Права и свободы человека, являясь высшими ценностями государства и общества, определяют содержание и применение всей национальной нормативно-правовой базы. Непосредственное их использование гражданами в повседневной жизни и прямое применение в практике судов и правоохранительных органов государства и общественных организаций является не только важным, но и решающим условием построения правового демократического государства.
В деятельности судебных органов выделяются два аспекта правоохранительной функции: обеспечение господства права и закона в целом и защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В статье 17 Основного Закона страны установлено: достоинство человека неприкосновенно. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию.
Время, прошедшее после получения Казахстаном независимости, — это годы поисков развития и становления независимости судебной власти. Так, за 20 лет независимости в результате поэтапно проведенной судебно-правовой реформы кардинально изменилась судебная система республики.
12 февраля 1994 года постановлением Президента была утверждена «Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан». Она наметила основные направления реформирования судебной системы, а принятая на общенациональном референдуме Конституция утвердила единую судебную систему, в которую вошли Верховный суд и местные суды. С целью обеспечения независимости был утвержден новый порядок избрания и назначения судей.
Изменения, которые были внесены в Конституцию в 1998 и 2007 годах, увеличили потенциал Основного Закона.
Важным блоком нововведений в Конституцию стали поправки, благодаря которым нашли свое принципиальное решение вопросы, связанные с усовершенствованием судебной системы, усилением гарантий защиты конституционных прав и свобод человека. Был сделан еще один исторически важный шаг, направленный на создание судебной системы, способной обеспечить эффективную защиту конституционных прав и свобод граждан, более полно отвечающей общепризнанным международным стандартам.
В течение последних 10 лет в республике были образованы специализированные межрайонные экономические и административные суды. С января 2010 года работают специализированные межрайонные суды по уголовным делам, где рассматриваются особо тяжкие дела с участием присяжных заседателей.
В целях реализации задач дальнейшего расширения специализации судов, определенных Главой государства на V съезде судей и Стратегическим планом развития Верховного суда (судебной системы) Республики Казахстан на 2010-2014 годы, на сегодняшний день созданы ювенальные суды в городах республиканского значения и запланировано открытие указанных судов в регионах.
Таким образом, судебно-правовая реформа главным образом была направлена на формирование и становление самостоятельной судебной власти, развитие организационных основ судебной системы, совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения, усиление гарантий независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства.
Основной задачей сегодняшнего дня является закрепление судебной реформы и продвижение ее дальше. В этих целях необходимо обучить новое поколение юристов-профессионалов, воспитанных на принципах международного права, которое могло бы осуществлять поэтапное реформирование законодательной базы государства и, тем самым, наиболее полным образом использовать тот потенциал, который изначально был заложен в Конституции, — Основном Законе нашей Родины.
Ерлан АЙТЖАНОВ,
председатель
Актюбинского
областного суда