Могильники в Мугалжарском и Уилском районах,
датируемые третьим тысячелетием до нашей эры, одинаковы
не только по времени, но идентичны еще по многим параметрам.
Ямная
культура
Раскопки на территории могильника Кумсай, называемого в народе «Қырық оба» и расположенного в 18 километрах южнее Уила, актюбинскими археологами ведутся несколько лет. (К исследованию они привлекли ученого из Оренбургского академического института степи, кандидата исторических наук Сергея Богданова. Признанный специалист Евразийской зоны степи является главным научным консультантом). Нынешним летом археологи приступили к работам и на могильнике Токатобе Мугалжарского района, который предварительно рассматривался как памятник ранних кочевников, то есть сако-скифского времени. Но в ходе исследования выяснилось, что оба могильника принадлежат к так называемой ямной культуре.
— Если взглянуть на природно-географическую характеристику, то могильник Токатобе, грубо говоря, является близнецом Кумсая, — говорит ученый секретарь областного историко-краеведческого музея Арман Бисембаев. – Прежде чем приступить к раскопкам, мы внимательно изучили окрестности и поняли, что местность на Токатобе абсолютно идентична Кумсаю. Они одинаковы по многим параметрам: климату, растительности, поясу природных зон и многим другим. Такое ощущение, что ты стоишь на Кумсае. Точно также вдалеке видны пески, только напротив Эмбы они называются Кумжарган, а в Уиле – Баркын. Оба расположены на возвышенном месте, и если возле Кумсая протекает Уил, то здесь – Жем.
Найденные во время раскопок вещи и захоронения относятся к концу третьего тысячелетия до нашей эры. То есть их возраст 4 тысячи лет. По мнению актюбинских археологов, люди того времени были первыми пастухами в нашей степи.
— Здесь мы видим более цивилизованное и культурное население, которое пасло одомашненных животных. Они начали воздвигать земляные курганы усопшим. Люди предыдущей эпохи, конечно, тоже погребали умерших, но они их прятали, закапывая в какие-то балки, обрывы рек, — говорит ученый.
По рассказам ученого, представителям ямной культуры свойственна совершенно иная идеология. Они стали насыпать земляные холмы, возводить глиняные сооружения и тем самым хотели показать, что степь, где покоятся их предки, принадлежит им.
— Особенность психологии маркировки своей территории подобным образом стала развиваться и далее. Мы видим это у казахов, когда в споре за пастбищные земли доказательством служили именно могилы предков, — продолжает археолог.
Анализируя первые находки, ученый озвучивает совершенно новый взгляд на прошлое. К примеру, советская наука считала, что нет смысла искать первых пастухов степи конца третьего тысячелетия до нашей эры южнее реки Урал, так как в основе своей они кочевали вдоль Урала.
— А теперь выясняется, что на границе зоны полупустыни, где степь кончается, был свой очень крупный массовый очаг. Казахстанский. С точки зрения науки можно смело говорить о выделении отдельного варианта культуры, — уверен Арман Бисембаев. – Большая редкость, но в эпоху бронзы миграционный поток шел с запада на восток, а после миграция шла в обратную сторону, из глубин Центральной Азии на европейскую часть.
По мнению археолога, исходная территория ямников – междуречье Дона и Волги. Определенная группа людей, пришедшая достаточно издалека, из районов Причерноморских степей и предгорной зоны Северного Кавказа, в поисках свободной территории длительное время продвигалась в Азию, где и освоила благоприятное пространство. Полупустынная зона с родниками и магистральной рекой была идеальным местом для пастушеского скотоводства.
— Оно отличается от классического кочевого скотоводства, которое присуще казахам, — поясняет ученый. – Крупнорогатый скот не приспособлен к длительным перекочевкам, поэтому его у наших предков было немного. У пастухов, видимо, климатические условия были благоприятные, и в стаде превалировал сначала крупнорогатый скот. Поэтому мы говорим, что они были пастухами, а не кочевниками.
