Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Квест для фермера, или Фермеры за другой механизм

Фермеры раскритиковали механизм получения акта дезинфекции транспорта для перевозки сельхозживотных.

Крестьянские хозяйства просят дать им возможность самостоятельно осуществлять обработку транспортных средств. Фермеры готовы взять на себя ответственность. По их словам, это сэкономит логистические издержки и скажется на оперативности получения ветеринарной справки.

Представитель КХ «Сәтжол» Ляззат Нургалиева основательно подготовилась к круглому столу в рамках Комитета АПК РПП. Потому как не раз сделки коневодческого хозяйства были под срывом. Своевременно получить ветсправку и при этом провести дезобработку транспорта становится для них неким квестом. И это при том, что услуга оказывается райветстанцией на платной основе. Стоимость 1 кв. м обработки автотранспорта установлена в размере 100 тенге.

— Для обработки бортовой «Газели» (8 кв. м) необходимо оплатить 800 тенге. Мы находимся в Мугалжарском районе. Нашим племенным коневодческим хозяйством ежемесячно реализуется порядка 6 голов племенных лошадей, соответственно, в течение месяца мы должны нести расходы в сумме 4 800 тенге. У нас была ситуация, когда оплату произвели, однако услугу фактически не получили, — констатирует она. — Ветврач не смог приехать в хозяйство из-за паводка. И такая ситуация может сложиться у других. Тем более если ветврачу только в наше хозяйство нужно шесть раз выезжать, то для охвата всего курируемого сельского округа, а это 15 хозяйств, он должен выезжать в среднем в месяц 90 раз. Это нереально, так как у ветстанции есть и другие функциональные обязанности.

Но фермеры озадачены не только тем, кто и как составлял тарифную сетку. Их волнует и существующая категория ветеринарно-санитарной оценки транспортных средств при перевозке скота.

В рамках Закона РК «О ветеринарии» установлены 3 категории. По 2-й и 3-й при транспортировке больных животных либо выявленных во время перевозки машины, помимо механической очистки и промывки, должны подвергаться специальной дезинфекции. Тогда как по 1-й категории при перевозке здоровых животных транспорт достаточно подвергнуть механической очистке и промывке горячей водой (60 градусов).

Солидарен с К/Х «Сәтжол» и глава КХ «Тәй-Тәй», член Ассоциации «Фермерский центр Актобе» Максат Балгазин. Он за то, чтобы работы по 1-й категории выполняли сами хозяйства на местах.

— Естественно, что реализуется только здоровый скот. Для дезинфекции необходимо доставить автотранспорт до места дислокации ветстанции, затем нужно возвратиться в хозяйство для погрузки скота и после ехать в райцентр для получения ветсправки. Все это занимает много времени. При том, что у ветстанций, как и у КХ, отсутствуют соответствующие помещения для дезинфекции. Для чего направлять машины на станцию, если эту работу мы сами можем провести? – задала резонный вопрос Максат Балгазин.

Фермеры готовы взять на себя ответственность за выполнение работ, предоставить фото- и видеоматериал для получения ветсправки.

Директор Мугалжарской райветстанции проинформировал о том, что норма, обязывающая проводить дезинфекционные меры при перевозке животных, действует с 2015 года. Однако с этого года портал ИАС не позволяет выдавать ветсправки на перемещение скота без прикрепления акта о дезинфекции.

В связи с тем, что бюджетные средства на проведение дезмер автотранспорта не выделяются, ветстанциям для покрытия расходов на средства устанавливаются тарифы, исходя из сложившейся себестоимости.

И согласно статьям 21 и 35 Закона «О ветеринарии», дезинфекция осуществляется за счет средств объектов ветконтроля, то есть за счет средств КХ. При этом последние вправе выбрать иные организации, оказывающие услуги по дезинфекции, зарегистрированные в соответствующем госреестре.

— Фермеры могут подать заявку через портал Е-лицензирование, пройти регистрацию и самостоятельно осуществлять дезинфекцию как в своем хозяйстве, так и в других. При этом будет соблюдена законность предоставления акта о дезинфекции, — предложил руководитель отдела территориальной инспекции ветеринарного контроля и надзора Алибек Богетбай.

— В рамках рассматриваемого вопроса наблюдается коллизия, когда требования, установленные законом, невозможно соблюдать, а госорганы должны требовать их соблюдение. И по сути являются заложниками несовершенства законодательных актов. Необходимо легализовать предложенный фермерами механизм осуществления дезмер путем направления соответствующих предложений в Комитет ветеринарного контроля и надзора МСХ РК, — прокомментировал первый заместитель руководителя Антикоррупционной службы Алмат Мырзалиев.

В итоге хозяйствам рекомендовали предоставить предложения в «Атамекен» по решению сложившейся ситуации. В свою очередь, палата предпринимателей направит предложения в Комитет ветеринарного контроля и надзора МСХ РК по внесению изменений в Правила проведения дезинфекции транспортных средств при перемещении сельхозживотных, предусмотрев возможность КХ самостоятельно осуществлять обработку транспорта. Естественно, при предоставлении в уполномоченный орган соответствующего акта выполненных работ либо акта о проведении дезинфекции для последующего получения ветсправок.

Альмира БИСЕКЕНОВА

 

Колонка "Взгляд"