Более 20 лет прошло, как с обретением независимости народ наш воспрянул духом. Если мерить человеческой жизнью, это немалое время. Двадцатилетие – пора юношества с ее стремительным ростом, собранностью, избытком сил и здоровья. Если этот срок отнести к стране, обретшей свою независимость заново, то окажется, что 20 лет не так уж и много.
Слава Богу, крепкий фундамент заложен, и мир признал весомость и значимость наших перемен. Благоденствие – к согласию, согласие – к единству следуют чередой. Да, наш народ доказал свои крепкие устои, достиг своих целей и сумел стать организующим началом свободы и независимости.
Разумеется, богатство и бедность шагают всегда рядом, порой нога в ногу. Сейчас мы досконально уточнили границы наших владений и живем в счастье полновластия и в изобилии материального благополучия. Однако нельзя сидеть, уповая на неизменность и постоянство такого состояния. И мир, и люди, и человеческое сознание сильно меняются и продолжают постоянно развиваться. В этой ситуации общество, которое регулярно анализирует свое состояние, четко контролирует все направления собственного развития и постоянно корректирует их, имеет надежные гарантии на будущее. И закон жизни таков, что успешный путь развития должен передаваться из поколения в поколение, от отцов – сыновьям и так продолжаться в веках.
Мы часто бываем в гуще народа. И, обозревая бескрайние просторы степей, общаясь с множеством людей, приходится думать и переосмысливать многое. Ну как не дивиться тому, что наши деды и прадеды умели управлять судьбами народов, населявших эти степи еще в те времена, когда не было ни почты, ни телефона, ни радио, ни телевидения, ни современных дорог, ни воздушных путей сообщения.
Феноменально то, что на огромных просторах земли все жители говорили на одном языке, пели одни и те же песни, соблюдали одни и те же традиции и обычаи, исповедовали одну и ту же религию. И ты открываешь здесь для себя одну важную истину: какими мудрецами и прозорливцами были наши предки. А ведь известно, что в те времена не было ни законов, ни органов, их издающих. Однако вожди умели крепко держать в руках ключи от многообразных граней жизни общества. Они вели свой народ дорогой развития к добру и процветанию, и нам не следует забывать все это, а лучше в память о том каждый день склоняли бы голову за их благие дела. Они ревностно держали в поле зрения вопросы чести и достоинства народа, не позволяя даже крохотной пылинки, оскверняющей святое.
А сколько у нас метких, как пуля, пословиц и поговорок о любых жизненных обстоятельствах. У казахского народа великий дар красноречия. Иногда одно-единственное слово способно развязать крепкий узел, стянувший воедино тысячу особо значимых дел. И, как пример этому, можно подчеркнуть, что вся жизнь нашего народа прочно зиждилась на 4 словах, которые начинаются на букву «А» и имеют, подобно четырем сторонам света, особую значимость для казахского народа. Это – «Алаш», «Аттан», «Асар», «Алас».
Слово «Алаш», означающее первоначальный союз казахских племен, видимо, было принято как призыв, как боевой клич. Когда раздавалось «Алаш!», способные держаться в седле сыны сакского народа все до единого стекались для похода на врага. Потому и были тем крепким народом, что не по зубам для любого захватчика.
О том в истории имеется немало сведений. Считаем уместным напомнить читателям лишь об одном из них. Исторической наукой доказано существование трех биев с именем Майкы. Первый из них – Ата Майкыби, родоначальник; второй – маймақ Майкыби; третий – великий Майкыби. За каждым из них сохранились мудрые слова назидания. К примеру, известно выражение Ата Майкыби: «Клич наш – Алаш, кереге, сделанный из дерева, а праотец наш – Казах». Эти слова родились не вчера, и приведенные в них великие понятия насчитывают не одно тысячелетие. Если вдуматься в их значение, они ясно и точно характеризуют, что в ту пору представлял собой казахский народ. И заметьте, что в контексте четко и ясно говорится о происхождении всего казахского рода от конкретного лица, и род тот жил согласно единому слогану, говорил на одном языке, соблюдал одни и те же традиции. Для людей понимающих эти слова сказаны не впустую. Автор был прозорливым и умел предвидеть будущее. Именно поэтому он намеренно оставил это четкое и однозначное послание, чтобы потомки ничуть не заблуждались при его толковании.
Разумеется, хорошо бы знать и более поздние летописи. Однако именно это драгоценное слово – слово «Казах», которое предельно четко и ясно свидетельствует о едином для всех нас корне, должно сохраниться в памяти каждого его потомка. И чем чаще будет говориться об этом, тем больше будет в нашей жизни лучиться яркий свет.
Ну а когда слышался зов «Аттан!» – «На коней!», все мужчины аула были наготове, и никто не должен был уклониться от этого воинского долга. Каждый воин не расставался с мечом и копьем, висящими на поясе. У юрты постоянно стоял на привязи его оседланный конь. Один клич «аттан» заставлял весь воинский род мигом взлетать на коней, чтобы дать отпор врагам, не дать разрушить нормальную жизнь людей. Вот в чем и состоит могущественная сила этого слова. Слово «аттан» раздавалось и в других случаях: стихийных бедствиях, в случае нападения воров и хищных зверей на стадо.
Слово «асар» часто встречается в повседневной жизни казахов. Это означает, что народ сообща возводит дамбу, роет каналы, строит дома, или женщины на добровольных началах собираются вместе теребить шерсть, валять кошмы, шелушить просо, взбивать масло и заготавливать курт. Эти общественные работы обязательны и выполняются людьми без получения вознаграждения за свой труд. По традиции хозяева асара кормят всех, кто пришел на помощь. В детские годы мы сами часто участвовали в таких мероприятиях. Эти благие дела проходили дружно и весело. Общие хлопоты и заботы укрепляли единство народа, приводили к примирению, к улучшению взаимоотношений.
