Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Кто они?

В отрогах Мугалжар и на равнинных предгорьях Улытау более двух веков назад среди казахов появились обособленные степняки,

не отождествлявшие себя ни с каким казахским родом и называвшие себя кыргызами.

Очнувшись в годы независимости от исторического беспамятства, представители казахских родов публикуют статьи о своей родословной, книги о своих предках. Зачастую эти публикации являются передачей устных легенд и порой одиозны по своему содержанию. Но здесь важно само стремление: люди хотят знать как можно больше о своем прошлом, своих предках, их истории. А образованному человеку нетрудно будет отличить зерна от плевел, то есть мифологию от действительных событий.

В официальной отечественной историографии, а тем более в шежире родов нет объяснений тому, каким образом в среде казахских родов появились кыргызы, и почему они не входят в какое-либо родовое объединение. Не сомневаясь в своем кровном родстве с титульной нацией Кыргызстана, кыргызы казахские по-разному пытаются объяснить обстоятельства миграции своих предков…

 

Ничто не возникает из ничего…

По китайским данным, возникшая в 554 году из небольшого княжества тюркская империя завоевала государство Цигу. Это название является одним из вариантов иероглифической транскрипции самоназвания «кыргыз». Китайские источники говорят о кыргызах как о «племени, которое смешалось с динлинами». Этим они объясняют их необычный облик: «Все они высокого роста, рыжеволосые, со светлым лицом и зелеными глазами».

По авторитетному мнению Шокана Уалиханова, «дикокаменные киргизы тождественны с енисейскими хакасами или киргизами, по китайскому произношению «ки-ли-кицзы», потому что китайский летописец, современник монголов, говорит, что это слово на языке туземцев означает «сорок девиц», то есть кырк-кыз. Этой этимологией пользуются и нынешние киргизы для объяснения своего имени».

Первые упоминания о енисейских кыргызах встречаются в источниках на рубеже III-II веков до нашей эры. Во второй половине VI века у кыргызов сложилась государственность — возник Кыргызский каганат, просуществовавший до 1209 года, то есть до завоевания его Чингисханом. Это были 600 лет триумфов и падений, периодов благоденствия и тяжкой борьбы за существование.

В надписи на стелах Тонъюкука, правителя Восточно-тюркского каганата, где он перечисляет своих врагов, есть такая надпись: «но больше всего нашим врагом был кыргызский сильный каганат». Северная граница Кыргызского каганата проходила несколько севернее Красноярска. Восточных было две: основная — по подножию Восточных Саян, вторая — по водоразделу Оки (приток Ангары) и Ангары. Власть его распространялась на Монголию и Восточный Туркестан.

Впрочем, кыргызы енисейские стали именоваться тяньшаньскими уже в XVI веке, после распада империи Моголов, в которую они входили как особое войско.

 

История предков

Хотя известные российские ученые и говорят об отсутствии генетической связи енисейских и нынешних кыргызов, но совершенно ясно, что даже при наличии в составе кыргызского народа большой примеси тюркоязычных племен моголов Чагатайского улуса, основной массив кыргызов сохранился и ассимилировал их. В этом были убеждены

Ш. Уалиханов, А. Маргулан и А. Хасанов.

А. Левшин и В. Радлов утверждали, что «енисейские и тяньшаньские кыргызы имеют одно происхождение».

Народ, который мусульманские историки называли «дикими львами Моголистана», характеризуя их как воинственный и сильный народ, стойко сопротивлявшийся попыткам его закабалить, не мог исчезнуть бесследно.

В исторически объемлемый период времени история казахов и кыргызов неразрывно связана. Даже по антропологическим данным, кыргызы немного отличаются от южных алтайцев и занимают промежуточное положение между алтайцами и казахами.

Все это время кыргызы и казахи были ближайшими соседями. Как известно, кыргызы не имели своих ханов, каждый род избирал своего бия-манапа, который решал общие вопросы по традициям степной демократии. При казахских ханах Тахире и Хак-Назаре кыргызы находились в составе Казахского ханства, не раз совместно выступали против общих врагов.

 

Связаны кровными узами

В период владычества жунгарских завоевателей казахские роды подверглись безжалостному истреблению захватчиками. В целях порабощения народов жунгары умело использовали имперский принцип «разделяй и властвуй».

