Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Кюй на баяне

 

В рамках традиционных субботних вечеров в филармонии имени Г. Жубановой 24 января состоялся творческий вечер солиста филармонии, баяниста Сергея Митрохина,
неоднократного лауреата и дипломанта республиканских и международных конкурсов, преподавателя класса баяна музыкального колледжа имени А. Жубанова.

Со сцены звучали произведения казахских, русских классиков, лучшие образцы европейской музыки в переложении для баяна. Нынешний творческий вечер баяниста — уже седьмой по счету.
Под впечатлением услышанного на концерте первым делом интересуюсь у артиста репертуаром:
— Кюй на баяне. Насколько это сложно?
— Несложно, так как есть специальные переложения для баяна в обработке моего педагога по аспирантуре Анатолия Гайсина. Курмангазы, Ихласа играю часто, это одни из моих любимых композиторов, а еще — Газизу Жубанову, Иоганна Себастьяна Баха.
— Ты говоришь об органной музыке Баха?
— Да, но опять же в переложении для баяна. Понимаете, баян — инструмент универсальный, даже уникальный: им можно воспроизвести любой звук, известный в природе, не говоря уже о музыке.
В репертуаре Сергея Митрохина, кроме вышеназванных авторов, —  Скарлатти, Россини, Пьяццолла, Шуберт, Моцарт, Римский-Корсаков, Огинский, Рахманинов, Дога. Произведения большинства из них как раз и звучали на творческом вечере, в том числе в сопровождении скрипок, домбры, саз-сырная.
— Из оригинальных авторов, то есть писавших для баяна, больше всех люблю исполнять мелодии Владислава Золотарева. Несмотря на короткую жизнь, этот композитор оставил богатое наследие.
— Сергей, ты много участвуешь в конкурсах. Что это дает тебе?
— Повышаю исполнительское мастерство. Первый конкурс был во втором классе музыкальной школы. Тогда я получил Гран-при областного фестиваля «Наурыз мейрамы». На следующем, уже республиканском, в 1998 году, отсеялся после первого тура, но не огорчился нисколько, поскольку сам отсев стал стимулом к совершенствованию.
— Откуда такая тяга к постоянной работе над собой?
— Наверное, из детства, из семьи. Мама и старшая сестра были озабочены, чтобы я чем-нибудь увлекся, чтобы появилась цель. И в начале седьмого класса общеобразовательной школы я поступил в нашу Алгинскую музыкальную школу. Теперь думаю: поступи раньше, раньше б начал совершенствоваться.
Усидчивость Митрохина-музыканта поражает. В музыкальном колледже он занимался по шесть часов в день, невзирая на выходные; в Алматинской консерватории — до девяти часов (помимо основных учебных занятий)!
— Вдобавок с третьего курса консерватории работал в оркестре «Отырар сазы», — вспоминает артист. — А когда учился в аспирантуре, занимался баяном не менее десяти часов, порой даже ночевал в классе.
— Такая усидчивость, кроме побед в конкурсах, наверное, еще какие-то результаты дала? Ты исполняешь виртуозные композиции?
— Опыт исполнения вещей виртуозных у меня имеется. Например, с оркестром казахских народных инструментов имени А. Жубанова на «Жубановской весне» мы играли «Оmaggio» (памяти Пьяццоллы) гениального украинского баяниста Владимира Зубицкого в его же джазовой обработке. Судя по аплодисментам, сыграли хорошо.
— Украинская школа баяна считается лучшей на постсоветском пространстве (в советскую эпоху было так же), потом идет российская, потом — казахстанская, — делится Сергей. — Профессор Зубицкий сейчас преподает в Итальянской государственной консерватории.
Своим кумиром из числа исполнителей баянист Митрохин называет самарского музыканта Сергея Войтенко; любимой мелодией, несмотря на пристрастие к Баху, — «Цыганскую рапсодию» для баяна с оркестром Виктора Гридина. Бесконечно благодарен педагогам:
— В Актюбинском колледже я учился у Фаиля Дюсметова. Теперь мы работаем вместе на народном отделении, и я не представляю, как бы обходился без его советов, консультаций. А Анатолий Гайсин, кого можно по праву назвать родоначальником современной казахстанской школы баяна, сделал из меня артиста вообще. Он — ученик выдающегося Геннадия Чернички, профессора Новосибирской консерватории, и оба по-своему и в одном направлении двигают баянную музыку. Еще мне повезло работать в оркестре казахских народных инструментов, за создание которого я бесконечно благодарен Каиргали Кожанбаеву: здесь абсолютные условия для творчества.
— Что интересного принес тебе ушедший год?
— Год Лошади — мой, я тоже ломовая лошадь: было много работы, в том числе подготовка творческого вечера. Еще получил квартиру в Нур Актобе, в декабре родилась вторая дочка — все хорошо!

Колонка "Взгляд"