«Алас», напротив, – тяжелое слово, преследующее цель утверждения суровой дисциплины и наведения строгого порядка. К нарушителям сложившихся устоев, традиций и обычаев применялась эта строгая мера. К примеру, какой-то аул допустил, что вдова или сирота стали скитальцами; не принял на ночлег божьих гостей – путников; неразумные юнцы поженились, презрев степной закон, запрещающий заключать браки между кровной родней до семи колен. Все окружение налагает на такой аул или главу негостеприимного семейства «алас», то есть отвержение. Прекращают всякие отношения с ними, как с нанесшими недопустимый позор всему роду. В их дома никто не заходил, таких людей не пускали к порогу, невест из этих семей не брали, браков с их сыновьями не заключали. После чего нарушители степного закона, разумеется, вынуждены были переехать в чужие края. Суровое наказание? Да! Однако для соблюдения народом порядка – справедливое.
Это слово используется еще и в том случае, когда человеческое тело поражено болезнью. Лечение организма от недуга именовалось словом «аластау». В этом толковании оно применяется как неологизм, обозначающий также процедуры для исцеления. Знание таких понятий приносило много пользы как человеку, так и обществу.
Вернемся к нашим дням, когда времена обновились, изменился мир. Умножились взаимосвязи и взаимоотношения с другими народами. По завещанным предками казахским традициям, у нас гостя сажали на төр – почетное место и принимали как төре – господина, знатного вельможу. Эти традиции живы и по сей день. Мы приветствуем приезжих всей душой, с почетом принимаем и даем им возможность узнать нас и нашу национальную самобытность.
Ранее мы представляли собой народ, умевший и рассказать что-то, и выслушать собеседника. И народ мог при этом противостоять чуждому влиянию. Теперь мы стали более подвержены ему, возможно, в силу ослабления прежнего иммунитета. В результате нанесенный вред вылезает словно из-под земли – то в одном месте, то в другом. Когда кто-то из нашего окружения менял свое вероисповедание, мы мирились с этим и терпели, сочтя их за тухлые яйца, несмотря на наши чувства и самолюбие.
Но вот и трех лет не прошло, как народ был потрясен известием о побеге из тюрьмы г. Актау 21 юнца, арестованных за содействие террористическим группировкам за рубежом. Вслед за этим газета «Жас алаш» опубликовала крик души несчастного отца одного из этих преступников, бьющего тревогу об этой губительной заразе, неумолимо распространяющейся в обществе. И только тогда у нас раскрылись глаза и мы содрогнулись от ужаса. Говорят, что скрывшего свой недуг разоблачает смерть. Этот новый вирус оказался очень живуч и прилипчив. Он поражает и разлагает всех, сокрушает, ведет к гниению и погибели. Кому могло прийти в голову, что никто не успеет и глазом моргнуть, как сознание бедных юнцов будет уже отравлено. А сами они будут начисто лишены человечности и успеют измениться до неузнаваемости. Среди них, говорят, уже появились выродки, которые отрекаются от отца и матери, родных и близких, братьев и сестер, собственных детей и своей родины. Нашлись и те, что отказываются от образования, увольняются с работы.
У каждого человека есть долг перед отцом и матерью, перед своей семьей и детьми. О них четко и ясно сказано в аятах Корана, в хадисах пророков. Тот, кто уклоняется от всех обязательств перед своими родными и близкими, перед народом, перед родиной, совершает жестокости, никак не может считать, что совершает богоугодные и праведные дела. Разве это не есть самый большой грех для посвященных людей?
От наших предков мы унаследовали пословицы и поговорки. Они гласят: «Чем блуждать в одиночку, ходи с толпой одной тропой», «Если травиться, то вместе с родней», «Ведавший отцовское воспитание выточит стрелу, знавшая материнское воспитание смастерит шубу». Если вы, молодые, отвратили свои лица от нас, стали нам совсем чужими, то получается, зря мы радовались вашему появлению на свет и устраивали шильдехана – щедрый праздник для родных и близких? Радовались вашим первым шагам и закатили той, пригласив множество народу? Родные вы мои, для чего при вашем рождении вас взяли на учет как граждан нашей страны и выписали свидетельство, удостоверяющее вашу личность?
Кто же продолжит теперь путь наших предков, веками защищавших эту землю от захватчиков и сохранивших ее в наследие всем нам? Если произойдет что-то непредвиденное, то кто же ее теперь защитит от врагов? Какой искуситель сбивает вас с толку и вбивает в ваши головы этот бред насчет «истинного мусульманства»?
Кто внимательно читал, он ясно понимает, что Коран – это послание Аллаха, которое представляет свод необходимых для жизни правил. Они воспитывают в человеке дух милосердия, чистоты и святости, сдержанности, справедливости, благодетельности. Слово «ислам» несет значение «мирная жизнь». Следовательно, люди, которые идут на насилие и бесчинство, дебоширство, угрозу для жизни мирных людей, запугивание, нагнетание страха, преднамеренно противоречат исламской вере и являются извратителями божьего слова. Они считаются сознательно отпавшими от исламской веры.
Тем, кто воистину исповедует ислам, позволено применять защитные меры только в случае реальной угрозы для их жизни. Довольно часто употребляемое и пугающее всех слово «джихад» – это вовсе не кровопролитная война с огромными жертвами, а борьба верующего человека для победы над собственными духовными и душевными изъянами и плотскими желаниями. Об этом исследующий ислам ученый Осман Нури Топбаш в одной из своих книг пишет: «Борьба, начатая за искоренение вожделений при искреннем стремлении борца к победе, считается «джихад акбар» в связи с ее особой значимостью и трудностью исполнения».
