В рамках программной статьи Президента РК «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» в Актобе на средства общественности возводится комплекс «Аналарға тағзым». Этот центр, аналогов которому нет в нашей стране, призван возвысить роль женщины в обществе, воздать почести знаменитым казашкам, в том числе уроженкам Актюбинского края. Одна из тех, кем по праву гордится Актюбинщина, — оперная певица Роза Жаманова. 16 апреля ей исполнилось бы 90 лет.
Будущая знаменитая артистка Роза Жаманова родилась 16 апреля 1928 года в Актюбинске. Рано осиротев, она воспитывалась в детском доме. С юных лет проявляла тягу к музыке, в свободное время играла на музыкальных инструментах. Воспитатели, школьные учителя, видя незаурядные музыкальные способности Розы, способствовали ее поступлению в музыкальное училище города Уральска. С отличием окончив училище, Роза поступает на вокальный факультет государственной консерватории имени Курмангазы. Диплом она получила в 1954 году, но уже с 1953 года она была солисткой Казахского театра оперы и балета имени Абая.
Театральное руководство, оценив большие возможности голосового диапазона девушки, поручило ей исполнение партии Акжунис в опере Е. Брусиловского «Ер Таргын». Всеобщую известность артистке принесло исполнение главной партии в опере «Биржан — Сара» М. Тулебаева. С тех пор Роза Жаманова начала исполнять на сцене театра главные роли. Оперный репертуар Розы Жамановой включал в себя более 45 партий. Это оперы М. Тулебаева, Е. Брусиловского, Т. Хренникова, М. Глинки, А. Жубанова и Л. Хамиди, Ш. Гуно, В. Шебалина, К. Кужамьярова, Н. Тлендиева, Ж. Оффенбаха, Ю. Мейтуса, Г. Жубановой, О. Гейльфуса, Ф. Пуленка. Ею великолепно исполнены роли в операх «Дон Карлос» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини, «Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Евгений Онегин» П. Чайковского.
Роза Умбетовна вспоминала: «При подготовке каждой партии я много работаю, читаю, веду поиски. Чем бы я ни занималась, где бы ни была — и дома, и в гостях, и посреди ночи — все мои мысли были о предстоящей партии».
Велика заслуга Р. Жамановой в развитии национального оперного искусства. Ей была свойственна высокая музыкальная культура, трудолюбие, требовательность к себе. У нее было великолепное мелодичное сопрано.
Она мастерски передавала сценические образы в мировых, национальных операх. В казахских постановках роли главных героинь в ее исполнении выглядели убедительно, с национальным колоритом, характерностью, чувствительностью, сочетанием противоположных и противоречивых чувств. Она исполняла ведущие партии более 20 опер казахстанских композиторов — «Абай», «Биржан — Сара», «Кыз Жибек», «Ер Таргын», «Айсулу», «Камар сулу», «Алпамыс», «Двадцать восемь» и «Енлик — Кебек».
При исполнении роли Сары в опере М. Тулебаева «Биржан — Сара» зрителей притягивала привлекательность певицы, ее лиричный образ, красивые оттенки тембра голоса, разносторонние актерские приемы. Высокая музыкальная культура певицы, ее глубокие познания музыки широко раскрылись в опере английского композитора Генри Перселла «Дидона и Эней». Талант Розы Жамановой засиял в опере «Жанна д’Арк» Артура Онегера.
Известный поэт-драматург Бакир Тажибаев в статье «Счастье певицы» писал: «Одной из первых ролей, сделавшей ее узнаваемой на оперной сцене, стала роль Назугум в уйгурской опере «Назугум», написанной композитором Куддусом Кужамьяровым. Ее красивый тембр, ладный голос стали украшением театра. На сцене она держала себя профессионально, без лишних движений».
