Фотография. Момент, запечатленный камерой. Выхваченное объективом мгновение, которое уже никогда не повторится. Созданный профессионалом снимок может стать шедевром, настоящим произведением искусства. Но для этого надо вооружиться знаниями, хорошей техникой и иметь художественный взгляд.
Юрий Шаповалов — профессиональный фотограф, коих в нашем городе раз-два и обчелся. Портреты, созданные им, словно оживают на бумаге, передавая гамму чувств, эмоций, характер человека. Добиться этого непросто. Раскрыть личность, даже самую яркую и фотогеничную, пусть и при помощи современной аппаратуры, можно лишь добавив к таинству съемки талант мастера. Работа портретиста, как и вообще фотографа, начинается задолго до того, как он нажимает на спуск. «После» — это уже дело техники, а «до» — творчество.
— Фотограф — это ленивый художник, — замечает Юрий Владимирович.
Мы находимся в его студии. Здесь уютно и просторно. Десяток роскошных костюмов, шляпок, сшитых супругой фотографа, оборудование для равномерного освещения, куча игрушек для детей.
Как раритет стоит в углу старинный фотоаппарат на ножках, тот самый, перед которым позировали еще наши бабушки и дедушки, а фотограф, с головой накрытый черной тканью, взмахивал крышкой объектива, обещая им птичку. Аппарат в рабочем состоянии, между прочим, но мастер предпочитает иметь дело с техникой последнего поколения.
— Качество снимка, в первую очередь, зависит от техники. Кроме самого аппарата, нужны штативы, хорошая вспышка, объективы. Главное — оптика, — консультирует нас опытный фотограф с более чем 20-летним стажем. — Цифровой «мыльницей», которая есть сейчас у многих, можно довольно хорошо снять природу. А вот сделать портрет — процесс сложный.
Признаваясь, что он предпочитает делать фотосессию осеннего пейзажа (больше красок), Юрий Шаповалов все же называет себя портретистом. Это его конек. В обширной коллекции — репортажные снимки, жанровые, постановочные, парадные.
— Раньше, помните, в каждом доме на стене висели такие парадные портреты. Обычно на праздники вся семья ходила фотографироваться в ателье, — рассказывает он.
В активе у Шаповалова больше репортажных снимков, сделанных во время мероприятий, встреч, на спортивных состязаниях. Хотя есть и сейчас желающие просто запечатлеть себя, своих родных на память. Бывают люди фотогеничные, это так, соглашается Юрий Владимирович, их можно снимать с любого ракурса, они всегда красивы и непосредственны. Но задача настоящего мастера — передать тот самый поворот головы, лучистую улыбку, неповторимо привлекательный взгляд, который представит человека в выгодном свете.
Кстати, о свете. Фотография по-гречески — светопись. Огромную роль в качестве снимка выполняет игра света и тени. С их помощью можно устранить ненужные детали и усилить основное звено композиции. А зная правило «золотого сечения», можно сфокусировать внимание на незначительном предмете, например, на перстне, ручке или кисти в руках человека, говорящем о его статусе или профессии.
— Я по-хорошему завидую фотографам-любителям, — говорит Юрий Шаповалов. — Не получился снимок — ничего страшного. В другой раз получится. Я себе такого позволить не могу. Я отвечаю за свою работу, за качество. В нашем городе много фотографов, я бы сказал, ремесленников, а вот профессионалов — единицы.
К хорошему снимку можно долго и тщательно готовиться, чтобы потом сделать один-два кадра. А можно «нащелкать» сотню кадров, и выбрать один-единственный. Многие начинающие так и поступают, да в наших условиях это проще, считает фотограф, так как мы работаем не с фотомоделями или актерами. Позировать — это тоже искусство, если хотите — работа. Считается, что по сложности съемка детей обычно стоит на втором месте после съемки животных. Да, дети естественны, эмоции у них написаны на лице, но вместе с тем они нетерпеливы, неусидчивы.
— Прежде, чем серьезно заняться фотографией, человеку необходимо определиться: что именно он хочет снимать, — советует хозяин студии.
Например, чтобы фотографировать здания, человек должен разбираться в архитектуре. А фотограф, снимающий животных, должен быть еще и натуралистом. Кроме того, что фотограф должен иметь творческий подход, быть теоретически подкован, он также должен быть готовым к трудностям выбранной профессии. Ведь зачастую приходится работать в сложных природных условиях, снимать с большой высоты, на стройках, на предприятиях.
Юрий Владимирович рассказывает, как однажды, делая снимки, чуть было не упал с высоты пятого этажа. Повис локтями в проеме строящегося здания, крепко держа в руках аппаратуру.
— Как бы ни споткнулся или упал фотограф, первое, о чем он подумает: сохранить в целости аппаратуру, — с улыбкой замечает наш собеседник, завершая разговор.
Совет профессионала
Когда вы собираетесь снимать «скрытой камерой» или заранее знаете, что работать придется без подготовки, резкость и экспозицию надо установить сразу, а также подумать о композиции и точке съемки. Даже если вы снимаете мгновенные события, действие часто можно предугадать, но здесь потребуется отличная реакция, иначе хорошего результата получить не удастся.
Совет профессионала
Правило «золотого сечения» — это известный на протяжении многих веков прием, который используют в живописи, архитектуре и, конечно, в фотографии. Используя это правило, можно привлечь внимание зрителя к определенным объектам на фотографии. Для этого главный объект нужно разместить в одном из «зрительных центров», положение которых определяется так: на фотографии проводится диагональ, а затем из свободного угла опускается линия к этой диагонали под прямым углом. Композиция будет выглядеть гармоничной, если три разных объекта располагаются в полученных треугольниках.
Гульсым НАЗАРБАЕВА