Нашим Пророком (саллаһу әлейхи уә сәлләм) при возвращении с очень трудного походного марша Табук были сказаны лишь следующие слова: «Теперь мы возвращаемся с малого джихада на большой джихад». Возможно ли раздуть из этого речения большую смуту? Что кроется за вывернутыми наизнанку обстоятельствами и какой смысл в том, чтобы вводить в заблуждение народ?
Пока можно увидеть то, что некие скрытые силы, искусно пользуясь обстоятельствами, представляют мировому сообществу религиозное учение ислам в качестве страшилища. Во-вторых, провоцируют обострение внутренней напряженности в исламских государствах, сеют смуту с целью вызвать гибельные для населения массовые беспорядки. Во всех государствах, куда проникли разнообразные религиозные течения, нет нормальной жизнедеятельности, народ голоден, раздет и разут, как вы сами ежедневно слышите и видите, повсюду то и дело вспыхивают бунты, влекущие за собой побоища с многочисленными жертвами. И число этих стран все время растет. Вы это ищете, милые мои? Почему такие обстоятельства не заставляют вас задуматься?
Надо упомянуть о том обстоятельстве, что при толковании веры следует глубоко осмыслить многие проблемы и быть предельно внимательным к слову, чтобы не навредить самому себе. Потому что религиозные устои, закрепленные во многих государствах, не всегда подходят для нас. К примеру, некоторые религиозные понятия и порядки, установленные среди разных исламских народов, прямо противоречат нашему духу и законам. Потому что они религиозно-монархические государства, живущие по канонам шариата, а мы являемся просвещенным демократическим государством, живущим по законам, принятым в парламенте избранными народом депутатами.
Согласно порядку, принятому законами нашей страны, все дети должны получать школьное образование, а в шариате этого требования нет. Например, писание и образование – это две чаши весов, представляющие мир в полном равновесии. У них же созданы все условия для глубинного усвоения писания, зато образование и наука сильно отстают. Кроме религиозных книг, нет никакой иной литературы. О культуре и речи нет. Театра нет, кино нет, песен нет, на телевидении – только религиозные программы.
Человек без образования подобен птице без крыльев. Он не может оторваться от земли и устремиться ввысь. Слава Богу, мы обрели давно желанную независимость, в стране поголовная грамотность, развитая наука и высокая культура, все одеты-обуты, живут с надеждой на лучшее будущее.
Образование – наука и открытия — откровения – это дарованная нам Небом пара крыльев. Благодаря им, мы только было устремились вперед, чтобы добраться до пика достижений, а тут вы, братья, к горькому нашему сожалению, стали тянуть всех нас назад, в болото мракобесия.
Те джигиты, которые вовлечены в коварные сети ложного учения, наверное, думают: пару раз исполним их задания, а потом благополучно слиняем – и поминай как звали. Ошибаетесь! Это всего лишь первая ступень «зомбирования»… Они уже от вас ни за что не отстанут. Это будет продолжаться до тех пор, пока вы не пройдете все 13 ступеней и не превратитесь в манкуртов. И от вашего покоя не останется и следа.
Безусловно, исламская вера – мощная сила с великим будущим, в конечном итоге способная объединить всех сынов человеческих. Но веру нельзя насаждать ни насилием, ни смертными муками, ни запугиванием, ни обманом, ни подкупом. Эта вера, как святая истина, исходящая из чистого сердца Аллаха, должна распространяться, достигать и овладевать человеческим сознанием только постепенно, шаг за шагом, путем терпеливого объяснения сути ее.
В этом направлении действует ряд принявших верный курс вещательных программ для тех, кто исповедует ислам, из которых следует выделить новый телеканал, ведущий беседы о понятиях и ценностях этой религии. Особо можно подчеркнуть исполнение иллюстрируемых пейзажами аятов – распевных стихов из Корана, которые оставляют в сердце глубокие чувства.
Однако немало и допускаемых недостатков и ошибок. Прежде всего людям, обратившим лицо к чистоте и святости, следовало бы объяснить, с чего надо начинать, что и как нужно соблюдать, какие ритуалы и как их совершать. В то же время до их сознания следовало довести, какие богопротивные дела в современном обществе. Что ожидает на том свете тех, кто идет на произвол и насилие, подвергает невинных позору и унижению, причиняет мучения, враждует и разбойничает, грабит и убивает людей. Занимается взяточничеством, воровством, наводит на кого-то поклеп, наносит непоправимый вред, применяет колдовство и совершает множество других преступлений.
Нет бы открыть людям глаза, что такое смертный час и что значит вечный ад, чтобы призвать к праведности, но они тянут их совсем в другую сторону. Вместо этого предлагают прямо противоположные и абсолютно неприемлемые для сознания казаха установки: забудь предков, отрекись от них, не обращайся к святым угодникам и чудотворцам – запугивают они народ, лишая его здравомыслия.
Действительно, в Коране есть различные ограничения, предостережения и даже запреты, но ведь когда пророк Мухаммед начинал свое служение, были совсем иные обстоятельства. Люди не знали, что Творец всего сущего Аллах является не только единственным творцом, но и единственным властелином всего мира. Поэтому люди веровали во что угодно. Вот почему надо было отвергнуть ложных богов, идолов и всякие суеверия. В те времена это оказалось одной из самых тяжелых и запутанных проблем.
Сейчас подобных проблем нет. Всем исповедующим ислам известно, что мир создан из 18 тысяч составных частей его и все они подвластны только одному Аллаху. Рабы божьи тоже поклоняются только одному Аллаху. Однако наряду с этим посещают могилы великих предков, своих родителей и совершают зиярат (араб.) – паломничество по святым местам. Эти понятия ничуть не противоречат друг другу. Традиция зиярат сохраняется. Могилы посещаются, за ними ухаживают и периодически приводят их в порядок. И это абсолютно мирное и благое дело сегодня кое-кому не стало нравиться.