Если в опере «Кыз Жибек» в Розе Жамановой узнаваем образ сдержанной, скромной, милой красавицы с красивыми чувствами и благородными мечтами, то в опере «Ер Таргын» она правдиво изображает образ красавицы Акжунис, решительно выступающей против подлости, гнусности и всех нечестивых поступков. В опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» артистка исполняла роль Татьяны, показав высокое мастерство и природный талант.
Роза Умбетовна исполняла главные женские партии в оперных постановках театра: Аиды («Аида»), Виолетты («Бал-маскарад»), Елизаветы («Дон Карлос»), Флории («Тоска»), мадам Баттерфляй («Чио-Чио-Сан»), Маргариты («Фауст»), Иоланты («Иоланта»). Среди них партия мадам Баттерфляй в опере «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини стоит обособленно, так как здесь она раскрылась в полной мере как певица. Эту роль Р. Жаманова исполняла на российской сцене по приглашению московского Большого театра. В воспроизведении образа отчетливо проявились разносторонность ее артистического таланта и вокальная культура.
В декабре 1958 года Р. Жаманова принимала участие во второй декаде казахской литературы и искусства в Москве. На сцене Большого театра она исполнила роль Сары в опере М. Тулебаева «Биржан — Сара». Певческое дарование Розы москвичи признали как восхитительное явление. В 1959 году Розе Жамановой было присвоено звание народной артистки СССР.
Успешно проходили и зарубежные гастроли Розы Жамановой. Пропагандируя казахское музыкальное искусство, она исполняла партии классических опер в Англии, Канаде, Индии, Италии, Венгрии, Польше, Болгарии, Сирии, Финляндии, Швейцарии и других странах. Ее творчество не ограничивалось лишь оперными постановками, у нее был богатый концертный репертуар. В 1964 году певица впервые в зале московского Кремля провела свой концерт, причем с огромным успехом.
Роза Жаманова — яркое продолжение творчества великих певиц Куляш Байсеитовой и Шабал Бейсековой. Она сорок лет служила оперному театру, достигнув вершин исполнительского мастерства. Статьи и очерки, посвященные Р.У. Жамановой часто выходили на страницах периодической печати СССР, в таких как «Известия», «Вечерняя Москва», «Советская культура», «Правда», «Труд», «Советская Латвия», «Советская Киргизия», «Советская женщина», «Омская правда», «Южный Урал», «Знамя коммунизма», «Черноморская коммуна», «Советский Сахалин» и др. Н. Гринкевич в своей статье о Р. Жамановой так охарактеризовал ее талант и мастерство: «Да, щедро наградила природа Розу Жаманову. И так же щедро и безотказно в полной мере раскрывает она свое редкое дарование, свое сердце. Вдохновенно несет людям радость. Награда за это — глубокое уважение, благодарность и любовь современников».
О своем творческом пути певица писала в поздравительном письме актюбинцам в честь празднования 100-летия А. Жубанова: «Я была студенткой Ахмета ага в консерватории. Когда он читал лекции, в аудитории стояла абсолютная тишина. В 1958 году он взял нас собой на Дни казахской культуры в Москве. Я исполняла партию Ажар в опере «Абай», написанную Ахметом Жубановым и Латифом Хамиди. Благодаря роли Ажар мне присвоили звание народной артистки . Не только я, но и многие певцы, музыканты, достигшие высоких званий, славы и почета, в первую очередь в долгу перед Ахметом ага. Мы встали на проторенную Ахметом Жубановым дорогу в искусстве, благодаря этой дороге раскрылись наши таланты».
Народная артистка СССР Б. Тулегенова сказала: «Подруга Роза нашла свое счастье в искусстве. Роза Умбетовна — единственная казахская певица, которая всю свою жизнь посвятила опере».