Противопоставление одного рода (народа) другому давало возможность жунгарам обезопасить себя от совместного выступления против них этих народов. Жунгары, объявив свои отношения с кыргызами как союзнические, делая послабления, которых лишались казахи, вбили клин между соседями.

Казахские роды перед лицом угрозы полного уничтожения сумели преодолеть внутренние противоречия и, объединив силы трех жузов, во второй половине ХVIII века освободили свои исконные земли.

Преследуя жунгар, казахи вступили на земли кыргызов. Из-за возникших территориальных споров казахи были вынуждены вести боевые действия против ряда кыргызских родов, которые встали на путь открытого противостояния им и неоднократно уничтожали казахские передовые, а впоследствии и тыловые отряды.

Непрекращающиеся враждебные действия кыргызских биев-манапов вынудили казахских военачальников особо непокорные роды кыргызов выселить на казахскую территорию и затем расселить их в ареалах обитания родов Младшего и Среднего жузов как «аманат» — залог мирного сосуществования. Потомки именно этих родов кыргызов и поныне проживают среди родов Аргын и Алим.

Эти события прекрасно изложены в народных эпосах периода борьбы с жунгарами и в романе «Дарабоз» выдающегося казахского писателя Кабдеша Жумадилова.

Последующие исторические события, а именно вхождение части казахских жузов в подданство Российской империи, которая уничтожила ханскую власть, внедрила в степи свою административную систему, привели к слому степных традиций. Переселенные кыргызы, таким образом, оказались в водовороте бурных событий и не сумели по степным канонам и традициям вписаться в родословные казахов в качестве отдельного рода, либо составной части родового объединения казахов. В значительной мере на это повлияла, на мой взгляд, и крайняя жестокость, проявленная ханом Кенесары и кыргызскими манапами по отношению к пленным воинам при сражениях, произошедших между казахскими и кыргызскими войсками у Кордайского перевала. Не желая усугублять социальную напряженность в среде народа, предки кыргызов поступили мудро, оставив решение этого вопроса на лучшие времена.

Традиции принятия в состав народа существовали у всех тюрков, и у казахов в частности. Примером этому может служить вхождение родового объединения Алшын, как Младшего жуза, в состав Казахского ханства, создание казахского рода Жетиру из потомков сарматов и булгар при Тауекел хане, принятие части ногайского племени Мангыт в состав рода шекти при Хак-Назар хане. Подобных примеров в истории казахов предостаточно.

Очевидно, что принятие в состав народа — «ел» происходило на всеобщих курултаях, с вынесением вердикта хана либо биев, объявляемого всенародно. Этому, несомненно, предшествовали религиозные обряды тенгрианства (проведение торжественного заклания белых кобылиц, прохождение через огонь, проползание между ног названной матери и т.д.).

Подобным и объясняется наличие в шежире казахских родов термина — кірме. То есть предка конкретного рода, принятого в состав народа по проведению вышеуказанных ритуалов, считают усыновленным чужаком, либо вскормленным приемной матерью сиротой, либо прикочевавшим родственником по женской линии, наделяя при этом человека или целый род новым именем, и конкретизируют его местоположение в родословной казахов.

В древних легендах и дастанах красочно описываются обряды принятия в состав рода новых «родственников», выделение им земель для кочевки, скота и другого имущества, народные гуляния по этому поводу.

Отрадно, что частью нынешнего поколения кыргыз-казахов используется применительно к себе самоназвание — «қырғызәлі». Я лично считаю это обоснованным шагом, дающим кыргызам возможность самоидентификации в казахской среде, избегая разъяснений собеседнику всех исторических нюансов.

Более того, было бы правильным указание кыргызов в казахских родословных в качестве подродов родовых объединений, с которыми они совместно проживали до нынешних времен. За века совместного проживания между ними возникли кровные узы, то есть фактически обретены родственные отношения и вхождение их в состав казахского народа состоялось по всем канонам Великих кочевников.

Во взаимоотношениях братских народов Казахстана и Кыргызстана было много и светлых, и черных страниц. Были совместные победы и достижения, были непонимание и открытая вражда, но степная мудрость предков помогала достойно преодолевать их. У наших народов общее прошлое и общее будущее!

Сознательно не перечисляю родословную кыргызов, так как это тема отдельного исследования заинтересованных потомков, а торопливые списки могут вызвать непонимание.

Нураден КЕТЕ,

краевед,

г. Актау

Колонка "Взгляд"