Иногда они спрашивают людей: что дают вам аруахи? Если аруахи ничего не дают, то и ходить не надо, что ли? Это делается в умилостивление аруахов. Эту страну, эту землю с ее народом сохранили и оставили нам в наследство наши предки. И чем же они провинились перед своими потомками, чтобы те не воздвигали на их могилах памятники или напрочь забыли их имена? За что же они вместо благодарности решили наказывать своих предков?
Если какой-то человек теряет отца ли, мать ли, другого ли ближнего, потом проводит поминки на семь дней, на сороковины, на годовщину с вознесением молитв, молить Аллаха о прощении их грехов, об облегчении их участи, как можно его винить в том, что он оскверняет Аллаха?
Один проповедник на телевидении говорил следующее: «Паломничества можно совершать только в канонизированные города Мекку и Иерусалим (кто канонизировал, когда канонизировал?). Посещение других святых мест, оказывается, считается «уже многобожием». Разве человек, прежде чем сказать какое-то слово, не должен глубоко осмыслить и понять, что оно означает? Где Аллах, владетель всего сущего, и где святые, чтобы говорить о многобожии? Разве в этом случае человек говорит о том, что у него есть еще и другой бог? Этого ведь нет. Тогда почему же эти придирки и почему на пустом месте возникают такие споры?
Двое джигитов, представившиеся учеными, стоя среди заставленных книгами полок, заявили: «Вот все книги авторов древних времен, начиная с Геродота. Мы просмотрели их все до единого. В них нет ни одного высказывания про святых, аруахов и справляемых по ним ритуальных трапезах». И какая сила вынудила их говорить явную ложь?
Ладно, давайте и мы откроем книжные страницы, где приводятся факты и сведения о жизни нашего народа 2500–1500-летней давности. Китайский ученый Су Бихай большую часть жизни посвятил изучению истории культуры казахского народа. В его книге «История казахской культуры» на 162-й стр. приводится следующее: «Книга царя. Доклад о гуннах»: В месяце апреле предводители племен собрались в капище божьей благодати принести жертвоприношение. В месяце мае собрались в городе Аждаха для поклонения духам предков, небу и земле, аруахам».
Исследуя сведения из архивов своей страны, ведущие китайские историки в 1987 году издали большой труд под названием «Древняя история казахов». В 1993 году эта книга на казахском языке увидела свет с набранным кириллицей текстом в Алматы. На стр. 94 приводится такая информация: «Представители рода канлы поклоняются аруахам – духам отца и матери. На земле канлы есть захоронения предков, где каждый год собираются родственники покойных для проведения ритуальной тризны по усопшим». Эти строки были заимствованы из части 83 книги «История царства Суй, летопись западного региона».
Теперь вернемся к уже упомянутому ранее Геродоту. Этот ученый, спасибо ему за труд, немало времени посвятил изучению жизни нашего народа. В его известном всему миру труде на 250-й стр. он говорит так: «Ведь у скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища в кибитках. Как же такому народу не быть неодолимым и неприступным?».
Если вновь обратиться к проблеме установления мет на могиле и жертвоприношений, трудно быть точным, но по всем признакам такие традиции заведены народами исстари и носят сакральный характер. Если бы не было таких ритуалов, как мы смогли бы обнаружить надгробные камни на могилах Кюльтегина и Тоньюкука и других именитых людей, прочли бы надписи на них, убедились в том, что это действительно наши предки, и порадовались этому.
Ну а у Геродота по этому поводу есть такой рассказ. Персидский царь Дарий собрал войско из 700 тысяч воинов и, уверенный в победе, пошел в атаку на скифов. У скифов собралось мало воинов, и они поневоле решили прибегнуть к хитрости. Решив избегать открытого боя, они ежедневно отступали потихоньку в глубь безводной пустыни, увлекая врага за собой. Дарий, устав от вялотекущего похода, отправил к скифам гонца с посланием: «Вас называли храбрым народом, так почему вы не идете на открытый бой с нами?» На этот вопрос был дан ответ, который можно прочесть на стр. 176: «А что мы, по-вашему, делали до сих пор? Это и есть наша война. Если же вы желаете во что бы то ни стало сразиться с нами, то у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет».
В итоге в этой войне победу одержали скифы. Но речь не о триумфе, она о почитаемых, как святыни, мавзолеях, сооруженных на могилах предков, о бережном отношении к ним и готовности защищать их изо всех сил.
Что касается богоугодных жертв скифов, то Геродот в своей книге приводит их во множестве. В самом конце стр. 253 говорится: «60. Обряды жертво-приношений всем богам и на всех празднествах у них одинаковы и совершаются вот так: жертвенное животное ставят со связанными передними ногами. Приносящий жертву, стоя сзади, тянет за конец веревку и затем повергает жертву на землю. Во время падения животного жрец взывает к богу, которому приносит жертву… В жертву приносят также и других животных, в особенности же коней». А во втором абзаце стр. 255 в пункте 63 читаем: «Таковы обряды при жертвоприношениях у скифов. Свиней они не приносят в жертву и вообще не хотят разводить этих животных в своей стране».
На стр. 235 этой книги содержатся сведения и об употреблении скифами кобыльего молока. «Всех своих рабов скифы ослепляют. Поступают они так из-за молока кобылиц, которое они пьют». Разъяснение по этому поводу можно прочесть в конце книги: речь идет о повязках, которые накладывали на глаза пленным киммерийцам.
Прочтем второй абзац стр. 426: «…Саки же (скифское племя)… – начинает автор и в завершение сообщает: – Персы ведь всех скифов зовут Саками». И это пишет Геродот, признанный всем миром как отец исторической науки, который собственными глазами видел и саков, и персов, путешествовал и вел среди них исследования.