Кандидат исторических наук утверждает, что в первую очередь ямники разводили коров, а потом уже лошадей. И в их среде закладывалась основа индо-иранской философии.
— Уникальнейший для археологии могильник Токатобе является для нас отправным моментом, и теперь будем думать, как с этим памятником работать, — говорит ученый. – На него мы обратили внимание три года назад, и в этом году пока проводили разведочные раскопки. Теперь хотим выставить изучение памятника на международный грант и с помощью грантовых средств наладить связь с крупными научными центрами для дальнейшего скрупулезного исследования.
Грабят осознанно
— К сожаленью, на Токатобе обнаружили результаты наглейших грабительских раскопок, — негодуют археологи. – Приехав в этом году на курган, ужаснулись – здесь копали бульдозером и экскаватором. Не думаем, что это делали частные лица, подобная спецтехника есть у предприятий, работающих в нескольких километрах от могильника. Копали в прошлом или максимум в конце позапрошлого года, так как отвалы земли после грабительского разрушения травой еще не заросли. Надеемся, что соответствующие органы примут меры.
Ученые сходятся во мнении, что установленная возле памятника черная гранитная табличка, свидетельствующая о том, что он охраняется государством, не защищает, а наоборот, является флажком-указателем для грабителя.
— Чем тратить бюджетные средства на дорогой черный гранит, могли бы обойтись металлическим указателем, — считает Арман Бисембаев. – Тем более таких памятников на территории области тысячи. Памятники будут охранять не указатели, а действующее законодательство. Для этого необходимо привлечь правонарушителей, будь то хозяйствующая организация или частное лицо, к ответственности. Наложить административный штраф и этот факт осветить в СМИ.
Кстати, были факты разрушения и в могильнике Кумсай. В этой местности имеется выход качественной глины, которая используется для строительства и влечет жителей.
— Люди брали глину последние несколько десятков лет. Там просто необходимо провести разъяснительную работу. Остановить их и объяснить им, что это памятник истории, которым надо гордиться. Такого памятника больше нет нигде во всем Западном Казахстане, — заверяет археолог.
Первый пастух степи
Мужской антропологический портрет вождя из могильника Кумсай на территории Уилского района восстановлен знаменитым антропологом-реставратором Алексеем Нечвалодой из Уфы.
– Таким редким памятником для Западного Казахстана можно гордиться. Сам череп выразительный, скульптор-реставратор тоже вложил много сил. Антрополог был настолько рад такому экземпляру, что специально не стал делать волосяной покров, чтобы не испортить. В результате скульптурное восстановление получилось что надо, — рассказывает Арман Бисембаев.
Специалист увез в Россию череп женщины из могильника Кумсай, и после его восстановления актюбинцы увидят уже «семейную пару» конца 3 тысячелетия до нашей эры. Напомним, заведующий отделом антропологии Института истории, языка и литературы РАН города Уфы Алексей Нечвалода зимой привез в Актобе восстановленные облики мужчины и женщины, которые жили на территории нашей области 2 000 лет тому назад. Как поведал ученый секретарь музея, со временем в экспозиции появится 5-6 пар портретов наших предков из разных эпох.
Мировое
признание
Результаты работ теперь уже бывшего Актюбинского областного центра истории, археологии и этнографии были опубликованы в международном двухтомном каталоге «Древности Казахстана», изданном в городе Бохум в Германии.
— В музее металлургии этого города, где в течение нескольких месяцев работала казахстанская выставка, были выставлены и наши экспонаты, — говорит Арман Бисембаев. – Один экземпляр этого фолианта недавно получили на руки и мы, как авторы. В книге иллюстрирована часть работ международной экспедиции из Грузии, России, Германии и Казахстана, которая сейчас продолжает исследования недалеко от Жиренкопы.
Помимо этого, труды актюбинских археологов отражены в российском академическом издании «Большой атлас Казахстана».
Абат КАРАТАЕВ