское хозяйство «Ынтымак». Занимается разведением лошадей, производством кумыса, шубата, обеспечивает земляков круглый год своей продукцией.
Сын табунщика может часами говорить о престижном деле — коневодстве:
— Есть поговорка «Конь — крылья джигита». Разве это не так? Любой казах издревле мечтал иметь своего иноходца, кормильца и верного друга. Сейчас все иначе… Времена изменились: представителям молодого поколения ближе современные технологии, да и материальные ценности выше других.
Оттого мечтаю, чтобы подрастающее поколение, достигнув совершенства в своем развитии, не предало забвению национальное наследие, чтобы достижениями в конном спорте прославило Отечество, чтобы молодые крепко держались в седле в любых ситуациях и во все времена. Достичь этого можно только благодаря преемственности поколений. А я всегда открыт предложениям о сотрудничестве и передаче опыта.
Мухтар МЫРЗАЛИН,
Шалкарский район
Литературный перевод
Малики ТУГИЛОВОЙ
Фото автора