Очевидец и исследователь жизни наших предков оставил о них письмена четкие, как тамга (клеймо), на крупе стригунка. По прошествии 2,5 тысячи лет некоторые наши псевдоисторики пытаются поправить самого Геродота. Перекраивают шубу на свой лад, в поте лица трудятся до изнеможения, подкидывая скифов другому народу, а саков превращая в персов. И нет им дела, согласны ли с их мнением сами персы или не согласны. Что же им теперь на это скажешь?
Не надо быть ученым, когда это ясно видно любому рядовому человеку, кто прочтет эти строки. Сегодня во всем мире есть только один народ, который сохранил и соблюдает все вышеперечисленные обычаи, обряды и традиции в неизменности. И какой же это народ? Я не стану называть. Пусть каждый человек, который прочтет эту статью, сам думает и догадается.
Когда перед глазами предстает долгая и содержательная жизнь людей, выводы об их миропонимании напрашиваются сами собой. Несмотря на долгие века, разделяющие нас, можно заметить и понять многое. Во-первых, приписываемые нам кое-кем шаманизм, язычество, поклонение всяким идолам и подобные им верования и исповедания нигде не упоминаются. По-видимому, Геродот принимал непосредственное участие в описанных им ритуалах. Об этом говорит детальное описание действий при заклании скота. Если бы бог, которому приносят жертву, был земным существом, природным или рукотворным предметом поклонения, Геродот написал бы об этом подробно и дал бы его четкое и ясное описание. Он говорит: «Когда приносят жертву, люди, называя имя бога, обращаются к небу», то есть к Көк Тәңіріне. Көк – небесная синь. Аллах – небесный властитель, Аллах и Көк Tәңiрі – одно понятие. Единый властитель Вселенной.
Это понятие принадлежит не только нам, оно возникло еще на заре человеческой истории и имело важное место в жизни множества других народов. Вот что говорится об этом в 78-м аяте суры аль-Хадж Корана: «Это религия вашего праотца Ибрахима. Аллах и прежде называл ее мусульманской религией». А пророк Ибрахим, как известно, жил еще за пять тысячелетий до наших дней.
Еще следует упомянуть о том, что два созвучных между собой древних документа о нашем бытие дошли до нас из ничем не связанных между собой и весьма отдаленных друг от друга народов Греции и Китая. Разница лишь в том, что в китайском источнике небо зовется «аспан». Если заменить его на «көк», все встанет на свои места. Ну а Геродот, сравнивая нас с греками, говорит: «…у них нет так много богов, как у греков, они верят только в одного бога». Отсюда яснее ясного видно, что у нашего народа многобожия не было с незапамятных времен.
Вот он, проложенный в течение веков светлый путь наших предков, устои и ценности, обычаи и обряды, сердце и вера. Говорить сегодня с таким народом, как с младенцем, только что раскрывшим глаза на мир, и указывать ему, что все делается не так, теперь уже нелепо и не укладывается ни в какие рамки.
Геродот писал, что до погребения усопшего правителя с почетом проносят через его владения для прощания с народом. В наши дни на похороны людей собирается тоже множество. Они с почетом провожают покойного на место погребения, и каждый бросает на могилу горсть земли. Наш народ, когда не только родные и близкие, но и просто хорошие знакомые отправляются в далекое путешествие, всегда считал своим долгом прийти и обязательно пожелать им доброго пути.
Ну а если кто-то не смог пойти на похороны, проводить в последний путь и бросить на могилу горсть земли, то он считал себя виновным в совершении очень тяжкого, непростительного поступка. «Стыд страшнее смерти», – говорили казахи в таких случаях.
Ну а скрыть тело покойного от всех, не сообщить, не дать никому попрощаться с ним, велеть захоронить, не прочтя заупокойную молитву, считается полным невежеством и самым что ни на есть грубым нарушением обряда погребения.
«Средь тридцати сынов одна лишь дочь была, зачем и ты, Зауреш, за братьями ушла?» – скорбно оплакивал несчастный отец смерть дочери, которой после погребения не досталось и горсти земли от него, и все, кто слышал его песню, горько плакали вместе с ним. Нынче нам говорят: «Прекратите, не пойте эту песню, это неправильно». И что же, теперь мы должны сказать, что станем хоронить покойников по-другому, или что другое скажем? Разве похоронить честь по чести тех, кто ушел в другой мир, бросить горсть земли на могилу не есть самый большой долг для каждого казаха? Какое отношение это имеет к многобожию?
Не ходи на могилы умерших людей, не читай молитвы за них, не ставь над могилой памятник, не сооружай никому почетный памятник в городах, нe почитай их великими людьми – это все будет многобожие. Упаси нас Бог! Есть слова, оставленные маймак Майкыби:
Безногой и безрукой
Как змее на свете жить?
Без хвоста и без гривы
Как кулану в мире выжить?
Теперь вроде пришло время прибавить к этим словам:
Без Аблая, без Абая
Как казахам всем прожить?
Неужели жизнедеятельность нашего народа противоречит вере и Корану? До вчерашнего дня мы слушали наставления муллы, что по-мусульмански следует исполнять то-то и то-то вот таким-то путем, и соблюдали все неукоснительно. Нет, никаких противоречий не было. А что же случилось теперь?
Становится ясным, что эти действия просто не имеют к вероисповеданию никакого отношения. Это самая обыкновенная политика. Она, незаметно подкравшись, проникает в тебя. Проберет всего и проглотит всех. Вначале заставит забыть предков своих, потерять связь с историей, лишит тебя поэзии, песен, музыки, уничтожит полностью все ценности и традиции, обряды и обычаи. После чего корень народа усохнет, оторвется и перекати-полем будет носиться по ветру, куда ветер – туда и все. В какую падь ни занесет, там и заляжет. Вот тогда будешь ли халифатом или еще чем-то, кто знает? Как бы то ни было, но хозяином своей судьбы уж точно не будешь. Если твоя независимость тебе самому не нужна, то кому она вообще нужна?