Еще одна грань таланта нашей землячки — ее преподавательская деятельность. С 1987 года, став профессором Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, она читала лекции по вокалу. Совмещение певицей театрального творчества с преподавательской деятельностью дало свои результаты. Сейчас более 40 учеников
Р. Жамановой работают в Казахстане, России, Греции, Китае, Монголии. Более 20 учеников стали призерами и лауреатами международных и республиканских конкурсов. Самая близкая ученица Розы Жамановой Дина Дютмагамбетова работает в театре оперы и балета имени Абая и продолжает дело своей наставницы. В беседе со мной она с любовью вспоминала былые годы и поделилась своими воспоминаниями:
— Роза Умбетовна к своим ученицам относилась с материнской заботой. Однако была требовательной, любила дисциплину и порядок, ответственное отношение к репетициям. Советовала знать все предметы, не только вокал, но и брать уроки по гармонии, игре на фортепиано и др. Говорила, что все это связано между собой. Если на репетиции приходили с отличной подготовкой, брали высокие ноты, она радовалась, настроение ее поднималось, она благодарила нас. Нередко приглашала студентов к себе домой, в гости.
Роза Умбетовна в оперном театре была на особом положении, ее высоко ценили и уважали. Красивые и большие портреты Розы апай и Бакытбека агая и сейчас украшают стены театра. Акимат города Алматы подарил Розе Жамановой автомобиль, но она любила ездить на троллейбусах и трамваях. Когда мы вместе ходили на базар, всегда ездили в общественном транспорте. Я сама рано лишилась матери, поэтому она для меня была как мать, а я для нее — дочерью, часто помогала ей в домашных делах. Роза Умбетовна была только оперной певицей, эстрадные песни никогда не пела. Исполняла народные казахские песни, романсы «Ахау бикем», «Ғашығым», «Қазақ вальсі» и другие. Она любила петь «Бақыт вальсі» Тулебаева. Это была любимая песня моей наставницы.
Также Дина рассказала, что Роза Умбетовна одевалась со вкусом, красиво. Замечательные ювелирные изделия, которые носила артистка театра, всегда восхищали ее учениц.
В 1962-1979 годы Р. Жаманова была председателем Казахского театрального общества. С 1968 года, с момента членства в Международном театральном институте, она выполняла много общественной работы. В 2008 -2009 годах ее избирали председателем жюри проводимых в Актобе международных фестивалей-смотров по вокалу, фортепиано, струнным инструментам, классическому танцу.
В Актюбинском областном историко-краеведческом музее в честь 80-летия певицы был организован вечер «Алая роза Национальной оперы». Было сказано о том, что отец Розы Жамановой Умбет был партийным работником. Родился в Теректинском районе Западно-Казахстанской области, окончил в Оренбурге рабфак, был учителем. Участвовал в работе Жымпитинского отдела Алашорды. На руководящих должностях работал в Алматы, Актобе, Петропавловске, Караганде, Саратове, Оренбурге. Был секретарем Адамовского райкома партии Оренбургской области. 23 февраля 1937 года он был арестован и расстрелян как враг народа. Реабилитирован. Мать Збира Димукашева родилась в 1895 году в Тайпакском районе Западно-Казахстанской области. Грамотная, умела писать и читать на латинском и арабском языках. После ареста супруга как жена врага народа и дочь крупного бая была вынуждена скрываться от преследования со стороны органов. Умерла она в 1945 году в Теренозекском районе Кызылординской области.
Единственный брат Розы Жамановой 82-летний Болат Жаманов живет в Астане. В годы репрессии Розу отдали в детский дом в городе Уральске, а маленького Болата мать забрала в Кызылорду. После ее смерти Болат убежал в Ташкент, там его поймали и тоже определили в детский дом. За хорошую учебу его поощряли путевкой в Артек. Болат Жаманов окончил КазГУ по специальности «экономист». Работал в Актобе, Уральске, Алматы. Вспоминая об Актобе, сказал, что Роза родилась в одноэтажном доме в районе железнодорожного вокзала и Дома культуры в том районе.
