Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Ленивый художник

Фотография. Момент, запечатленный камерой. Выхваченное объективом  мгновение, которое уже никогда не повторится. Созданный профессионалом снимок может стать шедевром, настоящим произведением искусства. Но для этого надо вооружиться знаниями, хорошей техникой и иметь художественный взгляд.

Юрий Шаповалов — профессиональный фотограф, коих в нашем городе раз-два и обчелся. Портреты, созданные им, словно оживают на бумаге, передавая гамму чувств, эмоций, характер человека. Добиться этого непросто.  Раскрыть личность, даже самую яркую и фотогеничную, пусть и при помощи современной аппаратуры, можно лишь добавив к таинству съемки талант мастера. Работа портретиста, как и вообще фотографа, начинается задолго до того, как он нажимает на спуск. «После» — это уже дело техники, а «до» — творчество.

— Фотограф — это ленивый художник, — замечает Юрий Владимирович.

Мы находимся в его студии. Здесь уютно и просторно. Десяток роскошных костюмов, шляпок, сшитых супругой фотографа,  оборудование для равномерного освещения, куча игрушек для детей.

Как раритет стоит в углу старинный фотоаппарат на ножках, тот самый, перед которым позировали еще наши бабушки и дедушки, а фотограф, с головой накрытый черной тканью, взмахивал крышкой объектива, обещая им птичку. Аппарат в рабочем состоянии, между прочим, но мастер предпочитает иметь дело с техникой последнего поколения.

— Качество снимка, в первую очередь, зависит от техники. Кроме самого аппарата, нужны штативы, хорошая вспышка, объективы. Главное — оптика, — консультирует нас опытный фотограф с более чем 20-летним стажем. — Цифровой «мыльницей», которая есть сейчас у многих, можно довольно хорошо снять природу. А вот сделать портрет — процесс сложный.

Признаваясь, что он предпочитает делать фотосессию осеннего пейзажа (больше красок), Юрий Шаповалов все же называет себя портретистом. Это его конек. В обширной коллекции — репортажные снимки, жанровые, постановочные, парадные.

— Раньше, помните, в каждом доме на стене висели такие парадные портреты. Обычно на праздники вся семья ходила фотографироваться в ателье, — рассказывает он.

В активе у Шаповалова больше репортажных снимков, сделанных во время мероприятий, встреч, на спортивных состязаниях. Хотя есть и сейчас желающие просто запечатлеть себя, своих родных на память. Бывают люди фотогеничные, это так, соглашается Юрий Владимирович, их можно снимать с любого ракурса, они всегда красивы и непосредственны. Но задача настоящего мастера — передать тот самый поворот головы, лучистую улыбку,  неповторимо привлекательный взгляд, который представит человека в выгодном свете.

Кстати, о свете. Фотография по-гречески — светопись. Огромную роль в качестве снимка выполняет игра света и тени. С их помощью можно устранить ненужные детали и усилить основное звено композиции. А зная правило «золотого сечения», можно сфокусировать внимание на незначительном предмете, например, на перстне, ручке или кисти в руках человека, говорящем о его статусе или профессии.

— Я по-хорошему завидую фотографам-любителям, — говорит Юрий Шаповалов. — Не получился снимок — ничего страшного. В другой раз получится. Я себе такого позволить не могу. Я отвечаю за свою работу, за качество. В нашем городе много фотографов, я бы сказал, ремесленников, а вот профессионалов — единицы.

К хорошему снимку можно долго и тщательно готовиться, чтобы потом сделать один-два кадра. А можно «нащелкать» сотню кадров, и выбрать один-единственный. Многие начинающие так и поступают, да в наших условиях это проще, считает фотограф, так как мы работаем не с фотомоделями или актерами. Позировать — это тоже искусство, если хотите — работа. Считается, что по сложности съемка детей обычно стоит на втором месте после съемки животных. Да, дети естественны, эмоции у них написаны на лице, но вместе с тем они нетерпеливы, неусидчивы.

— Прежде, чем серьезно заняться фотографией, человеку необходимо определиться: что именно он хочет снимать, — советует хозяин студии.

Например, чтобы фотографировать здания, человек должен разбираться в архитектуре. А фотограф, снимающий животных, должен быть еще и натуралистом. Кроме того, что фотограф должен иметь творческий подход, быть теоретически подкован, он также должен быть готовым к трудностям выбранной профессии. Ведь зачастую приходится работать в сложных природных условиях, снимать с большой высоты, на стройках, на предприятиях.

Юрий Владимирович рассказывает, как однажды, делая снимки, чуть было не упал с высоты пятого этажа. Повис локтями в проеме строящегося здания, крепко держа в руках аппаратуру.

— Как бы ни споткнулся или упал фотограф, первое, о чем он подумает: сохранить в целости аппаратуру, — с улыбкой замечает наш собеседник, завершая разговор.

Совет профессионала

Когда вы собираетесь снимать «скрытой камерой» или заранее знаете, что работать придется без подготовки, резкость и экспозицию надо установить сразу, а также подумать о композиции и точке съемки. Даже если вы снимаете мгновенные события, действие часто можно предугадать, но здесь потребуется отличная реакция, иначе хорошего результата получить не удастся.

Совет профессионала

Правило «золотого сечения» — это известный на протяжении многих веков прием, который используют в живописи, архитектуре и, конечно, в фотографии. Используя это правило, можно привлечь внимание зрителя к определенным объектам на фотографии. Для этого главный объект нужно разместить в одном из «зрительных центров», положение которых определяется так: на фотографии проводится диагональ, а затем из свободного угла опускается линия к этой диагонали под прямым углом. Композиция будет выглядеть гармоничной, если три разных объекта располагаются в полученных треугольниках.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"