Если за проблемой религиозного развития стоит финансирование (капитал), это непременно знак беды. Кто может утверждать, что у волка нет ума? Даже этот четвероногий хищник, будучи страшно голодным, ни за что не польстился бы, видя на дороге белый курдюк. Подумал бы: это что за курдюк с целый пуд и с чего он валяется тут? И, чувствуя беду, обошел бы его стороной. Давайте и мы во всяком деле будем осмотрительными, братья мои. «В осторожности – спасение от мук и разных сложностей», — говорили наши предки.
В нашей стране на сегодня насчитывается 2 200 действующих мечетей. Государство оказывает помощь в строительстве крупных мечетей, небольшие мечети на местах строятся за счет добровольных пожертвований их состоятельных граждан, так что в этом направлении можно двигаться потихоньку вперед без посторонней помощи. Безусловно, все постепенно придет в норму. Лишь бы мы не переусердствовали, стараясь сделать как можно лучше, а в результате все бы не получилось наоборот.
Как уже было сказано выше, оказывается, из городов всего мира дозволено посетить только два из них. Больше никуда нельзя ездить, иначе это будет «многобожием». Верят ли те, кто говорит такое, что сказанное ими действительно будет исполнено, возможно ли это в наше время?
Допустим, будет так, как сказано ими. Тогда весь народ будет сиднем сидеть дома. Все кладбища, все захоронения святых и великих предков будут пустовать. Ни один человек не придет. А там святыни: Гайып Ерен Кырык Шилтен, Казыгурт, Укаш ата, Арыстанбаб, Туркестан, Коркыт ата, пир Бекет ата, Баба Тукти Шашты Азиз, Аулие ата, Машхур-Жусуп Копей улы, Айша биби, Раимбек баба, Кабанбай батыр и многие другие. Там везде создана мощная инфраструктура, построены дороги, гостиницы, комплексы для приема, отдыха и развлечения гостей. Проще говоря, жизнь там кипит. И эта жизнь должна остановиться, угаснуть насовсем? И что из этого получится? Если все оставить, отмести в сторону, но это же развивающийся внутренний туризм. Человек не может долго оставаться на месте, он хочет двигаться, познавать окружающий мир. На худой конец, нам хоть на зеленые холмы рядом с аулом подняться бы, посмотреть, что и как там, и порадоваться, мы же — казахи (может, кочевники?). Сейчас есть дороги, есть транспорт. Увидеть и потешить душу, очиститься духовно, получить разнообразные религиозные, научные сведения, расширяя свое мировоззрение.
Сейчас многие ездят за границу по туристическим путевкам. Их в стране пребывания тоже возят в крупные религиозные центры. Хоть ты и не принимаешь их веру, не бьешь поклоны, не крестишься, но знакомишься, узнаешь, сравниваешь, замечаешь, что верно, а что неверно. Ну а теперь за эти посещения можно попрекать, что ты допустил многобожие, стал грешником?
В мавзолее Хаджи Ахмеда Яссави (Әзірет Сұлтан) лежат мощи десятков ханов, начиная с Абылай хана, батыров, – сплошь прославленные сыны и корифеи казахской культуры. Это место – святая земля, казахская орда, бывшая столица, место объединения трех джузов. Разве казах может отказаться от посещения такого священного места?
Только недавно в Мангистау отмечали 260-летие Св. Бекета ата. На празднование приехало множество известных граждан страны. Были и официальные гости из других государств, депутаты Парламента, главный муфтий страны. Когда народ, растянувшись длинной колонной, шел с горы к мавзолею Бекета ата, вдруг пять настоящих диких архаров под предводительством величаво, грациозно идущего впереди вожака вышли наискосок к дороге, остановились и с какой-то вежливой кротостью глядели на людей, словно прося пропустить их. И все идущие, словно поняв их, тут же расступились, чтобы дать им дорогу. Семейство архаров, ничуть не торопясь, не бегом, как водится, а тихим шагом пересекло, красиво ступая, дорогу. И не кинулось тут же бежать, а остановилось у обочины и оставалось долго на одном месте, позволяя нам насмотреться на них. Такое не случается даже с овцами, которых ты сам пасешь каждый день.
Когда мы приезжали туда три-четыре года назад, в тех местах малыми группами гуляли рядом с нами 30–40 архаров, примерно столько же здесь паслось, не улетая, уларов, которые в этих краях совсем не водятся, а обитают только в высоких горах. На склоне одной горы то взлетала, то садилась бесчисленная стая рябчиков, шумно празднуя что-то и веселясь вовсю. Если бы не некая сила, то разве такие явления в обычное время в обычном месте встречаются? И что же это такое тогда, если не чудо?
Говорят, что эта долина по ночам сияет ярким светом космонавтам в космосе. Если бы Аллах не изливал лучи, откуда было бы взяться свету?
Сколько людей возвращается отсюда, поправив здоровье, сколько страдающих бесплодием рожают детей, сколько алкоголиков и наркоманов избавляются от зависимости и возвращаются к нормальной жизни! Если вы сильны, попробуйте исцелить кого-нибудь из таких людей. Тогда все потянулись бы к вам.
Никто не может сказать, что на свете вообще не может существовать вещей, которых мы не знаем, не видим, не осязаем. Если вы этих вещей не видите, то это не означает, что этого нет в мире. Есть люди, которые и видят, и слышат их. Поэтому нельзя шутить со святыми. Если ты разумный человек, никогда святое не трогай!
На вопрос «Почему вы объявили войну этим святым людям, что, вам делать нечего?» они ответили, что говорят так в защиту Аллаха, чтобы никто Аллаху не приписывал спутников. Запомните, что «Аллах не нуждается в защите и поддержке простых смертных». Не берите на себя грех, притворяясь кроткими. Кто совершает грех перед Аллахом, тот сам перед Ним ответчик, а не кто-то другой. И вся Вселенная, и все мы – на ладони Аллаха. Не Он, а мы нуждаемся в защите Аллаха, мы нуждаемся в Его поддержке!