По рассказам Болата Жаманова, они из рода байбакты. Роза Умбетовна 60 лет прожила в Алматы в доме по улице Чайковского. На стене этого дома установлена мемориальная доска в честь великой певицы. Болат о своей знаменитой сестре рассказывал сдержанно, с большим чувством уважения, теплотой, глубокой тоской и сожалением:
— Роза Умбетовна по характеру была мягкой, аккуратной, пунктуальной. Отлично владела русским языком, хорошо говорила по-казахски. Но не была оратором. Всегда и со всеми разговаривала с улыбкой. С любым человеком — будь то министр или рабочий. Она вела себя просто и ровно относилась к каждому собеседнику, никого не ставила выше или ниже себя.
Муж Розы Жамановой Бакытбек Кошмухамбетов из рода аргын, родом из поселка Торгай Костанайской области. Артист оперного театра имени Абая, заслуженный артист Казахстана. Умер в 2014 году. Детей у них не было. Роза Жаманова всю свою жизнь посвятила служению Родине, оперному творчеству, депутатской, общественной работе.
Награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Парасат». Была депутатом Верховных Советов СССР и Казахской ССР. В 1957 году ей было присвоено звание заслуженной артистки Казахской ССР, в 1959 году — народной артистки СССР. В 1970 году она стала лауреатом Государственной премии Казахской ССР, позднее — обладателем премии «Тарлан». Награждена почетными грамотами Монголии, Эстонии, Чечено-Ингушетии.
Роза Жаманова ушла из жизни 27 декабря 2013 года, в 86 лет. Она останется в нашей памяти как гордость казахстанского оперного искусства.
Еркин КУРМАНБЕК, деятель культуры Республики Казахстан, председатель ОС «Мирас» при АОФ партии «Нұр Отан»[divider]
Роза национальной оперы
В день рождения выдающейся оперной певицы Розы Жамановой в честь ее 90-летия в городском Доме культуры прошел концерт «Ұлттық операның раушан гүлі».
Как рассказала директор ГДК Даметкен Жалгасова, празднование юбилея уроженки Актобе стало возможным благодаря хлопотам ветерана сферы культуры Еркина Курманбека:
— Еркин Жолмырзинович обратился с инициативой в гор-
акимат и гормаслихат, а мы эту инициативу поддержали. По-другому быть не могло, так как Роза Жаманова относится к числу лучших вокалисток ХХ века. Замечу, что творческий потенциал артистов ГДК недостаточен для подготовки концерта памяти звезды оперного искусства, поэтому основная нагрузка легла на солистов филармонии имени Г. Жубановой Манзуру Сапарову, Данияра Кульжанова и Айбека Карагулова и камерный оркестр под управлением Али Ермекбаева — спасибо им. Кроме организации концерта, мы подготовили информационный блок памятного вечера, где представили сведения из биографии именитой землячки.
Основную массу слушателей концерта представляли школьники и молодежь, многие из которых — учащиеся музыкального колледжа имени А. Жубанова и студенты АРГУ имени К. Жубанова. К слову сказать, в концертной программе они тоже участвовали (вокалисты Жубаныш Кушекбаев, Касымбек Кадыров, Темирлан Муратов).
О жизни Розы Жамановой, значении ее творчества в истории искусства и культуры Казахстана рассказали Еркин Курманбек, преподаватель кафедры музыки АРГУ имени К. Жубанова, кандидат педагогических наук Болат Бекниязов, директор музыкального колледжа имени А. Жубанова Аманжол Исмагулов.
— В числе выпускниц нашего колледжа, в последующем учившихся у Розы Жамановой в консерватории имени Курмангазы, Венера Алпысбаева и Кумис Жумагалиева, обе сейчас работают в ГАТОБ имени Абая. Также в Актюбинском музыкальном колледже работала еще одна ученица выдающейся казахстанской вокалистки — Куралай Бекжанова, — дополнил Аманжол Дюсенович.
В программе концерта прозвучали произведения казахских, советских и европейских композиторов, казахские народные песни.
Татьяна ВИНОГРАДОВА