Уникальные мини-трактора мастерит для фермеров Нариман Мункебаев.
Испытательный вариант мастер из Мартукского района собирал полгода из подручных материалов, а следующий, уже усовершенствованный, – месяц.
– Использовал запчасти от старых МТЗ и легковых машин ВАЗ, недостающие детали покупал. Первый трактор обошелся примерно в 600 тысяч тенге. Для сравнения: сборка подобной техники из новых запчастей выходит примерно миллион тенге, на рынке готовый мини-трактор можно купить миллиона за три. Но при этом для него сложно приобрести комплектующие, к тому же грузоподъемность всего двести килограммов. Наша машина в полтора раза мощнее и по казахстанским ценам доступнее, – отмечает 34-летний изобретатель.
Идею сборки сельчанин увидел в интернете, просчитал, что сделать самому намного дешевле, чем приобрести новый. Сразу, не раздумывая, взялся за дело. Ему помогали отец Тасыбек Мункебаев и брат Мурат Кожагулов, отлично владеющий сварочным аппаратом.
Мини-трактор – хороший помощник в хозяйстве семейства. Малогабаритный, выдерживает большие нагрузки, демонстрирует простоту, надежность и экономичность. Развивает скорость до 15 километров в час. Мощность двигателя – 20 лошадиных сил. Такой агрегат выручает и в сельскохозяйственном производстве, и на приусадебном участке – заменяет несколько человек.
Необычной машиной заинтересовались местные жители, стали просить трактор не только в аренду, но и на продажу.
– Первый трактор я опробовал в поле, во время строительства. Длительное время проводил испытания, дорабатывал какие-то моменты, исключил все минусы и теперь покупателю даю гарантию на полгода, – говорит автор детища.
У мастера отлажено взаимодействие с поставщиками. Детали в основном отечественного производства. К примеру, двигатель заказывается в Алматы, покрышки на колеса привозятся из Российской Федерации, города Уфы.
Длина трактора – 2,4 метра, рама усиленная. Руль легкий, гидравлический. Тормоза ножной и ручной, сцепление полноценное. Фары, генератор – все, как положено. В отличие от китайского собрата, у которого крутятся только два задних колеса, у мартукского мини-трактора вращаются все четыре. Ширина колеи – 1, 15 метра. Вызывает интерес навесное оборудование – ковш, вилы (можно использовать как кар), бетономешалка, сзади прицепные агрегаты – дорожная щетка и почвообрабатывающие плуг, разрыхлитель.
– Заводится трактор через стартер, работает на бензине. Расход топлива – 0,8 литра в час. В холодное время года, на морозе -25 градусов, действует без задымленности, чего не скажешь о механизмах на солярке, – обращает наше внимание мастер.
Совершенствует свои навыки Нариман Мункебаев беспрестанно, у них с отцом своя мастерская в селе. Одним из последних новшеств является станок для изготовления ажурных узоров на железные ворота.
– Склонность к изобретательности у нас семейная, – улыбается токарь с 8-летним стажем. – Отец служил на ядерном полигоне, в Семипалатинске. По профессии тоже токарь. Консультирует, помогает мне в расчетах. В свое время папа сконструировал аэросани. Вот и я пошел по его стопам. Пользуясь случаем, хочу выразить слова благодарности региональной палате предпринимателей «Атамекен» за поддержку интересных идей в нашей области. Они очень поддержали меня. В 2018 году предоставили кредит на открытие токарного цеха. На полученные деньги мне удалось купить фрезерный и сверлильный станки. А в прошлом году по программе «Дорожная карта бизнеса-2025» я вы-
играл грант на пять миллионов тенге и вложил деньги в сборку собственных моделей сельхозтехники, – подчеркивает индивидуальный предприниматель.
Легкий, маневренный, практичный мини-трактор облюбовали фермеры. Так, сарыжарец уже смастерил стальной продукт для главы крестьянского хозяйства из Хромтауского района. Завершает сборку следующего экземпляра для товаропроизводителя из Кобды. Еще есть заказы из Каратогая, Шалкара. Выпуск сельхозмашин будет продолжен в начале следующего года, когда Нариман Мункебаев оформит патент на свое изобретение, получит сертификат специального соответствия и другие документы. Его мини-трактора должны иметь техпаспорт, госномер и на законном основании перемещаться по дорогам страны. Тогда востребованный товар будут ставить на поток. А пока мужчина подбирает детали. По его словам, есть несколько вариантов сборки железных коней.
– Сегодня мое предприятие оказывает токарные услуги и собирает трактора. Но я намерен расширять бизнес. В разработке у нас – серьезная идея. Ладно, поделюсь. Село наше перспективное, быстро растущее, в нем проживает более шести тысяч человек, а значит, нужны дороги. Хочу построить асфальтный мини-завод, – поделился планами мастер на все руки.
Елена ОНИСЬКОВА,
Мартукский район
Фото автора