Аллах Всемилостивый и Всемогущий сказал: «В гневе весь мир вмещу в шелуху просяного зернышка, а могу озарить светом любви глаза всего человечества». Следовательно, все в руках Аллаха. Человеку прежде всего нужно думать о том, чтобы не вызвать гнев Аллаха. Участившиеся в последние годы бедствия и эпидемии, цунами, землетрясения, наводнения и беспричинные пожары, извержения вулканов – это не Божий гнев, а всего лишь предупреждения. При каждом таком предупреждении люди должны делать выводы, признать свою вину, просить у Аллаха прощения. Если человек после этого не исправит свои ошибки, тогда и может разразиться настоящий гнев Божий. Именно с этим связано то, что в некоторых местностях снова и снова повторяются разные бедствия. Это справедливая оценка, которую Аллах дает каждому народу, каждому человеку. Для понимающего человека жизнь так и регулируется.
«Счастье, ты куда идешь?» – был задан вопрос, на него был ответ: «Пойду к единству». «Не разделяйтесь» – есть Слово Аллаха в аятах Корана. Если джигиты, которые учат вас религии, желают вам добра, то прежде всего сказали бы эти слова. Ислам – открытая религия, и в ней нет никаких тайн, которые прячут от кого-то. Если у людей нет никаких злых помыслов, то почему же некоторые граждане уединяются, говорят приглушенными голосами, встречаются втайне? Почему меняют одежду, внешность, хотят отличаться от других, казаться особенными?
В более ранние времена, когда на базарах среди торговцев можно было встретить мужчин без усов, но с бородой, все казахи воспринимали их как клоунов и поддразнивали их, не торгуясь с ними, и не покупали их товар. Но теперь их облик, говорят, стал модным.
Но разве проблема во внешнем виде человека, в его одежде? В мире много народов, и у каждого свое обличье и разное одеяние. Одежда у каждого народа своеобразная и национальная. Если один народ полностью исполняет свой мусульманский долг, но не желает расстаться со своей национальной одеждой, кто имеет право говорить ему: нет, вы не мусульмане?
В одном из рассказов книги турецкого ученого Османа Нури Топ паша, уже упомянутого в нашей статье, приводятся слова из уст пророка Мухаммеда о внешнем виде человека. Есть такие строки: «Его светлость Пророк… дал повеление носить достойные одежды. Не одобряющий пестроту и легкомысленность в одежде, Его светлость Пророк (саллаллаһу алейһu уә сәлләм) не одобрял и ношение длинных развевающихся волос и бороды. Говорят, однажды в мечеть вошел человек со спутанными бородой и волосами. Его светлость Пророк (саллаллаһу алейһu уә сәлләм) дал ему рукой знак подправить бороду и внешность. Когда тот выполнил указание, Аллаһ расулы саллаллаһу алейһu уә сәлләм сказал одобрительным тоном: «Кто бы ты ни был, разве не такой вид благородней развевающихся волос?» (Муатта, Шаар, 7; Бэйхаки, Шуэбул-Иман, V, 225).
В те времена бритвенных приборов для ухода за бородой и усами, конечно, недоставало. Тем не менее, и тогда такое требование ставилось. Сейчас, слава Богу, все есть. А потому не следует пугать всех своим неприглядным видом, а надо быть скромно и опрятно одетым, хорошо побритым, привести в порядок свое лицо и прическу, чтобы показаться на люди, и почитать это своим человеческим долгом и обязанностью.
Что скрывать, сейчас в обществе идет острая полемика о мусульманской традиции ношения одежды. И здесь никто не говорит ничего определенного, обе стороны просто отстаивают свою правоту. На самом деле, по нашим понятиям, прямых указаний о том, какой должна быть одежда мусульман, не было и нет.
О названной ситуации по этой теме в книгах есть только одно понятие. Это то, что женская одежда должна целомудренно прикрывать провоцирующие соблазн части тела. Других убедительных мнений нет. Ну а слово «хиджаб» казах за свою 13-вековую историю исповедания ислама слышит впервые. Это слово, видимо, означает принадлежность арабской национальной одежде. Возможно, оно связано не с этикой, а, скорее, с природно-климатическими условиями. Потому что там солнце жгучее, ветра знойные, все горит. Думали о том, чтобы тело не обгорело, пыль не проникала. В Афганистане, к примеру, девичьи лица открыты, а женщины носят длинные, с головы до пят, мешкообразные одеяния без рукавов, имеющие мелкие прорези на уровне глаз. Ну и пусть. Главное, что они сами находят это правильным. Среди шиитских народов женщины днем и ночью, зимой и летом ходят в черном. Сами они связывают это с гибелью Хусейна, сына Его святейшества Али (зятя пророка Мухаммеда). С тех пор их скорбь не утихает, в знак чего и носится траур.
Теперь и у нас некоторые женщины начали носить такую одежду. Но у нас благоприятные перемены, мир в душе, полнота покоя и радости, с какой бы беды-печали нам начать носить траурные одежды? Милые мои, вы не совершали бы дел, которые издали притягивают беды, не лишали бы свой народ покоя, жили бы по-другому.
С сотворения человека наши казахские девушки не носили на голове платков. Ну а женщины не скрывали лучезарных лиц. Но ни женщины, ни мужчины ни перед кем не оголяли тело. Есть ценные сведения о порядке ношения одежды. Об этом Геродот в своей книге писал вот что: «Замечено ироническое отношение грека к некоторым восточным обычаям. Стыд, который вызывало у варваров обнаженное тело, мог показаться греку, проводившему большую часть дня обнаженным на палестре, нелепым и смешным предрассудком». В той же книге написано: «Саки же (скифское племя)… они носили штаны». И в самом деле ношение штанов – это дар саков всему миру.
Кто что носит – это, конечно, личное дело каждого. Однако чьи-то попытки изменить традиции, обряды и обычаи другого народа, их внешность и во что бы то ни стало навязать их своим сородичам – это уму непостижимо. Увлекающаяся молодежь в любые времена легко поддавалась чужому влиянию. Может, привлекающая внимание одежда, вызывающее поведение – это демонстрация, желание похвалиться перед представителями другого народа, вот, дескать, наша вера лучше, чем ваша? Но насколько это хвастовство, отличие и дух разделения соответствуют праведности? Ведь к вере человек приходит не для других, а ради себя.
Мы народ, состоящий в основном из мусульман. С другой стороны, мы граждане цивилизованного государства. Уже сегодня мы считаемся в мире одним из красивых, одетых со вкусом и даже щегольством народов. Об этом свидетельствуют многие народы. В давние времена казахская степь кишмя кишела дервишами. Народ совершенно не принимал их учение, и они исчезли сами собой, ушли в небытие. Некоторое время назад девушек и женщин потянуло неизвестно куда, они вовлеклись в модный тогда нудизм и щеголяли голышом. Народ не одобрил их увлечение, назвал его извращением, и оно тоже почти отпало. Нам бы лучше не метаться то туда, то сюда, не раскачивать лодку, в которой сидим. Считаю, будет правильно сохранить свою стабильность, оказаться в рядах передовых стран и закрепиться там.
Наш народ – крепкий народ. Наш народ – народ, обладающий многими исключительными и своеобразными достоинствами. Народ, не преступающий чью-то межу, помеченную простой пестрой веревочкой. Народ, не лишающий овцы ее клочка сена. Народ, который не спрашивал вошедшего «кто ты?», а говорил «проходите» и предлагал сесть на почетном месте, стелил под него одеяло и расстилал перед ним дастархан. Он свято верил в то, что один из сорока гостей – Кыдыр, посланник Божий, дарующий изобилие, и отдавал гостю последнее, даже если сам голодал. Это сильный и благородный народ, крепкий верою и надеждой в незыблемость мироздания; мудрый и гениальный, что легко угадывается за каждым его делом. Сколько веков он терпел унижение и насилие, придирки и насмешки и тем не менее сохранил свое достоинство, несмотря на все издевательства. Он прошел все испытания и при этом не отстал от времени, имя Аллаха было на его устах, и он крепко держался своей веры. Потому Аллах и подал ему руку помощи и щедро благословил его. Слава Аллаху, мы все надеемся, что лучшая награда еще впереди, и нас ждет изобилие благ. Верим, что нас ждет прекрасное будущее. Лишь бы мы сами не испортили нашу жизнь. Для этого мы должны следить за каждым своим шагом, ступать осторожно.
Есть казахская поговорка: «Не утверждай, что нет врага, он под оврагом ждет тебя. Не говори, что волка нет, он рядом и надежно укрыт». Мы люди, которым довелось многое видеть в жизни, многое исследовать, изучить и осмыслить. Мы тоже были молодыми, тоже, как и вы, многим увлекались. Но то, о чем мы говорим сегодня, – это не игрушки, это может вызвать большой пожар. Кто бы ни был их организатором, эти недобрые действия могут лишить наш народ покоя, разлагать его изнутри, разрушить наше благополучие до основания. И мы с большой тревогой в душе почувствовали, что на нас надвигается что-то неладное и опасное. А болезнь всегда легче предупредить, чем ее лечить. Видя все это, мы, убеленные сединой люди старшего поколения, не смогли сидеть безучастно и молча взирать на все происходящее. И поэтому, уповая на Аллаха, я взялся за перо и решил поделиться с вами своими сокровенными мыслями, идущими от чистого сердца.
Милые мои, давайте вместе хорошенько подумаем. Разграничим хорошее и плохое. Уточним, где правда, а где извращение действительности. И только потом, четко определив, за кем правота, все вместе обратим лицо и присоединимся к ним.
Аллах сказал: «Сотворив этот мир, я сделал вас его владельцами. Пользуйтесь всем этим по правде и будьте счастливы в жизни». Вот если вы правильно поймете эти вещи, не ошибетесь. Каждый должен трудиться для своей страны, для своей земли, для своего народа. Нельзя поддаваться обману, терять свой рассудок, проливать кровь другого народа, ибо совершивший грех будет наказан. Так счастья не ищут. Счастье можно обрести только через добрые дела.
Именно таким Аллах открывает врата рая. Заблудшие, отпавшие, нанесшие вред народу люди обречены на великие муки. У заблудших хорошее начало, но плохой конец, поэтому обратитесь от таких ложных путей. Чем дальше вы будете от темных дел, тем здоровей будете. И без того несколько юнцов погибли напрасно. Мы — немногочисленный народ, и каждая смерть для нас – большая потеря. Для нас ваша жизнь дороже золота.
Не дай нам Бог повторения еще раз такого кровопролития на нашей земле. Мир нам всего дороже на свете. И пусть Аллах в этом нам поможет.
Чтобы не исчезнуть с лица земли, надо, чтобы твой народ был сильным; чтобы ты не стал рабом, нужно, чтобы твоя родина была сильной. Чтобы стать сильным государством, нужно сохранить несокрушимое единство народа. Потому, братья мои, давайте все мы вместе помолимся: «О, Аллах Всевышний, дай нам во всякое время единство и сплоченность! О, Аллах Всемогущий, дай нам вечный мир и покой! О, Аллах Всеобъемлющий, помоги нам ходить прямыми путями, светлой дорогой твоей! Аминь».
Омирбек БАЙГЕЛДИ,
«Казахстанская правда»